Top.Mail.Ru
архив

Два этажа - пара

Сегодня ОАО "Медицина" является одной из самых преуспевающих частных клиник в Москве: оборот компании на весьма компактном рынке составляет более $10 млн. Компания, созданная с нуля, начинала свой бизнес с предоставления альтернативных услуг скорой помощи и сумела практически полностью использовать потенциал малоконкурентного рынка. Сейчас эта медицинская компания с хорошей репутацией входит в тройку самых крупных негосударственных клиник в Москве. О перспективах развития компании и рынка в целом рассказывает один из основателей ОАО "Медицина" - президент компании Григорий Ройтберг

"Ко": Григорий Ефимович, сегодня у вас только одна клиника в центре Москвы. Не входит ли в ваши планы территориальное расширение?

Григорий Ройтберг: 2000 год будет для нас очень продуктивным - мы открываем новый комплекс медицинских отделений, которые будут позиционироваться как кабинеты семейного врача. Уже открылось первое подобное отделение, а со временем мы планируем довести их число до девяти. Или хотя бы до семи, если не будет хватать денег. Нам предстоит огромная работа. Отдельный комплекс-филиал рассчитан на 10 врачей, которые смогут обслуживать около 15 тыс. пациентов. Реальные инвестиции в строительство и оснащение клиник составили порядка $7 млн - мы израсходовали на это практически всю прибыль, полученную за прошлые годы.

"Ко": Чтобы окупить столь дорогостоящий проект, потребуется немало времени. Вы не боитесь, что семейная практика окажется невостребованной или будет восприниматься только клиентами, ориентированными на западные стандарты потребления?

Г.Р.: Я думаю, все будет зависеть от качества работы отделений. Практика семейного врача успешно развивается на Западе, в России же эта ниша начала заполняться не так давно. Следует отметить одну специфическую черту медицинского бизнеса. Если вы, к примеру, решили открыть ресторан или магазин, то вам достаточно разработать дизайн помещения, нанять красивых девушек-официанток, сделать дорогую рекламу и начинать раскрутку. С медицинским учреждением такой сценарий невозможен. Чтобы создать имидж, нужны время и соответствующие наработки. Нам это удалось сделать благодаря тому, что с самого начала в нашей клинике работали высококвалифицированные специалисты, каких в России мало. Самая большая проблема - подготовка кадров. Мы не располагаем необходимым количеством семейных докторов. Данная профессия подразумевает наличие знаний во многих областях медицины, и такие специалисты - "штучный товар".

"Ко": Крупной проблемой медицинского бизнеса считается дефицит квалифицированного менеджмента - хороший врач отнюдь не всегда является хорошим менеджером. Кто в ОАО "Медицина" вырабатывает стратегию развития? Вы в первую очередь администратор или врач?

Г.Р.: На самом деле стратегии-то никакой и нет. У нас есть чутье и качественная медицина. И это факт. Только сейчас мы создаем отдел, который будет заниматься реализацией медицинских услуг, а прежде у нас не было даже рекламы. Как продавец я оказался слаб: может быть, потому что я врач - к счастью или к сожалению. Я занял пост директора клиники, уже будучи доктором наук, и мыслил тогда совсем по-другому. Мы сумели завоевать рынок без всяких стратегий и бизнес-планов - только за счет высокого уровня обслуживания.

Мышление руководителей многих клиник в целом осталось очень консервативным, а их стратегическое поведение отличается удивительной пассивностью. Многие руководители, оценивая финансово-экономическое положение своих клиник как неудовлетворительное, тем не менее ничего не предпринимают для изменения ситуации, придерживаясь стратегии пассивного выживания. Существует расхожее мнение, будто главный фактор успеха в медицинском бизнесе - новейшее оборудование, а высококвалифицированный персонал имеет меньшее значение. На мой взгляд, главным залогом успеха на медицинском рынке являются профессиональные кадры. В нашей клинике мы сами готовим специалистов. Хороший врач должен постоянно повышать квалификацию, в противном случае он через год-два перестанет соответствовать нужному уровню. У нас налажена целая система обучения врачей - лекции, аттестации, стажировки за рубежом.

"Ко": Сейчас преуспевающие клиники пользуются услугами консалтинговых агентств или нанимают профессиональных менеджеров. Вы не пробовали воспользоваться подобной практикой?

Г.Р.: Найдите нам хорошего менеджера, и мы сразу же его возьмем! Кого мы только не приглашали - все без толку... Взять, к примеру, аудиторов. К нам приходили и иностранные аудиторы, и наши. Приходили, запрашивали за свои услуги сумасшедшие деньги ($150 в час), но при этом ничего не понимали в медицинском бизнесе. Мне самому приходилось рассказывать им, что делать. Ну зачем нам такие аудиторы? Те, кто называет себя медицинскими аудиторами, на самом деле ничего в медицинском бизнесе не смыслят. Иностранцы - те вообще какие-то блаженные, пользы от них никакой. Но даже отрицательный опыт можно использовать себе во благо: мы поняли, что они нам не нужны и тратить на них огромные суммы денег бессмысленно.

