Top.Mail.Ru
бизнес

«Не надо быть экспертом во всех областях, нужно знать лучших профессионалов»

02.11.202214:08
Фото: пресс-служба «Карьера по вашим правилам» Фото: пресс-служба «Карьера по вашим правилам»

С весны 2022 года в российской экономике, которая пытается подстроиться к новым реалиям, происходят заметные изменения. Некоторые из них коснулись в том числе и рынка труда. Как сейчас обстоит ситуация в отрасли и какие тенденции в ней наблюдаются, журнал «Компания» обсудил с организатором конференции «Карьера по вашим правилам: ломаем корпоративные шаблоны» Сергеем Черненко.

Скажите, заметили ли вы изменения на рынке? Какие тенденции вы бы выделили?

— Стоит начать с того, что нынешний кризис не коснулся большинства сотрудников, если не учитывать появившуюся нервозность и стресс из-за неясности будущего. Все же большая часть людей свою работу сохранила, и для них ничего глобально не изменилось. Да, компании урезали бюджеты, сократились активности, но массовых увольнений мы не наблюдаем.

В связи с этим наша команда сейчас решила не уходить в кризис-менеджмент, а говорить на те темы, которые актуальны всегда: как эффективно развиваться, оптимизировать бизнес-процессы, взаимодействовать с руководством и не совершать критических базовых ошибок.

Многие эксперты говорят об оттоке кадров из России после 24 февраля. Вы это тоже фиксируете? Насколько этот отток критичен?

— На сегодняшний день многие компании (во многом благодаря опыту COVID) успешно перестроили свою работу. Ходить в офис теперь необязательно, можно работать дистанционно из любой точки мира. Особенно если мы говорим про белых воротничков: они могут находиться где угодно и не терять продуктивность.

По моему опыту, компании достаточно успешно работают с сотрудниками на удаленке, хотя и есть некоторые сложности в построении отношений. Одно дело, когда люди постоянно общаются, видят друг друга, могут перетереть последние сплетни за чашкой кофе, а другое — когда все сидят по домам и коллег видят только на экране мониторов. Это не способствует выстраиванию и поддержанию связей, из-за чего страдает взаимодействие в команде, особенно кросс-функциональное. Но в целом ситуация выглядит позитивно.

Верно ли, что после 24 февраля работодатели поставили наем кадров на паузу? Как сейчас обстоят дела с этим?

— Во многих компаниях существует так называемый hiring freeze. В нестабильные времена набирать людей небезопасно, многие работодатели осторожничают. Поэтому очень важно именно сейчас говорить с людьми о том, какие навыки нужны для того, чтобы удержать свое рабочее место, чтобы быть последним в списке на увольнение.

Этот стало одной из тем, которые мы обсуждали на конференции. Спикеры говорили о том, что управляющему составу приходилось переключаться со стратегических глобальных процессов на локальный антикризис, переходить на ручное управление и в прямом смысле слова спасать компании. В сложные времена нужно не впадать в панику, а усиленно включаться в работу.

Если сравнивать этот кризис с тем, что было во время пандемии, локдаунов, где работодателям и соискателям сложнее было адаптироваться?

— Каждый кризис отличается друг от друга, но всегда есть схожие моменты: волатильность, непредсказуемость, стресс, необходимость принимать быстрые решения. Во многом это и дает сотрудникам необходимый опыт работы и потенциал для роста.

Гораздо легче преодолевать шторм, когда рядом есть опытная команда, и поэтому мы советуем молодым специалистам и менеджерам перенимать опыт у «старших» коллег. Я говорю о людях, которые могут дать наставления, заступиться, помочь контактами или как минимум поддержать. Такие люди не берутся из ниоткуда, их нужно искать осознанно. И тут навык построения отношений необходим как никогда.

Какие популярные ошибки допускают соискатели?

— Главная проблема наемных работников заключается в том, что им никто не рассказывает правила игры. Нас учат маркетингу, логистике, финансам, продажам, но нет такого курса, где бы нам рассказали о том, как правильно работать, общаться с руководством, коллегами, что важно в больших компаниях.

Основной целью конференции было честно и открыто поговорить на эти темы, поделиться своим опытом и реальными практическими инструментами с каждым из слушателей. Инструменты, которые помогли бы им не только более тщательно планировать и строить свою карьеру, но и максимально эффективно работать после новых назначений и переходов в другие компании.

Разобраться самому в особенностях работы крупной компании не так-то просто. Матричная структура, процессы кросс-согласований, штаб-квартира со своими хотелками, подковерные игры, загрузка 24/7, таунхоллы, «зумы», тысячи ненужных презентаций, лицемерие руководства.

Тысячи молодых специалистов и менеджеров бьются о стеклянные потолки и стены, о несуществующие и несущественные барьеры, и все потому, что никто им не объяснил, как функционируют эти корпорации. Окна возможностей открываются редко, и глупо их не использовать.

Карьера по вашим правилам

Что вы обсуждали на конференции про карьеру?

— Основной задачей было раскрыть корпоративные нюансы, которые далеко не всегда объясняются сотрудникам. Последним не к кому обратиться, у них накапливается много вопросов, и, как следствие, мы видим либо выгорание, либо демотивированных людей.

Нашими спикерами стали успешные руководители, проработавшие в больших компаниях более 18 лет. В частности, моя речь на конференции была посвящена нетворкингу: как правильно ставить цели, находить нужных людей, которые могут в этом помочь, где их искать внутри компании и за ее пределами, а также как выстраивать с ними отношения — от мелких деталей до стратегического подхода, чтобы дать более полную картину слушателям и объяснить важность наличия этих людей в их профессиональных жизнях.

В чем, на ваш взгляд, секрет построения успешной карьеры?

— Я считаю, что не существует никаких отделов, департаментов, руководства, коллег, конкурентов, министерств, ведомств. Нет никаких B2B или B2C. Есть только P2P, но об этом никто не говорит!

P2P — People to People, отношения между людьми. За любым брендом, отделом, компанией, решением всегда стоят люди. Соответственно, какой бы проект вы ни делали, чем бы вы ни занимались, ваш бизнес, работа и вообще все всегда будет связано с конкретными людьми. И чем более эффективно вы сможете с ними взаимодействовать, тем легче вам будет работать и тем больше возможностей перед вами будет открываться.

Быть успешным в нетворкинге почти всегда значит быть успешным в жизни. Как только мы это осознаем, сразу же становятся востребованными навыки и инструменты по поиску новых контактов, построению и поддержанию отношений, использованию нашей сети для решения своих целей и задач.

Самый известный нетворкер XX века — Дэвид Рокфеллер — создал картотеку из 200 000 каталожных карточек с подробным описанием каждой встречи со значимыми персонами. Он скрупулезно конспектировал данные о человеке, имена его родных, подробности жизни, карьеры, семейного положения, характеристики и собственные наблюдения. Он вносил туда дополнения и изменения, когда менялся статус, титул, случился брак или человек умирал. Стоит ли сомневаться в эффективности нетворкинга, если «сильные мира сего» уделяли ему такое внимание? Сегодня благодаря технологиям каждый из нас может делать это за считаные минуты.

Я часто говорю, что мне не надо быть экспертом во всех областях, мне нужно знать лучших профессионалов в своих сферах, чтобы решить любую проблему, чем я на протяжении всей своей восемнадцатилетней карьеры и занимался.