Top.Mail.Ru
архив

Кто заплатит за неудачу?

Двадцать седьмого декабря прошлого года в 21.40 у дома 19 на Маломосковской улице был застрелен Михаил Постников, один из руководителей компании "Вист". Компьютерный бизнес относится к числу наименее криминализованных, и случившееся - из ряда вон выходящий случай. Оговоримся сразу - мы не имеем подтвержденной информации о том, почему это случилось, и все сказанное ниже должно восприниматься лишь как выводы из скудной информации, которой мы обладаем. Однако эта версия очень логично вписывается в ситуацию, в которой уже более года находится некогда самая известная российская компьютерная компания.

История успеха

"Вист" начала свою деятельность в 1992 году. Ее основатель Александр Рапопорт владел в те времена одной из первых в России "подвально-отверточной" сборкой персональных компьютеров. Почти никто этим в стране не занимался - завозить дешевые тайваньские компьютеры было выгоднее. Но уже в следующем году спрос на импортную технику стал падать, а "отверточники" принялись наживаться на повальной компьютеризации.

"Вист" - одна из первых российских компаний, которая пошла по пути создания брэнда на компьютерном рынке с агрессивным продвижением торговой марки. Рецепт был прост: массированная реклама плюс собственная массовая сборка, снижающая себестоимость. К 1995 году порядка 15 - 20% российского рынка принадлежали "Висту". К этому времени компания вышла из подвала и перенесла производство на зеленоградское предприятие "Квант". Планы были грандиозны: предполагалось производить полностью отечественные компьютеры, включая многие микрокомпоненты.

В 1997 году "Вистом" был продан уже 350-тысячный компьютер. Тут-то руководители компании и расслабились, считая компьютерный рынок страны своей собственностью. Оставались незамеченными даже факты появления подделок под торговую марку и манипуляции региональных дилеров с более дешевыми компонентами. Похоже, к тому времени владельцев интересовали другие проблемы - например, как еще можно выделиться из массы конкурентов. Почему бы не производить компьютеры в цветных корпусах?

Серия машин черного цвета, позиционировавшихся в верхней ценовой категории, получила название Black Jack и стала крупнейшим имиджевым проектом компании, к тому же одним из самых неудачных. Ставка на престижное потребление себя не оправдала: для комплектации "крутых" машин на заводах Samsung был размещен крупный заказ на OEM-мониторы, но обошлись они "Висту" слишком дорого. За это время цены на мониторы в России из-за демпинга тайваньских производителей резко пошли вниз, и в итоге всю партию "Вист" продала с трудом, несмотря на спонсирование телепрограммы "Империя страсти" с Николаем Фоменко, ставшим "рекламным лицом" "Виста".

К началу 1998 года компьютерный рынок стал стагнировать. Одновременно стали нарастать долги "Виста" западным партнерам по товарным кредитам. Вскоре спад продаж стал настолько глубоким, что многие мелкие и средние компании просто уходили с рынка, не считаясь с потерями. Однако проверенная агрессивная маркетинговая политика вновь ставится во главу угла: "Вист" идет на риск в надежде на скорое восстановление рынка, продолжает брать товарные кредиты и вкладываться в рекламу.

Возможно, что стратегия лидерства во всем и игры против рынка, столь характерная для президента компании Александра Рапопорта, была верной, хотя соревнование с группой R&K, имевшей солидную "подпорку" в виде бизнеса по импорту комплектующих, уже тогда расценивалось многими как безумие. Все уравнял кризис - компьютерный рынок в одночасье сократился минимум на 35%. К этому времени "Вист" перестала быть крупным игроком, а в 1999 году от компании остались непрофильный бизнес, старая - и до сих пор одна из самых дорогостоящих на российском компьютерном рынке - торговая марка и множество долгов.

Весь прошлый год компания искала пути выживания. Закончился он выстрелами.

История выживания

Возникает вопрос: почему Михаил Постников, формально не первое лицо в компании, стал жертвой наемных убийц? Чтобы понять это, надо знать, что, как и многие другие российские фирмы, создававшиеся с нуля, "Вист" была совместным бизнесом совершенно разных людей.

Михаил Постников, как и его брат Александр, еще один совладелец "Виста", пришли в компьютерный бизнес из бизнеса промышленного - они вместе с Виктором Лопатиным, также фигурирующим в учредительных документах компании "Эннекс", владевшей контрольным пакетом акций "Торговой компании "Вист", создали на базе одного из московских НИИ компанию "Гипростанок-2", быстро взявшую под контроль сервисный и проектировочный бизнес родного предприятия. По словам пресс-менеджера Владимир Сурина, в настоящий момент "Гипростанок-2" не имеет отношения к бизнесу "Виста" - это частный бизнес совладельцев группы. Виктор Лопатин, по информации "Ко", являлся одним из совладельцев еще одной компьютерной компании, специализирующейся на поставках оргтехники и компьютеров корпоративным заказчикам - "Ками НТ". Имел собственный торговый бизнес и Александр Жуйков, также совладелец "Виста".

