Top.Mail.Ru
архив

Неодепутаты

Массовое пришествие в новую Думу бизнесменов, которое предсказывали еще в начале предвыборной кампании, постепенно становится реальностью. Наиболее заметной фигурой из разряда коммерческих кандидатов в списке Союза правых сил стал владелец компании S.P.I. Юрий Шефлер, известный в основном благодаря своей борьбе с государством за водочные брэнды «Столичная», «Перцовка» и др. Выдвижение кандидата произошло inabsentia. Находящийся в розыске по распоряжению Генеральной прокуратуры бизнесмен еще в прошлом году был вынужден покинуть страну. Однако это не помешало ему поддерживать тесные связи с СПС, лидер которого Борис Немцов в октябре прошлого года пытался сыграть роль миротворца в конфликте Шефлера с российским правительством. Включение бизнесмена третьим номером в список СПС по избирательному округу «Запад» дает ему потенциально не только возможность вернуться в страну, но и усиливает его позиции в «водочной войне». Депутатский мандат, как известно, наделяет своего обладателя правом направлять запросы и требовать ответов от всех без исключения государственных органов, включая прокуратуру. При наличии некоторой фантазии это право легко превращается в средство давления и наверняка будет особенно полезно опальному бизнесмену. По оценке экспертов, место в списке и расходы на предвыборную кампанию могут обойтись Шефлеру в $500 000.

Думский кружок коммунистов-капиталистов, возглавляемый владельцем банка «Возрождение» Геннадием Семигиным и главой корпорации «Росагропромстрой» Виктором Видьмановым, также может после выборов приобрести новых членов. По алтайскому списку КПРФ в Думу будет баллотироваться президент концерна «Нефтяной» Игорь Линшиц. Коммерческий характер этого выдвижения гораздо более очевиден, чем в случае с Шефлером. Линшиц никогда прежде не был замечен в левых симпатиях и, более того, являлся партнером по проекту ТВС Анатолия Чубайса, которого проклинают коммунисты. Это, однако, не помешало руководству КПРФ включить его под четвертым «проходным» номером в региональный список. Всего, по различным оценкам, в предвыборные списки КПРФ сейчас включены около 15 коммерческих кандидатов в депутаты, а общая сумма членских взносов представителей крупного бизнеса в партийную казну достигает $30 млн.

Расширение представительства бизнеса в Думе вполне соответствует логике как политического, так и экономического развития страны. Партийная жизнь, включая выборы, имеет настолько незначительное влияние на реальные политические процессы, что торговля депутатскими мандатами уже не считается каким-то чрезмерным извращением демократии. И напротив, стратегические интересы компаний требуют от менеджеров активного использования партийных инструментов в качестве способа защиты и для расширения сфер влияния. Эти взаимодополняющие тенденции присутствуют достаточно давно, но только в условиях существующего политического режима создались благоприятные условия для их проявления.

Еще по теме

архив
Вас не догонят
Скандал с правами на песни группы «Тату», громыхнувший на прошлой неделе, стал одним из самых долгожданных событий на культурной российской сцене. Как же так, удивлялись понимающие люди, уж скоро год, как две московские девочки соблазнили окружающий мир, устроив такое глобальное пип-шоу и заработав на этом для себя и для продюсирующих и звукозаписывающих дядей какое-то количество миллионов, а до сих пор никто не кинул предъяву на свою долю в бизнесе. Тем более что, как шептались те же понимающие люди, у Ивана Шаповалова, продюсера «Тату», с правами на девочек были напряги. Это у поражения находится один, реже два козла отпущения, а вот успех, тем более финансовый, всегда требует группы соавторов. Кто-то сказал «а», кто-то вовремя купил бутербродов, а кто-то вовремя разделил постель.И вот громыхнуло. Лена Кипер, соавтор двух главных хитов – «Нас не догонят» и «Я сошла с ума», собственно, и превративших «Тату» в золотых телочек, заявила, что ее авторские права ущемлены. Дело пошло в Тимирязевский народный суд и в прессу. В этой запутанной истории пусть действительно разбирается суд, а не пресса. По-человечески, гадая на костях успеха, можно допустить все что угодно. Нынешние правообладатели «Тату», одурев от успеха и денег, раздумали делиться (версия истца). Что ж, бывает. Очень по-человечески. Лена Кипер, запускающая собственный проект, решила сделать себе имя на «Тату», а заодно и – по возможности – подзаработать (версия ответчика). Тоже бывает и тоже выглядит достоверно – не корежит человеческую натуру.Это все и называется в шоу-бизнесе платой за успех. Что-то мне подсказывает, что нас еще ждет громкое продолжение истории «Тату». Девочки скоро подрастут и, наверное, выйдут замуж, народят милых детишек или как минимум станут регулярно попадать в таблоиды на пару с очередным (как это у них называется) бойфрендом. В любом случае придуманный для девочек образ не долгоиграющая пластинка. Гумбертианская трагедия состоит в том, что Лолита вырастает – неумолимо и быстро. Трудно представить «Тату», и через три-четыре года поющих про подростковый секс вдвоем и трудности взаимопонимания с родителями. Еще труднее – про тяжелую женскую долю, неверность любимого и про все то, что составляет основной репертуар российских эстрадных девушек от 23 до 53. Наклеенный на «Тату» облик потому и сработал настолько эффективно, что наклеен был идеально – не отлепишь до конца жизни. Даже если через пару лет кому-то из них вдруг захочется петь про женскую долю и рассказывать таблоидам, как Карабас Барабас заставлял играть в ролевые лесби-игры. Так верить, как сегодня, им уже не будут никогда. Свое главное в жизни признание они уже сделали.Это тоже плата за успех и куда более серьезная, чем дележ денег, зависть коллег и прочее театрализованное бизнес-шоу. Популярная фраза про то, что искусство требует жертв, к сожалению, абсолютно истинна. Другой вопрос – кто и что приносит в жертву. Это уже личный выбор каждого, с чем прощаться – с репутацией, здоровьем, семейной жизнью, материальным положением или с талантом.По некоторым – особо суровым – версиям, искусство еще требует и полной гибели всерьез, такой священной самоинквизиции: облить свои чувства, мысли, желания бензином и подпалиться на главной площади города на глазах у тысяч благодарных зрителей. Это, на мой взгляд, кокетство. Даже автор строк про полную гибель проснулся следующим утром, а не задохнулся ночью от идущей горлом поэзии. Тем не менее любой человек, живущий искусством, даже таким конвейерным его подразделением, как поп-музыка, должен иногда задумываться о завтрашнем дне, когда расплата может наступить не только в Тимирязевском нарсуде.
Вас не догонят