Top.Mail.Ru
архив

Не думай о белом «Мерседесе»

Так же как девять из десяти возникающих сегодня стартапов, YouDo выполнен в жанре web 2.0. Это сообщество людей, которые любят фотографировать и снимать видео. Но не просто так, а со смыслом. На сайте можно найти задания, которые оплачиваются, выполнить их лучше всех и получить награду.

Вознаграждение за лучшее решение чаще всего символическое - футболка от организаторов сайта. Самые большие суммы, которые предлагают заработать, - 10 000 - 15 000 руб. Но если идея нравится исполнителям, они готовы ее воплотить даже just for fun. Например, к заданию "Изобразить букву "В" было загружено 146 фотографий с решениями. Сейчас на сайте 2032 "безденежных" конкурса, 557 - с оплатой победителю, 81 - с призами. Каждый месяц на YouDo появляется около 300 авторских видеосюжетов, до 5000 фотографий и до 10 000 текстовых сообщений.
   Идея о создании такого ресурса пришла в голову основателям проекта - Алексею Гидириму и Никите Кузьмину, когда они обсуждали несправедливую разницу в цене между белыми и черными "Мерседесами" одной модели. Они стали размышлять, как можно было бы заставить производителей снизить стоимость белых автомобилей. В голову пришла мысль, что если бы по всему Рунету распространились любительские фотографии раскрашенных краской белых "мерсов", спрос на них бы резко упал и автосалонам пришлось бы сравнять их цену с черными, а то и понизить. Устраивать такой фотоконкурс друзья не стали, но идея не исчезла и воплотилась в другой форме на сайте YouDo. Там, конечно же, таких заказов тоже делать не позволяют, а еще банят даже за интернет-сленг.
   Сейчас Гидирим является управляющим партнером, а Кузьмин отвечает за весь креатив.
   Сайт существует больше полутора лет, но его днем рождения принято считать дату первой регистрации - 17 ноября 2008 года. Когда все уже было сделано, проект около 6 месяцев "буксовал" - пришлось менять команду, т. к. основатель и технический директор "не сошлись характерами". Сейчас в штате работают 12 человек, двое привлекаются на фрилансовой основе. Все сотрудники высокооплачиваемые.IT-директора YouDo Олега Овечкина "схедхантили" из компании КРОК. Он перетянул сюда и других своих коллег.
   С момента запуска сайта удалось достичь неплохого результата - 200 000 зарегистрированных пользователей, в мае их было всего 10 000. Каждый день на сайт заходят 40 000 человек, количество ежедневных регистраций достигло 2000 - 3000.
   Стратегия позиционирования проекта претерпела изменения - основатели YouDo в какой-то момент решили, что их сайт способен понравиться маркетологам для проведения стандартных акций с BTL-механикой, где пользователи могут выполнять задания и выигрывать призы. Изначально просто было желание собрать большое сообщество, но без корпоративных заказчиков сервис сложнее монетизировать. Опираясь на уже накопленный небольшой опыт проведения маркетинговых акций для клиентов, Алексей Гидирим сообщает, что CTR (отклик пользователей) на YouDo составляет в среднем 8 - 12%, а в некоторых случаях достигает 20%. Для Интернета это неплохой показатель. Когда-нибудь с пользователей тоже будут брать деньги, например, за повышение рейтинга их задания или решения - в этом случае оно имеет больше шансов попасть на главную страницу. Еще одна идея на будущее - создавать задания для селебрити. "Допустим, мы объявляем, что какая-то звезда готова сделать нечто неординарное. Например, Бритни Спирс выпрыгнет из окна третьего этажа за миллион долларов. Будет проводиться голосование за деньги. Каждый пользователь сможет потратить на это какую-то сумму. Когда нужное количество будет собрано, снимем видеоролик с подтверждением того, что Бритни это сделала", - объясняет Алексей Гидирим.
   Первые клиенты уже пошли на сайт с маркетинговыми бюджетами, но окупаемости проект еще не достиг. Сейчас компания развивается на собственные деньги основателей. В планах на этот год - проверить и отработать бизнес-модель. Если удастся привлекать маркетинговые бюджеты, будет запущен сайт в зоне .com. У Алексея Гидирима есть опыт работы на иностранных рынках - до YouDo у него был аутсорсинговый бизнес. Компания разрабатывала софт на заказ, занималась SEO, оказывала переводческие услуги и т. д. Это направление деятельности до сих пор приносит деньги. Еще один источник его доходов - мусоросжигающий завод в Вологодской области. Средств на развитие YouDo пока хватает. Алексей Гидирим даже рассматривает новые перспективные стартапы и сам готов выступить в роли "бизнес-ангела". Недавно он договорился о покупке доли в сервисе баннерной рекламы для монетизации блогов Rotoban. Тем не менее он думает о том, чтобы продать долю в YouDo. "К нам приходили фонды и предлагали финансирование, мы мягко отказывались. Нам нужен партнер, а не инвестор, для того чтобы мы могли использовать его опыт, связи, понимание рыночных тенденций", - говорит Алексей Гидирим.
   Раньше он консультировался с представителями StartupIndex насчет стратегии развития YouDo. "Но мы видим, что проект и так движется в правильном направлении, - отмечает Игорь Санин, руководитель аналитического департамента этой компании. - Проект вызывает большой интерес у "бизнес-ангелов". Сейчас важно проверить, работает ли бизнес-модель монетизации, затем можно двигаться на внешний рынок и рассматривать сотрудничество с иностранными инвесторами". На Западе уже есть похожие проекты, но совершенно идентичных нет. Алексей Гидирим надеется, что справится с конкуренцией.
   

   YOUDO
   ПЛЮСЫ:
   Сильная команда
   Генерирует выручку
   Бизнес легко масштабируется
   Есть перспективы на внешнем рынке
   МИНУСЫ:
   Бизнес-модель не проверена
   Проект не вышел на самоокупаемость