Top.Mail.Ru
архив

Белеет парус одинокий

Французская Ривьера постепенно теряет славу самого модного и элитного европейского курорта. Однако на количество пришвартованных у берегов Канн, Ниццы и Монако яхт это не влияет

 

   Капитан Жиром паркуется в гавани Монако с ювелирной точностью. Вписать флагманскую моторную флайбриджную яхту Princess 95MY британской верфи Princess Yachts International в тесный ряд других лодок крайне сложно, хотя Princess 95MY достаточно компактна: 29,42 м в длину и максимально 7,06 м в ширину. Впрочем, изнутри она вместительней, чем может показаться снаружи: обеденная зона рассчитана на 10 человек, есть четыре просторные каюты, а флайбридж удивляет наличием джакузи.
   С другой стороны, чему, собственно, удивляться? От спорта, состязания почти не осталось и следа, и яхтинг уже давно превратился в чистой воды развлечение. Такая эволюция пришлась по душе российским потребителям luxury. И если машину "Волга" герой одного советского фильма называл малогабаритной квартирой, то мега- и суперъяхты можно сравнить с многокомнатными апартаментами и многоэтажными особняками. "Яхтинг - это жизнь", - говорит генеральный директор и совладелец компании Nordmarine (официальный дистрибьютор моторных яхт под брендом Princess) Евгений Кочман. В том числе и потому, что, купив однажды даже небольшую яхту, потом почти невозможно остановиться, и меняешь ее на новую, побольше, потом еще побольше и так далее.
   Едва ощутив интерес к этим роскошным плавсредствам со стороны россиян, западные производители сразу внесли наших соотечественников во все клиентские базы. К примеру, у верфи Princess на Россию приходится около 15 - 20% оборота. В прошлом году Nordmarine продала и доставила две спортивные яхты Princess V53 и V58 и флайбриджную Princess P54 в Киргизию, на Иссык-Куль. Евгений Кочман рассказывает, что, если судить по практике Nordmarine, в категории яхт длиной до 75 футов 70% купленных лодок ввозится в Россию, 30% - в другие страны, а в категории яхт от 75 футов - наоборот.

БЕЗ РАЗЛИЧИЯ ПОЛА И ВОЗРАСТА

   Клиентам яхтенных компаний от 45 до 65 - 70 лет. Во всяком случае, так было. Но сейчас производители отмечают, что заказчики и покупатели, в частности, российские, молодеют. "Особенно это заметно на новых рынках, - говорит директор по продажам верфи Princess Уилл Грин. Главное - наличие нескольких миллионов евро и готовности платить около 10% в год от стоимости моторной яхты за ее обслуживание. Денег, однако, может потребоваться в разы больше, если вам по вкусу поражающие стилем и красотой ретро-яхты с корпусом из красного дерева.
   Гендерный фактор, в принципе, тоже не имеет значения. Уилл Грин рассказывает, что изначально большинство переговоров ведется с клиентами-мужчинами, но решение о покупке обычно принимается семьей или женами. При этом продавцы и производители яхт отмечают особую взыскательность русских заказчиков, которым нужно, чтобы лучшим было все - от выбранной яхтенной мастерской до материалов. К тому же россияне чаще, чем европейцы, меняют яхты.
   Для многих отечественных клиентов яхтинг - это страсть, и в этом они схожи с теми, кто всю свою жизнь яхты делает. Так что нередко в какой-то момент заказчики и производители становятся не только сторонами сделки купли-продажи, но и единомышленниками. Впрочем, по отзывам участников рынка, среди российских покупателей есть те, для кого важна главным образом статусность подобного приобретения. Пососедствовать с яхтой Романа Абрамовича или постоять в виду прибрежных вилл олигархов - чем не предмет для гордости?

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

   По словам Евгения Кочмана, мировой яхтенный рынок "просел" на 30 - 40%. По его же оценкам, производство пока держится примерно на том же уровне, но рабочая неделя кое-где уже стала короче, будет сокращаться и объем выпуска. Многие финские и итальянские верфи уже заморозили работы и не планируют делать новые яхты до марта следующего года. Большие сложности испытывают изготовители элитных яхт Feretti, Azimut - итальянская гордость. "Думаю, последствия кризиса почувствовали на себе все производители, как больших, так и маленьких яхт, - говорит Уилл Грин. - Что касается нас: если в прошлом году мы сделали около 400 лодок, то в этом году их будет примерно 350 - 360, а в следующем - сообразно ситуации на рынке".
   В то же время на верфи Princess решили сфокусироваться на возможностях, которые дает кризис, и больше инвестируют в бренд и в развитие. Уилл Грин формулирует эту стратегию так: "Мы собираемся увеличивать нашу долю и нацелены на завоевание новых рынков и клиентов. Когда рынок восстановится, что он, без сомнения, сделает, у нас будет более широкое покрытие, новые владельцы и новые рынки". Немаловажный аспект: в прошлом году Princess вошла в группу LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton. Это, безусловно, работает на имидж верфи, а еще дает возможность подключиться к креативным и производственным ресурсам LVMH. Недаром интерьер новинки спортивной серии Princess V78 отделан и обставлен Fendi.
   Кризис открывает новые возможности и перед наиболее прозорливыми покупателями. Эксперты полагают, что сейчас как раз наступило подходящее время для того, чтобы подобрать себе яхту и приобрести то, что понравилось, по сходной, если так можно говорить о мире luxury, цене. Важно не упустить момент. В дальнейшем, полагает Евгений Кочман, цены снова пойдут вверх в результате сокращения производства. Да и кризис - он же ведь не навсегда.
   Кроме того, в силу острейшей конкуренции на рынке у нынешнего потенциального заказачика куда более широкий, чем прежде, выбор и шанс получить желаемое, если и не совсем сразу, то быстрее, чем обычно, потому что очереди, конечно, стали короче.