Top.Mail.Ru
технологии и наука

Не такая уж и вечная: таяние арктической мерзлоты создает триллионные риски

Фото: Андрей Сорокин / РИА Новости Фото: Андрей Сорокин / РИА Новости

Пять триллионов рублей может стоить России таяние вечной мерзлоты к 2050 году. В болота могу уйти построенные в арктической зоне Анадырь и Воркута, Мирный и Магадан, Надым, Норильск и Якутск. Государство озаботилось выяснением, насколько реально подобное развитие событий, и готовит систему мониторинга. 

В структуре государственного экологического мониторинга вскоре появится новая система — состояние вечной мерзлоты, занимающей около 65% территории страны, будет находиться под постоянным наблюдением. Влияние климатических изменений на безопасность промышленных предприятий, сохранность трубопроводов, дорог и жилья — вот основные, но не единственные задачи.

Начало созданию новой системы было положено в мае этого года, когда на одной из старейших метеостанций в Салехарде заработал первый пункт наблюдения. В августе запущен автоматический мониторинг на скважине в Приуральском районе Ямала. К 2026 году должно появиться 140 таких пунктов, создающихся на базе сети российского Гидромета. В качестве оператора новой системы должен выступить Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

География наблюдений

Ожидается, что фоновый мониторинг после реализации масштабного проекта позволит охватить российские территории от южных Тывы и Алтая до северных Кольского полуострова и Чукотки. «Повсеместно фиксируются изменения мерзлых грунтов: они оседают, амплитуда местами большая. Нам нужно понимать, что происходит с многолетней мерзлотой. От этого напрямую зависит планирование любой хозяйственной деятельности человека, в том числе строительство жилья, инженерной инфраструктуры: нефте- и газопроводов, дорог и водопроводов», — пояснял глава Минприроды Александр Козлов.

Закон о создании новой системы наблюдения был принят летом этого года. Расходы на содержание сети мониторинга и соответствующих полномочий Росгидромета оценивались на уровне 212 472 890 рублей в год с дальнейшей индексацией оплаты труда. Финансирование должно осуществляться в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды».

Предварительный прогноз ущерба от изменения вечной мерзлоты к 2050 году оценивается на уровне не менее пяти триллионов рублей. При этом специалисты отмечают, что наблюдения за вечной мерзлотой без учета техногенного воздействия недостаточно, в Арктической зоне необходимо создание полигонов, где наблюдение за грунтами будет осуществляться не только в естественных условиях, но и в районе населенных пунктов и на промышленных объектах.

Необходим также глобальный геотехнический мониторинг, направленный на профилактику аварий при строительстве и эксплуатации жилых и промышленных зданий и сооружений. Подобный мониторинг с 2021 года уже осуществляет «Норильский никель», в автоматическом режиме наблюдающий за фундаментами и грунтами. Весной прошлого года об информационном сотрудничестве при изучении вечной мерзлоты договорились власти Ямала и «Газпромтранс». Изучением и сохранением вечной мерзлоты в ЯНАО совместно с властями намерено заняться дочернее предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти».

От микробов до рудников

«Развертывание системы постоянного наблюдения за состоянием вечной мерзлоты является жизненной необходимостью для России, ведь многолетнемерзлые земли занимают минимум половину ее территории. Происходящие глобальные климатические изменения чреваты таянием вечной мерзлоты с крайне негативными последствиями, начиная от затопления оленьих пастбищ и прорыва метана через толщи "ослабевших" грунтов и пород и заканчивая вспышками заболеваний из-за разморозки древних микробов. И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов риски оседания и провала грунтов, разрушения построенных на них жилых и промышленных зданий, в том числе во времена Советского Союза. Поэтому крупнейшие компании, имеющие предприятия в арктических широтах или реализующие здесь перспективные проекты, своими силами отслеживают вечную мерзлоту и поведение пронизанных ею грунтов», — комментирует промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Дополнительной категорией риска он называет разрушение заброшенных шахт и рудников, которых очень много в Коми, на Чукотке и в других местах. «Из-за потепления будут размываться хранилища отходов, грунтовые воды из них станут попадать в окружающую среду, что довольно опасно», — поясняет эксперт в интервью «Компании».

Покорение мерзлоты

«Американцы на мерзлоте строят, например, железные дороги (правда, небольшие) без предварительного изучения, и эти дороги у них коверкаются, пучатся, проваливаются. Но так как они обслуживают по большей части прииски, дающие огромные доходы, то американцы предпочитают скорее тратить ежегодно значительные суммы на ремонт, нежели ждать, когда можно будет построить хорошие дороги. Мы не можем идти этим путем хищнического капиталистического хозяйства. Мы должны строить прочно, дешево и скоро. <...> Нельзя еще сказать, что советские ученые полностью овладели всеми “секретами” вечной мерзлоты, но мы уже знаем основные правила жизни и строительства на ней», — сообщал в «Науке и жизни» за 1936 год научный сотрудник Комитета вечной мерзлоты Академии наук СССР П. Н. Каптерев.

На вечномерзлых грунтах во времена СССР были возведены Анадырь и Воркута, Мирный и Магадан, Надым, Норильск и Якутск. По одной из версий, в 1960–1980-е годы прошлого века проектировщики свайного строительства исходили из неизменного показателя температуры мерзлоты. Такая гипотеза в то время имела под собой существенные основания.

Однако в последние десятилетия картина меняется и зона вечной мерзлоты начинает отступать. В российской Арктике, где мерзлота занимает 85% территории, повышение среднегодовой температуры оценивается на 1,4 ℃. Сейчас там появляются растения, не характерные для данной климатической зоны. При этом потепление арктических зон идет быстрее, чем в среднем по земному шару.

Комплексное изучение состояния особых грунтов очень важно при стратегическом планировании, отмечает финансовый аналитик Михаил Беляев. По его мнению, осваивать зону нынешней вечной мерзлоты придется по самым разным причинам, в числе которых можно назвать не только добычу полезных ископаемых, но и масштабные транспортные проекты. Возможно, вновь станет актуальным и ставший уже легендарным проект Великого Северного железнодорожного пути.

«Многое связано с Северным морским путем, который нам нужен по экономическим причинам. Что значит освоение Северного морского пути? Это же не просто проложить дорогу во льдах между Владивостоком и Мурманском. По пути надо строить достаточное количество портов, портовой структуры, склады и жилищный комплекс вокруг, — пояснил он «Компании». В районе вечной мерзлоты придется строить не один десяток пунктов, да еще и связанных между собой транспортными артериями».