Top.Mail.Ru
архив

Наследство Пал Палыча

Уход Бориса Ельцина с поста президента России сделал неизбежным крушение одной из крупных российских ФПГ. Речь идет не об олигархах. Просто неизменный кремлевский завхоз Павел Бородин, как и следовало ожидать, прекратил управлять делами президента. Тем самым наиболее реальному претенденту на пост главы государства Владимиру Путину открылось "президентское наследство" - финансово-промышленный конгломерат, находящийся под контролем Управления делами президента РФ. Бывший глава ФПГ Пал Палыч Бородин еще в середине 1999 года заявлял корреспонденту "Ко", что оборот его "хозяйства" составляет около $2,5 млрд в год (при этом объемы средств федерального бюджета составляли в обороте, по словам Бородина, не более 10 - 15%), а суммарная стоимость активов составляет, по его мнению, "десятки и сотни миллиардов долларов". Даже если Бородин несколько преувеличивал, ФПГ "Администрация президента" является одной из самых привлекательных российских бизнес-структур. Разбираясь детально, что же представляет из себя империя Бородина, можно прийти к банальному выводу: Путину, равно как и любому другому человеку на посту президента, хозяйственными делами которого и будет управлять некий чиновник, наследство от Бородина не принесет ничего, кроме головной боли. Тем более что по сути никакой ФПГ просто не существует.

Собственно, из чего составлены активы Управления делами администрации президента, в точности сказать сложно: документы Счетной палаты, неоднократно проверявшей эту организацию, не показывают наличия в структуре УД АП чего-либо, кроме прекрасных зданий (в частности, ряд санаторно-гостиничных комплексов, таких, как гостиница УД на Старом Арбате и один из корпусов комплекса "Белград", находящийся в управлении Swiss Diamond), стульев, столов, скрепок и автопарка, который, вопреки всеобщему мнению, не столь велик и роскошен. Очевидно, говоря о многомиллиардных активах, Бородин имел в виду активы компаний, которым АП покровительствовала и являлась "политической крышей" - например, Оскольского электрометаллургического комбината, АО "Севералмаз", ряда некрупных нефтетрейдинговых структур и компаний, занимающихся совместно с российскими предприятиями огранкой и экспортом российских алмазов, ряд приближенных банков. Понятно, что активы этих компаний могут и превысить несколько миллиардов долларов, и тут Бородин, естественно, не фантазировал.

Однако при этом вся ценность ФПГ, созданной Павлом Бородиным, заключалась исключительно в том, что есть человек, то есть сам Бородин, который ее объединяет, причем отнюдь не только менеджерскими талантами, а личными связями и нахождением своей персоны в списке ближайшего окружения Бориса Ельцина (заметим, именно Ельцина, а не любого президента). Без этого человека ФПГ не только перестает работать, но и немедленно превращается в то, чем она являлась по своей сути - неформальной ассоциацией частных (и давно уже частных) структур, которым может быть выгодно, а может быть невыгодно сотрудничать друг с другом. Доступ к бюджетным ресурсам им закроют, скорее всего, уже в самое ближайшее время, а некоторым уже закрыли с момента начала скандальной истории с Mabetex. Часть из них выживет и станет компаниями, другая часть уйдет, третья будет эксплуатировать старые связи в кремлевском аппарате до тех пор, пока они не перестанут эффективно работать. В любом случае ФПГ "Администрация президента" не существует с момента отставки Павла Бородина.

Что же останется? Стулья и серебряные вилки, которыми будет управлять новый Управделами, скромный чиновник с комитетским прошлым. Впрочем, можно предложить другой вариант: акционирование холдинговой компании "Управление делами президента" и продажа ее акций заинтересованным инвесторам. Рынок в конце концов сам оценит, сколько миллиардов долларов стоит то, что Павел Бородин считал "одной из самых крупных и эффективных российских бизнес-структур".

Еще по теме