Top.Mail.Ru
архив

Непрозрачные застройщики

Лизинг строительной техники имеет все предпосылки для бурного роста. Но этой отрасли мешают развиваться нерешенные проблемы строительного комплекса – бизнес застройщиков непрозрачен и сопряжен со многими рисками.

 

На рынке лизинговых услуг так называемый строительный рынок занимает четвертое место по объему сделок – после финансовой аренды автотранспорта, железнодорожного оборудования и сельскохозяйственного лизинга. На сделки лизинга строительной техники приходится примерно 5% от всех контрактов финансовой аренды.

В этом секторе заключаются сделки не только по лизингу техники, предназначенной для строительства зданий, но и дорожно-строительного оборудования. Особой популярностью у клиентов пользуется тяжелая и дорогостоящая техника – например, бульдозеры, экскаваторы, дорожные фрезы и краны. Однако имеют место и контракты по лизингу более мелкого оборудования для ремонтно-отделочных работ. Здесь все зависит от пожеланий клиента, он может взять в финансовую аренду один кран, а может заключить комплексную сделку, получив все оборудование, необходимое для воплощения нового проекта. Такие сделки, с одной стороны, очень выгодны лизингодателям, но с другой – вкладывая значительные суммы в дорогостоящее строительное оборудование, лизинговая компания должна быть уверена, что застройщик не «прогорит». Поэтому нередки случаи, когда, прежде чем покупать оборудование для клиента, лизингодатель проводит тщательный анализ финансового состояния строительной организации и бизнес-плана по отдельно взятым объектам. Если он имеет четкое обоснование, лизингодатель, как правило, охотно финансирует покупку оборудования. Ведь угроза банкротства клиента в этом случае заметно снижается, что уменьшает риск досрочного расторжения контракта лизинга.

Впрочем, немаловажно, что строительная техника обладает высоким уровнем ликвидности. Так что если лизингодателю попадется недобросовестный клиент, который откажется платить ему за услуги, у лизинговой компании все равно в кармане остается основной козырь – объект сделки до ее окончания является собственностью лизингодателя. А поэтому его легко изъять у нерадивого клиента и продать, покрыв все свои расходы. Ликвидность строительной техники как раз и позволила развиваться финансовой аренде в этой области. В прошлом году объем новых сделок строительного лизинга в России оценивался примерно в $400 млн.

 

«Амортизаторы» для крана

 

Сегодня строительный комплекс РФ находится в стадии динамичного роста. В первую очередь это связано со стабильной и благоприятной экономической ситуацией в стране, ростом инвестиций в развитие российских регионов, ну и, без сомнения, «заоблачными» ценами на недвижимость и высоким спросом на нее. «Быстрорастущий рынок строительных и дорожно-строительных услуг, несомненно, влечет за собой увеличение спроса со стороны его участников на дополнительные средства производства, – поясняет генеральный директор лизинговой компании «Медведь» Павел Голубков. – А это приводит к повышению спроса на услуги финансовой аренды».

Развивающим свой бизнес застройщикам требуется все больше техники. Многие из них ведут работы сразу на нескольких объектах, и оборудования катастрофически не хватает. Из-за этого в строительстве случаются простои, и откладываются сроки сдачи объектов. Между тем применение лизинга позволяет застройщику быстро получить всю необходимую технику и при этом еще сэкономить на налогах. Лизинговые платежи можно списывать на расходы, что уменьшает базу по налогу на прибыль.

Объект финансовой аренды можно «изнашивать» (амортизировать) в три раза быстрее, чем имущество, не находящееся в лизинге. Получается, что стоимость предмета сделки быстро уменьшается, а значит, также быстро уменьшается база по налогу на имущество. В итоге взятое в лизинг имущество обойдется дешевле на 15 – 20% (за счет налоговой экономии), чем покупка этого же оборудования за свои деньги.

 

Поддержи отечественного производителя!

 

На российском рынке лизинга строительной техники сегодня просматриваются две главные тенденции: рынок развивается прежде всего за счет регионов и за счет импортного оборудования.

Региональное измерение рынка – следствие заботы крупных лизинговых компаний о своем будущем. «Повышение конкуренции в данном сегменте, на мой взгляд, неизбежно», – считает Голубков. Предчувствуя такой вариант развития событий, многие лизинговые компании, работающие в этой отрасли, ринулись в регионы. По оценкам экспертов, региональные темпы строительства приближаются к аналогичным показателям в столице, которая уже стала тесной для лизингодателей. «В Москве сегмент лизинга строительного оборудования развивается медленнее, чем раньше», – отмечает генеральный директор «Лизинговой компании УралСиб» Дмитрий Шицле.

