Top.Mail.Ru
архив

Не ходите девки замуж

Российские компании испытывают непреодолимую тягу к рискованным бизнес-играм в странах СНГ. Вкладывать средства в проекты на территории пограничных государств их побуждают многие причины – от желания выйти на новые рынки или минимизировать затраты, расположив предприятия вблизи от источников сырья, до надежды получить прибыль от портфельных инвестиций. Однако даже уверенность в том, что на чужой территории хотя бы отчасти действуют правила игры, схожие с российскими, не гарантирует успешности инвестиций.

Очередной жертвой непредсказуемых комбинаций соседей по СНГ может стать инвестиционная группа «Атон». В конце декабря прошлого года на торгах Казахстанской фондовой биржи «Атон» за $15 млн приобрел у государства 4,65% крупнейшего в стране производителя меди – ОАО «Корпорация Казахмыс». В тот же день на бирже был реализован еще один, последний госпакет «Казахмыса» – за 20% акций неизвестные инвесторы заплатили $184 млн. Сейчас мажоритарным акционером «Казахмыса» является южнокорейский Samsung, владеющий 42,55% ее акций. Остальные крупные собственники концерна о себе публично не заявляют – известно лишь, что в нескольких казахских финансовых учреждениях в номинальном держании находятся пакеты «Казахмыса» общим объемом 46,18% акций.

По словам вице-президента «Атона» Антона Нискина, его группа купила акции «Казахмыса» (компании, которая входит в десятку крупнейших производителей меди в мире и считается одним из основных претендентов на получение лицензии на разработку самого богатого в России Удоканского месторождения) в интересах пула российских и иностранных инвесторов. Причем стоимость одной акции из пакета, доставшегося «Атону», оказалась в три раза ниже, чем цена одной акции из 20-процентного пакета. По казахским законам право оказывать влияние на работу компании дает лишь владение не менее чем 5% ее акций. «Атон» надеялся довести свой пакет до этого объема, однако несколько месяцев спустя вложения россиян оказались под угрозой.

В феврале 2003 года внеочередное собрание акционеров «Казахмыса» приняло решение об увеличении уставного капитала корпорации в пять раз. Право преимущественного выкупа было предоставлено лишь «старым» акционерам, которые до торгов по госпакетам уже владели акциями компании. Прием заявок на выкуп допэмиссии уже завершился, и теперь доля «Атона», не попавшего в число приоритетных покупателей, может быть размыта менее чем до 1%. Причем основные акционеры «Казахмыса» больших затрат не понесут: на выкуп всей допэмиссии потребуется около $80 млн.

В схожей ситуации недавно оказалась еще одна российская компания – производитель соусов «Балтимор», наладившая в 1999 году производство в Узбекистане (поближе к источнику сырья для кетчупов). Узбекские партнеры «Балтимора» оплатили свое участие в уставном капитала СП «Балтимор-Челек» имуществом двух простаивавших консервных заводов. В течение двух лет «Балтимор» вложил в реконструкцию предприятий более $2 млн. Однако после этого партнеры россиян потребовали аннулировать сделку по продаже заводов и возместить им «недополученную» прибыль и дивиденды (сумма иска превысила $4 млн). В результате решением хозяйственного суда Самаркандской области на имущество «Балтимора» был наложен арест. В ход пошли и силовые приемы. Против менеджеров узбекских заводов, лояльных «Балтимору» были возбуждены уголовные дела. Тем не менее российская компания смогла отстоять свои права собственности в Высшем хозяйственном суде Узбекистана. Однако, как утверждает директор департамента маркетинга  компании «Балтимор» Евгений Шакиров, полугодовой простой заводов привел к существенным денежным потерям.

Эксперт «НИКОЙЛа» Вячеслав Смольянинов считает, что нынешнее положение российских компаний за границей напоминает ситуацию, в которую еще недавно попадали иностранные инвесторы в России. «Разработанные у нас схемы передела собственности теперь могут применяться против россиян», – говорит он.

Еще по теме