Top.Mail.Ru
архив

От финансирования – к сервису

16.10.200600:00

Оперативный лизинг автомобилей в ближайшее время будет иметь решающее значение для победы в конкурентной борьбе на рынке лизинговых услуг. Однако в России он находится вне закона.

 

Объемы сделок оперативного лизинга автотранспорта (когда автомобиль остается в собственности лизинговой компании, которая может предоставлять ряд услуг – в частности, техническое обслуживание транспортных средств) в мире находятся на уровне 60 – 80% от всей суммы контрактов лизинга автомобилей. Однако у нас этот вид лизинга законом не предусмотрен. Сейчас он оформляется в виде простой аренды, которая не предполагает налоговых льгот. Именно поэтому доля таких сделок на рынке составляет всего около 10%. О том, какие перспективы имеет этот вид услуг, рассказывают представители лизинговых компаний.

 

 

Альфия Гарифуллина, генеральный директор лизинговой компании «КамАЗ»:

 

«Лизинг активно развивается и в ближайшее время составит серьезную конкуренцию банковскому кредитованию. Через 3 – 5 лет доля лизинга на рынке финансирования покупок автомобилей может достичь отметки 70%. Пока отрасль автолизинга еще не до конца сформировалась, но несмотря на это, конкуренция уже вполне ощутима, в том числе и из-за выхода зарубежных компаний – «дочек» мировых гигантов автолизинга. В будущем с иностранными лизингодателями смогут достойно конкурировать лишь крупные отечественные компании, обеспечивающие комплексное обслуживание клиентов и находящиеся в тесной связке с производителями автомобилей и банками. Большинство российских операторов лизинга до сих пор работают как финансовые институты, не предоставляя полного комплекса услуг по поставке и сопровождению автомобиля. Лишь малая часть компаний из 400 работающих на рынке автолизинга способны оказать клиенту весь комплекс услуг. Остальные делают ставку на финансирование покупки – это заведомо проигрышная позиция, ведь сам лизинг нельзя оторвать от автомобиля, требующего как минимум технического обслуживания. Поэтому современный клиент, который стал разборчивее, хочет видеть лизинговую компанию в качестве полновесной сервисной фирмы, а не только как финансовый институт».

 

 

Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса компании EUROPLAN:

 

«Мы не считаем рынок автомобильного лизинга полностью сложившимся, хотя конкуренция среди автолизинговых компаний выше, чем в среднем по рынку. Российские объемы лизинга автомобилей как доля от общего объема продаж несравненно ниже, чем и на Западе, и в Восточной Европе (скажем, в Чехии, Словакии). Это вызвано не только тем, что там активно развит лизинг для частных лиц, но тем, что российские компании и индивидуальные частные предприниматели, для которых Гражданским кодексом разрешен лизинг, все еще прибегают к прямым покупкам или более привычным кредитам. При этом они пока не используют или не осознают всех преимуществ лизингового финансирования. Говоря о перспективах автолизинга в России, чаще приходится анализировать два фактора: первый – увеличение доли корпоративных продаж (организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) в общих продажах автомобилей и второй – доля лизинга в объеме продаж служебных машин по сравнению с продажами автомобилей в целом (с учетом физических лиц). Только в первом сегменте в настоящее время возможна данная услуга со стороны лизинговых компаний. Мы ведем тщательную статистику второго сегмента и видим, что эта доля, как ни парадоксально, колеблется от 1% до 30% в зависимости от марки и типа транспортных средств».

 

 

Дмитрий Шицле, генеральный директор «Лизинговой компании УралСиб»:

 

«Обязательным условием для развития оперативного лизинга в России является внесение изменений в законодательство, однозначно трактующих это понятие как финансирование аренды с возможностью применения соответствующих налоговых преференций. Для предприятий дополнительный сервис становится все более весомым аргументом при выборе лизинговой компании. Клиенты, обращаясь к лизингодателю с заявкой, руководствуются не только экономической целесообразностью и возможностью рассрочки, но и тем, какие дополнительные услуги им могут быть предложены – налоговое консультирование, юридическое сопровождение, регистрация машины и прохождение техосмотра, заключение договоров об обслуживании с сервисными станциями, предоставление подменных автомобилей на время технического обслуживания, ремонта и прочие. Поэтому успех лизинговой компании в дальнейшем во многом будет зависеть от расширения новых партнерских отношений».

 

 

Алексей Сичинава, директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании «Каркаде»:

 

«Сейчас на рынке автолизинга наблюдается жесткая конкуренция. Она идет на пользу клиентам, так как предложения улучшаются: падает срок рассмотрения заявки, уменьшается или вообще исключается первый платеж. Такая ситуация схожа с эволюцией банковских предложений по автокредитованию. Новые лизинговые компании, выходящие на этот рынок, стараются предлагать более низкое удорожание, чтобы захватить долю рынка. Но в последнее время наметилась тенденция, когда операторы автолизинга стараются привлечь клиента именно качеством обслуживания. К этому относится выезд персонального менеджера к клиенту в офис, консультирование, оказание помощи в поиске автомобиля. Клиенты стали обращать внимание на дополнительные услуги, оказываемые на протяжении всего договора лизинга. Это и своевременное предоставление счетов-фактур, помощь в страховых событиях и юридическая поддержка клиента. Лизингодатели, предлагающие финансовый лизинг, будут стараться оказывать наиболее полный спектр дополнительных услуг. Этому способствует тесное сотрудничество с дилерами, с компаниями, занимающимися сервисным обслуживанием».

 

 

Еще по теме