Настоящая игра с активами
Кажется, приватизационный процесс повторяется. Вкладываться в производственные активы опять становится выгодно, борьба за заводы только начинается. Однако заводы эти намного меньше «Норильского никеля» и «Магнитки».
Второй передел
Западные инвесторы называли Россию asset play («игра с активами»). Стоимость акций российских предприятий была ниже стоимости активов, поэтому их скупали не задумываясь. Портфель иностранных инвестиций в Россию на конец января порядком исхудал, но тем не менее оценивался в $1,5 млрд. После значительных потерь те, кто все-таки решается вкладывать в Россию, портфельным инвестициям предпочитают прямые: малые и средних размеров производства, где есть денежный поток, где все проверили аудиторы и где хорошее корпоративное управление.
По словам управляющего директора компании «Альфа Ассет Менеджмент» Игоря Коцманека, изменилась география инвесторов: с российскими активами предпочитают работать европейцы и выходцы из Юго-Восточной Азии, американцы же стали слишком осторожны.
Инвесторов прежде всего интересуют пищевая, текстильная, телекоммуникационная, фармацевтическая отрасли и розничная торговля. Хотя, по словам г-на Коцманека, 40% прорабатываемых фондом проектов - привлекательные предприятия, выбранные не взирая на отрасль, заводы, где есть толковая команда менеджеров, готовая к реорганизации ради увеличения прибыли.
Консультант по внедрению проектов компании BGS Smart Systems Андрей Ильдеменов считает, что предпочтительнее предприятия с коротким операционным циклом - вход, переработка, выход. Машиностроение, где производство зависит от своевременной поставки сотни комплектующих, не так привлекательно. «Конечно, лучше всего контролировать целую цепочку предприятий, от которых зависит производство готового продукта. На выходе прибыль максимальна. Вкладывая деньги в смежников, знаешь, сколько сырья получено, сколько переработано, где реструктуризировать. Можешь строить планы. Мини-холдинги уже начали создаваться». Например, компании «Ростекстиль» и «Электротекс» вложились в создание холдинга «Югхлопкопром». Входящие в него предприятия выполняют всю цепочку операций - от выращивания хлопка до выхода готовой ткани.
Как у иностранных, так и у местных инвесторов прослеживается интерес к производителям продукции в конкурентной с импортом нише: многие западные поставщики ужесточили требования к импортерам (перестали поставлять в кредит и т.д.), а в связи с падением рубля производство в России стоит гораздо дешевле. Сами руководители предприятий стали покладистее: эпоха легкого привлечения средств на фондовом или кредитном рынке завершилась, и часто, для того чтобы выжить, продаются или закладываются акции, контроль над предприятием можно получить за долги, за поставки оборудования.
Разброс интересов
Пока российские бизнесмены раскачиваются, живые предприятия могут стать промышленными активами инвестиционных компаний. Многие из них стали владельцами производственных мощностей в результате кризиса. В компаниях зависли контрольные пакеты, предназначавшиеся для продажи. Отдавать прибыльное производство за бесценок не хотелось. По той же причине мелкие пакеты стали предметом взаимовыгодного обмена между брокерами. Те, кто вкладывал в производство и раньше, в полной мере ощутили, что шли верной дорогой.
Игорь Коцманек возглавил «Альфа Ассет Менеджмент» в сентябре 1998 года, до этого работал над инвестиционными проектами в Австрии, Чехии, Венгрии. «В Чехии после азиатского кризиса многие ключевые предприятия попали в сложную ситуацию. Крупный химический холдинг - банкрот, производившая турбины и локомотивы Skoda Pilsen и крупнейший производитель трамваев CKD не могут расплатиться с кредиторами. Банки давали им кредиты через подконтрольные инвестиционные фонды на выгодных для банков условиях. О развитии производства задумывались мало, и, когда у банков начались проблемы, начались они и у предприятий. Вложения в производство должны развивать его. Тогда впоследствии можно будет выгодно продать предприятие или же делать прибыль на финансовых потоках».
