Top.Mail.Ru
архив

Не могу молчать

В рамках западной бизнес-культуры содействие работника достижению целей компании и информирование начальства о всех нарушениях считаются нормой. В российской культуре такие доклады воспринимаются как доносы. Тем не менее все больше отечественных фирм поощряют стукачество.

 

Персонами 2002 года, по версии журнала Time, стали три никому ранее не известные американки. Не крупные политические деятели, не популярные артисты или телеведущие, не спортивные звезды, а менеджеры, занимавшие не самые заметные позиции в табели о рангах.

 

Три звезды

 

Единственной заслугой сотрудницы ФБР Колин Роули, внутреннего аудитора компании WorldCom Синтии Купер и занимавшей до недавнего времени должность вице-президента корпорации Enron ШерронУоткинс стала готовность сообщить начальству и общественности о происходящих в их организациях нарушениях.

Колин Роули в письме своему начальнику, директору ФБР Роберту Мюллеру, критиковала бюро за игнорирование материалов, которые помогли бы предотвратить теракт 11 сентября 2001 года. Позже, выступая в сенате, Роули заявила что ФБР «погрязло в бюрократии и карьеризме». Другие «персоны года» стали вестниками двух крупнейших скандалов в истории корпоративной Америки. В августе 2001 года ШерронУоткинс послала председателю совета директоров EnronКеннету Лею несколько предупреждений о том, что практикуемые Enron нарушения правил финансовой отчетности могут привести корпорацию к краху. Enron была объявлена банкротом через полгода. Синтия Купер, осуществлявшая в WorldCom внутренний аудит, поставила совет директоров в известность о нарушениях в финансовой отчетности.

Журналисты Time называют трех женщин «героинями», сравнивая их с пожарными, работавшими 11 сентября на месте трагедии ВТЦ. К ним прочно прикрепилось определение whistle-blowers (буквально – «свистуны», на сленге – «доносчики»).

Традиции западной бизнес-культуры предполагают, что сотрудники должны ставить в известность руководство компании о происходящих в ней нарушениях. Так, 13 июня агентство FrancePress сообщило, что сотрудник компании Coca-Cola был уволен после того, как выпил Pepsi. «Настучал» коллега. А «Краткое руководство по деловой этике» международной корпорации 3М содержит статью, подробно описывающую порядок доклада о замеченных нарушениях. «Если вы располагаете информацией о том, что действия кого-либо из сотрудников (в том числе временных), консультантов, совместителей или какого-либо из подразделений компании идут вразрез с законами государства, нарушают деловой кодекс 3М, или же от лица компании проводятся операции, которые могут подорвать ее репутацию, вам следует довести эту информацию до сведения вашего непосредственного начальства или одной из следующих инстанций…» – гласит руководство.

 

Whistle-blowers, как это будет по-русски?

 

В России, имеющей в своей социалистической истории трагический опыт массового доносительства одних граждан на других, «сигнальщиков» называют доносчиками и стукачами.

«Мне представляется, что надзор за деятельностью коллег и донесение результатов до руководства никогда не станет популярным в России. Все же ментальные различия не так быстро нивелируются, как, возможно, хотелось бы большому бизнесу, – говорит партнер хэдхантинговой компании «Росэксперт» Игорь Шехтерман. – На Западе стучать на коллегу считается содействием целям компании, у нас – предательством (даже если бизнес страдает)».

С Шехтерманом согласен и директор компании по подбору руководящих кадров MorganHunt Григорий Окунь: «Я знаком с результатами социологического исследования, проводившегося в Америке и в России. Среди прочих школьникам задавался такой вопрос: «Подскажете ли вы своему товарищу, находящемуся в затруднении у доски?» Большинство российских учеников ответили «да, помогу». Американцы в один голос сказали: «Нет, он может решить, что я о нем невысокого мнения». Все-таки русский менталитет и западный различаются существенно».

В HR-отделе российского представительства компании 3М заявляют, что, несмотря на пункт в уставе, прецедентов стукачества не было. «Сначала у нас даже проводились тренинги на эту тему, но, видимо, у нас другая культура», – сказал сотрудник 3М, пожелавший остаться неназванным.