"Ко": Вы бы рискнули сейчас повторить все сначала?

Г.Р.: Да, потому что мне это интересно как профессионалу. Только путь, возможно, я бы выбрал несколько другой. Дело в том, что у нас в системе обязательного медицинского страхования нет места для частной медицины. И, чтобы создать клиентскую базу, имеющую возможность оплачивать дорогостоящие услуги, нужны огромные усилия всего персонала и время: пациент ведь должен проверить качество предоставляемых клиникой услуг.

"Ко": Сейчас ведется много споров по поводу перспектив развития медицинских компаний и о будущем медицины вообще. Как вы думаете, сохранится ли на рынке тенденция по продвижению медицинских брэндов, подобных ОАО "Медицина"?

Г.Р.: Не думаю, что частная медицина будет развиваться активно. Создать компанию, похожую на ОАО "Медицина"? Скажите мне, кто сегодня готов инвестировать такие деньги? Мы инвестировали в клинику около десяти лет, то есть десять лет акционеры фактически не получали дивидендов. Да, медицинский бизнес очень рентабельный, но он требует огромных вложений. Можно взять $20 млн и сделать такой центр. Но три-четыре года вы будете создавать кадры и лишь через четыре года сможете вернуть деньги. Найти инвесторов трудно, но можно. Тем не менее я не думаю, что начинание окажется перспективным: надо ждать, когда появятся новые обеспеченные клиенты, а это в 2000 - 2001 годах маловероятно. До кризиса в Москве лечились около 250 тыс. иностранцев, сегодня их не более 85 тыс. Я не вижу радужных перспектив, но не могу сказать, плохо это или хорошо. Посмотрим на проблему с другой точки зрения: а почему, собственно, должен развиваться рынок частных медицинских услуг? Пусть развивается государственный.

"Ко": Следует ли из ваших слов, что вы сторонник сохранения государственной бесплатной медицины? Вы считаете эту модель конкурентоспособной?

Г.Р.: Я убежден, что реальной перспективой медицинского бизнеса является сочетание государственных медицинских учреждений и платной медицины, представленной коммерческими компаниями. Полная коммерциализация медицинских услуг в нашей стране на данном этапе нереальна. Часть услуг должна оказываться в системе государственного социального страхования, то есть фактически бесплатно. Другого пути нет.

"Ко": Значит, масштабной эволюции государственных медицинских учреждений в частные медицинские компании не произойдет?

Г.Р.: На мой взгляд, такого не случится. Да и нет в этом необходимости. Частная медицина в Швейцарии обеспечивает государственную систему социального страхования. Клиники работают на подряде, и для них это самый эффективный вид услуг - в Швейцарии за этот подряд борются.

Могут ли платные услуги заменить собой бесплатные? Мой ответ: нет, в ближайшие годы в России это невозможно. Кто будет оказывать услуги - государственные больницы или частные - это уже другой вопрос. Государство может продавать больницы с условием, что они будут работать. Я думаю, что на это и рассчитывали создатели обязательного медицинского страхования.

Определенная доля услуг должна оказываться именно в системе ОМС. Частная медицина должна только дополнять государственную для какой-то категории населения.

"Ко": Каких новаций вы ждете от медицинского рынка в будущем?

Г.Р.: Я жду появления программы профилактической медицины. Хотел бы видеть у нас в клинике пациента, который понимает, что быть здоровым экономически выгодно. Человек с достатком выше среднего может позволить себе пользоваться нашей клиникой. Но если попытаться выяснить, что для россиянина важнее - купить костюм, вылечить желчный пузырь или поехать отдыхать, то, к сожалению, окажется, что выбор будет не в пользу медицинских услуг: всех шокируют цены. Медицинские услуги считаются дорогими, хотя они ниже западных процентов на тридцать, а некоторые услуги дешевле аж в два раза. Почему никого не шокируют цены в ресторанах?

"Ко": Очевидно, экономические условия, сложившиеся после 1998 года, все-таки заставили многих медиков скорректировать ценовую политику. Сами же вы остаетесь весьма недешевой клиникой. Является ли для вас такое позиционирование принципиальным?

Г.Р.: Мы практически не пересматриваем цены - ведь для удешевления услуг неизбежно придется ухудшить их качество. Но мы никогда не откажемся от высокого качества - это главное достижение нашей клиники, которое и позволило нам занять прочное положение на рынке. Я скорее уйду со своего поста, нежели соглашусь на такой "компромисс".

Еще по теме