«Альфа Ассет Менеджмент» создана в 1997 году для привлечения иностранного капитала в инвестиционные проекты. Один из текущих проектов - привлечение средств в предприятие, производящее прохладительные напитки. Название его пока не разглашается. «Предприятие перспективное, но организация бизнеса сумбурная и себестоимость продукта еще не оптимальная», - говорит менеджер проектов Алексей Кокарев. Сейчас «Альфа Ассет Менеджмент» привлекает западных консультантов, чтобы сделать техническую оптимизацию производства. На очереди - юридическая оптимизация, выработка стратегии маркетинга: «Это будет вливание денег в развитие отечественного брэнда и организацию дистрибуции».
Один из успешных инвестиционных проектов «Альфы» в сфере среднего бизнеса - Лискинский масло-экстракционный завод. Его акции были приобретены в 1995 году. Завод перерабатывал подсолнечник в масло на давальческих условиях - часть масла оставлял себе на реализацию, остальное возвращал поставщику. «Альфа» постепенно довела свою долю до контрольного пакета и начала реорганизацию. Неприбыльные и неосновные направления убрали, создали менеджерскую информационную систему для быстрой координации и контроля, привлекли на завод льготные кредиты. В апреле 1998-го на заводе была установлена линия по розливу масла. Теперь в Лисках производят конечный продукт и серьезно занимаются дистрибуцией.
По словам Коцманека, всего у «Альфы» было 30 инвестиционных проектов, и 11 из них уже продано стратегическим инвесторам. Прибыль остальных, по оценке Price Waterhouse, в совокупности составила 140% годовых в валюте. «После августа этот показатель немного снизился, но цена стратегических инвестиций всегда более стабильна, так что я думаю, сейчас прибыль где-то 100%, - говорит Игорь Коцманек. - Но это хорошие цифры. В Восточной Европе очень хорошим считается проект, где прибыль 40%. На территории России - если прибыль 80%».
По словам Евгения Юрьева, президента инвестиционной группы «Атон», приобретение промышленных активов - логичный шаг в диверсификации бизнеса. По итогам 1998 года наиболее прибыльным бизнесом группы оказалось управление промышленными предприятиями. На Оскольском цементном заводе доля акций «Атона» составила к прошлому году 75%. Завод производит 1,2 млн т цемента в год. Годовой объем продаж - $50 млн. Группе принадлежит также 50% акций Подгоренского цементного завода. Цементным бизнесом занята и инвестиционная компания «Петр Великий». Она владеет Восточным цементным холдингом, куда входят четыре завода.
Станут ли брокеры менеджерами
Многие участники фондового рынка, предпочитая оставаться неназванными, утверждают, что инвестиционные компании, которые выживут, будут тесно связаны с производством.
Уже сейчас видно, что лучше чувствуют себя те, у кого в портфеле были предприятия, производящие конечный продукт. Например, компания никогда не делала ставок на завод, производивший тюль. И вдруг оказалось, что при отсутствии импорта этот завод приносит большую прибыль, чем операции на фондовом рынке.
В свете смены приоритетов в структурах компаний создаются специальные подразделения, которые плотно занимаются промышленными активами. Специалисты по фондовому рынку будут их возглавлять, а штатных сотрудников крупные компании предпочитают набирать со стороны - со знанием конкретной отрасли производства. Не исключена вероятность переквалификации в менеджеры и некоторых брокеров.
«В последнее время те, у кого есть промышленные активы, уделяют пристальное внимание технологическим цепочкам, - рассказывает Олег Алимов, генеральный директор брокерской компании «Евро-Инвест, входящей в структуру «Петра Великого». - Требуется не просто помощь и протекция на рынке, а постижение азов производства. Это не игра за терминалом, а реальные люди, реальный бизнес. Очень сложная вещь. Думаю, что сплетение финансового капитала с производством только усилится. Из тех, кто останется на фондовом рынке, только пара-тройка самых сильных будут чисто брокерскими».
Остальные (видимо, считая операции на фондовом рынке основным бизнесом) будут все же активно заниматься своими заводами, холдингами и торговыми предприятиями.