Top.Mail.Ru
архив

Нефть в банках

Корпорация "Роснефть" возьмет под контроль национальный банк "Траст"

Госкорпорации продолжают расширять свое влияние на экономику. Этот процесс идет уже несколько лет, но финансовый кризис придал ему характер "урегулирования просроченной задолженности": у частных структур большие долги, рефинансировать их с помощью западного рынка они не могут, а у государственных холдингов есть поддержка бюджета и госбанков, а сверх того административный ресурс, позволяющий взыскивать имущество должников. Результат этого мы видели на прошлой неделе. В порядке урегулирования долгов национального банка "Траст" перед госкорпорацией "Роснефть" принято решение, что банк производит допэмиссию акций и контроль над ним достается нефтяной компании. 

Поглощению "Траста" предшествовали силовые наезды - судебные приставы арестовывали его недвижимость в регионах по иску "Роснефти". Долги эти (порядка $2,5 млрд) банк делал не перед "Роснефтью", а перед "Юганскнефтегазом", а "Роснефти" они достались вместе с прочим имуществом ЮКОСа. Теперь наследие Ходорковского* пригодится "Роснефти", чтобы создать собственный банк. По объему активов "Траст" находился на 43-м месте в стране (данные "РБК.Рейтинг"). После того как к нему присоединят Всероссийский банк развития регионов (73-е место) и Дальневосточный банк (100-е место), уже подконтрольные "Роснефти", возникнет банковский холдинг с активами порядка 150 млрд руб., входящий в Тop-30 российских банков. 

Впрочем, как считает экономист НБ "Траст" Евгений Надоршин, вопрос не только в долге банка. Долг, по мнению экономиста, не был катастрофическим и выплачивался. Но дело в том, что сегодня рушатся многие инвестбанки, а в "Трасте" инвестиционный бизнес занимает значительную долю, а коммерческий банк не может все тянуть на себе.

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК:

Наверное, это продолжение тех процессов, которые мы видели осенью, того, что называется реализацией приоритетов повышения устойчивости финансовой системы, которая заложена в проекте антикризисных мер правительства. Устойчивость мы получаем таким путем, что ни один банк, тем более крупный, не может быть обанкрочен, и все активы должны быть разобраны, как минимум, крупными игроками, а "если что", то государство поможет. Эта установка сформировалась еще осенью, но пока не афишировалась. Я не думаю, что в этой сделке преобладают какие-то экономические соображения, просто так "надо". Зачем нефтяной компании банк? Это шаг из арсенала ручного управления экономикой, не слишком рыночный шаг, потому что, по рыночным критериям, эта сделка вряд ли привлекательна для "Роснефти".

 Сергей Карыхалин, главный аналитик рынка акций УК "Капиталъ":

   Ранее у "Траста" был долг перед одной из структур ЮКОСа, а после покупки ЮКОСа "Роснефтью" долг перекочевал к ней. Сейчас у банка денег на погашение долга нет, и он передает кредитору акции. Для банка это хорошо: вместо стороннего частного акционера он получает крепкого акционера-госкомпанию. Не знаю, какая будет стратегия относительно банка, что они будут менять, но с точки зрения надежности это лучше. За "Траст" беспокоиться не стоит, поскольку у "Роснефти" нет такого крупного банка, думаю, им будет интересно развивать банковское направление.

* Признан в России иностранным агентом.