Если же говорить о происхождении поставляемого оборудования, то, как и в других сегментах лизингового рынка, особой популярностью у строительных компаний пользуется техника иностранного производства. Она более качественная, хотя иногда стоит в разы дороже. «Нам известны случаи, когда у предприятия, ведущего дорожно-строительные работы, в автопарке находится импортная техника, которой в этом году исполнится 32 года, – рассказывает начальник отдела маркетинга компании «ЛизингПромХолд» Светлана Кудряшова. – Она и по сей день работает по 12 – 18 часов в сутки. У того же предприятия были прецеденты, когда отечественная спецтехника после двухлетней эксплуатации приходила в полную негодность». Конечно, клиент все равно берет в лизинг оборудование, исходя из своих финансовых возможностей. Иногда у строительной компании просто не остается выбора – это наиболее характерно для региональных застройщиков. Например, лизинговая компания «Медведь» чаще закупает для своих клиентов погрузчики и бульдозеры именно отечественного производства. Причиной тому является дешевизна российского оборудования, а также наличие доступного сервисного обслуживания.

Хотя, по словам Голубкова, далеко не вся необходимая техника производится в России. Поэтому если предметом лизинга являются дорожная фреза или асфальтобетонные установки, то почти всегда речь идет об импортном оборудовании. Отечественные предприятия просто не производят необходимой техники. Вот как генеральный директор компании «Главлизинг» Алексей Лабзин рисует портрет среднестатистического лизингополучателя, приобретающего иностранную технику: «Это рыночно-ориентированные компании, с динамичным развитием бизнеса и высокой рентабельностью, при которой разумнее вкладывать средства в бизнес, нежели приобретать дорогостоящий объект за счет собственных средств».

 

Высокорисковый бизнес

 

Для стабильного развития строительного лизинга необходимо, чтобы сама строительная отрасль росла динамично и желательно без дефолтов, которые может вызвать ожидаемое многими снижение цен на недвижимость. Но о стабильности говорить пока не приходится – в прошлом году был принят Закон о долевом строительстве, в результате реализации которого объемы ввода в строй нового жилья значительно снизились, а значит, упал спрос на услуги финансовой аренды строительной техники. Постепенно ситуация выравнивается, но подобные «проверки на прочность» не идут на пользу лизинговому рынку, тем более что лизинговые компании, использующие, как правило, заемные средства, должны быть уверены в финансовой состоятельности клиентов и в том, что они смогут завтра обслуживать свои долги. В противном случае, даже имея на руках весьма ликвидные активы в виде строительной техники, лизингодатель может оказаться в весьма затруднительном положении. Именно поэтому многие компании совмещают потенциально высокорисковый бизнес лизинга строительной техники с пусть и менее доходными, но более стабильными – автолизингом, лизингом промышленного оборудования и другими видами финансовой аренды.

К этому надо добавить, что развитию финансовой аренды мешает излишняя зарегулированность и непрозрачность российского строительного бизнеса. «Избыточное количество регулирующих инстанций, непрозрачность процедуры распределения подрядов, отсутствие четких правил игры – все это мешает лизингодателям работать со строителями», – отмечает Голубков. Бизнес строительной компании сегодня сильнее зависит от наличия связей с чиновниками, чем от реальной эффективности работы. Строителям сложно планировать свою деятельность, а ведь это ключевой фактор для привлечения таких долгосрочных инвестиций, как лизинговое финансирование.

«Застройщики не хотят создавать прозрачный бизнес, понятный инвесторам со стороны», – сетует Голубков. Строительные фирмы используют нелегальную рабочую силу, скрывают свои доходы и не отражают в официальной отчетности реального положения дел в бизнесе. Конечно, лизингодатели пытаются оценивать их не только по официальным показателям. Однако это делает бизнес более рискованным, а значит, и более дорогими услуги лизинговой компании. Хотя есть и иная точка зрения: «Мы не считаем, что бизнес строительных компаний непрозрачен, – уверяет ведущий специалист по маркетингу и рекламе компании «Интерлизинг» Яна Окатова. – Есть целый ряд отраслей, в которых риски существенно больше». Лизингодатели не отказываются от сотрудничества с застройщиками, напротив, они активно развивают это направление.

Поэтому, несмотря на все проблемы, по мнению экспертов, в ближайшие три-четыре года объемы рынка финансовой аренды строительной техники вырастут как минимум в два раза и приблизятся к показателям большинства европейских стран.

 

Еще по теме