Но разные компании, принадлежащие совладельцам, - это не только диверсификация вложений, это еще и решение финансовых вопросов с контрагентами и не прекращающееся ни на день общение с "невидными", но крайне важными для владельцев контрагентами - поставщиками комплектующих, например. Контакты с Intel и Microsoft - это одно, а общение с "уважаемым Ашотом Насибовичем" и "компанией "Техноинвестконтракт-96" - совсем другое, но не менее важное для работы компании направление. Есть основания предполагать, что Михаил Постников отвечал в компании за "глубокое" финансирование - как человек, имеющий опыт работы в финансовом бизнесе.

По словам представителей компьютерных компаний, "Вист" имела крупные долги (в основном западным кредиторам), причем вопрос погашения задолженности напрямую увязывался Александром Рапопортом с перспективами восстановления бизнеса "Виста". Так, Samsung, которому "Вист" задолжала за партию комплектующих, в погашение долга получил одно из зданий компании. Впрочем, очевидно существовали и долги перед менее именитыми контрагентами. На конец 1999-го "Вист" в сумме оставалась должна, по сведениям "Ко", около $3 - 5 млн, при том, что на начало года долги составляли около $10 - 15 млн.

Как компании удалось погасить половину задолженности, фактически не производя компьютеров и получая минимальную прибыль в непрофильных дочерних компаниях, таких, как "Вист-Климат Контроль", или структуре по продаже офисной мебели? Ответ на этот вопрос, вероятно, знал Михаил Постников. Контрагенты компании как об общеизвестном факте говорят, что Постников "взял довольно крупный кредит на жестких условиях у серьезных людей под свою подпись". Когда это произошло и произошло ли это - информация отсутствует, однако известно, что в конце 1998 года компания пыталась перестроить свою структуру, передав ее в управление профессиональному менеджеру Сергею Маневичу. Впрочем, Маневичу не удалось сделать "Вист" прибыльной компанией - для этого был нужен подъем продаж на рынке, которого Александр Рапопорт ожидал весь 1999 год.

Подъема не случилось, а деньги, судя по всему, кредиторы требовали все жестче. Осенью 1999 года Постников, по словам PR-руководителя группы "Бизнес-Регион" Ильи Тишкина, обсуждал проект, согласно которому "Вист" в обмен на крупный пакет своих акций получала финансирование и, возможно, некоторые гарантированные продажи корпоративным заказчикам. Однако, по словам Тишкина, проект встретил сильное сопротивление со стороны Рапопорта и был отвергнут.

Неизвестно, насколько совладельцы "Виста" имели возможность погасить долги за счет средств, "вынутых" из стороннего бизнеса, однако и сейчас, несмотря на попытки восстановить компьютерный бизнес "Виста" (по словам Владимира Сурина, в настоящее время "Вист" собирает компьютеры на своих мощностях малыми партиями), проблема долгов остается. А это значит, что человек с автоматом может появиться на сцене в любой момент.

История восстановления?

Похоже, что убийство Михаила Постникова стало тем событием, после которого владельцы "Виста" изменили свои оценки. По неофициальной информации, Александр Рапопорт, недоступный для комментариев, оценивает ситуацию в "Висте" как критическую и не исключает никакого варианта развития событий, включая ликвидацию компании и уход в свой бизнес всех соучредителей компании. Судя по всему, решение об уходе уже принял Андрей Жуйков - в "Висте" "Ко" отказались прокомментировать как участие Жуйкова в бизнесе компании, так и его присутствие в списке учредителей.

Между тем сейчас "Вист" имеет достаточно неплохие перспективы для восстановления бизнеса. Объемы продаж на российском компьютерном рынке по итогам третьего квартала 1999 года, по данным IDC, составляют почти докризисные величины, при этом огромную долю (более 55%) обеспечивают мелкие компании, у которых "Вист" так успешно отбирала рынок в 1996 - 1997 годах. В нынешних условиях большие перспективы имеют проекты, затеянные Рапопортом в 1998-м, например компьютерные супермаркеты. Неплохи дела подразделения "Виста" по производству серверов - объем продаж по этой линии продолжает расти.

Но проблемы, которые "Вист" пыталась решать, пока остры. Компания остается полностью зависимой от поставщиков комплектующих, и проект по созданию собственной элементной базы так и остается проектом. "Вист" полностью потеряла контроль над сбытовыми структурами и испортила репутацию у иностранных партнеров. Наконец, в условиях кризиса отсутствие четкой корпоративной структуры, пересечение полномочий менеджеров, проблемы управления финансовыми потоками становятся тем, что делает проекты прожектами, а планы фантазиями.

Еще по теме