Тем не менее эксперты из хэдхантинговых агентств, похоже, переоценивают отличие российского менталитета от западного. Информирование руководства о происходящих в компании нарушениях постепенно становится нормой жизни и в некоторых отечественных компаниях. По мнению административного директора ЭКЗ «Лебедянский» Алексея Молчанова, информирование администрации – это эффективная мера, позволяющая бороться с нарушениями трудовой и производственной дисциплины и воспитывающая самоконтроль у сотрудников. «Мы имеем сертификат системы управления качеством ISO-9001, а это означает, что на производстве все нарушения технологического цикла и сбои должны фиксироваться в специальном журнале, наладчик или оператор обязан сообщать о них мастеру, а тот, в свою очередь, начальнику цеха, – говорит Молчанов. – Интриганство и стукачество не поощряются, но мы считаем, что нарушения, которые могут повлечь за собой ухудшение качества, будь то на производстве, в продажах или где-либо еще, должны пресекаться».

«У нас принят «кодекс делового поведения работника», в котором сказано, что «работник, располагающий информацией о нарушениях данного кодекса, обязан довести эту информацию до руководителей», – рассказывает менеджер по управлению персоналом кондитерского объединения «СладКо» Светлана Менькина. – Предприятию необходимо следить за своей репутацией, а для этого нужно владеть полной информацией, в том числе и о поведении работников». Правда, на практике, по словам Менькиной, сотрудники редко докладывают о нарушениях.

С этой же проблемой – нежеланием сотрудников «стучать» – столкнулись и в сети магазинов «Копейка». «Умолчание о нарушениях может повлиять на результаты деятельности и магазина в целом, и каждого его работника, – убежден директор управления кадровой политики и корпоративных отношений «Копейки» Александр Карпов. – Но на практике сотрудники докладывают нечасто. Для того чтобы пореже ставить работников перед проблемой «доложить или промолчать», в магазинах работает служба безопасности, одной из задач которой является предупреждение нарушений и их расследование».

 

Борцы за справедливость

 

«На самом деле отношение к стукачеству индивидуально в каждой отдельно взятой компании и зависит от ее корпоративной культуры, – резюмирует менеджер кадрового агентства АНКОР Елена Клековкина. – Вполне возможно, что и в России есть руководители, которые поощряют сотрудников доносить на своих сослуживцев, и есть сотрудники, которые используют подобные методы для быстрого продвижения по карьерной лестнице. Но больше распространен у нас другой способ получения конфиденциальной информации о сотрудниках или кандидатах на открывшиеся вакансии. В структуре некоторых компаний предусмотрена внутренняя служба безопасности, которая проверяет сотрудников и перед приемом на работу, и на протяжении его службы в организации».

Президент Столичного страхового общества Павел Логинов считает, что стукачество всегда было, есть и будет как в российских, так и западных компаниях. «Везде есть «борцы за справедливость», которые готовы наябедничать начальству, даже не преследуя собственной выгоды, – полагает Логинов. – Но на эффективность деятельности компании стукачи не влияют, поэтому в своей фирме я доносчиков не поощряю», – говорит он.

Гендиректор компании «АйТи» Игорь Касимов уверен, что вопрос профилактики внутренней дисциплины не решается только путем доклада сотрудников о нарушениях. «Вообще в крупной компании культивирование философии стукачества неприемлемо, так как оно может спровоцировать большой поток кляуз и создать благоприятную почву для навешивания ярлыков, сведения личных счетов и т.д.», – полагает Касимов.

В общем, приносят стукачи пользу компании или нет – вопрос спорный. «С одной стороны, наблюдение сотрудников друг за другом и доклады начальству о нарушениях укрепляют дисциплину, – говорит Михаил Ахмедов, директор по развитию компании «Комус». – С другой же стороны, укрепление дисциплины путем создания атмосферы взаимного недоверия и слежки едва ли способствует лояльности сотрудников по отношению к компании».

Пока непонятно, изменило ли что-нибудь в работе ФБР публичное выступление Колин Роули. Но то, что отношение к whistle-blowers в обществе меняется – очевидно.