Top.Mail.Ru
архив

Неравный союз

Штамп «сделка года» как нельзя больше подходит для описания благословленного в Кремле слияния «Газпрома» и «Роснефти» как минимум по двум причинам. Самая очевидная из них – масштаб. За последнюю государственную нефтяную компанию «Газпром» собирается отдать 10,7% своих акций. Из-за существования внутреннего (акций) и внешнего (депозитарных расписок) рынков бумаг «Газпрома», цены на которые в разное время отличались в 1,5 – 2 раза, точно оценить сделку в финансовых терминах довольно сложно. По текущим расчетам общая стоимость акций, полученных государством в результате размена, составит от $5,7 млрд до $8 млрд. Почти наверняка в реальности сумма окажется еще выше: котировки акций газовой монополии быстро растут (см. «Копилку»). Однако она все-таки вряд ли превысит сумму общих платежей в рамках расторгнутой ныне сделки по объединению ЮКОСа и «Сибнефти», претендовавшей на приз в той же номинации год назад. Напомним, что совокупное вознаграждение владельцев «Сибнефти», уступивших 72% акций компании, составляло свыше $13,6 млрд. Сравнивать эти сделки можно и нужно также по той причине, что обе они – очевидно ключевые в судьбе компаний. Чем и как закончилась попытка ЮКОСа, хорошо известно. Впрочем, судьба альянса «Газпрома» и «Роснефти», невзирая на абсолютную политическую поддержку проекта, может оказаться не намного более удачной.

Несмотря на то что, по уверениям «Газпрома», присоединение «Роснефти» вписывается в долгосрочную стратегию компании, перспективы интеграции двух структур вовсе не безоблачны. Главным препятствием для счастья «молодоженов» может стать бурное прошлое обеих компаний. В настоящий момент собственная добыча нефти в газовой монополии (11 млн тонн в год) вполне сопоставима с объемами, которые производит «Роснефть». Однако, по заявлению председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, после присоединения «Роснефти» общая добыча жидких углеводородов увеличится до 45 млн тонн. При этом никаких обоснований резкого роста добычи он не привел. Многие аналитики сразу же сделали вывод, что новая компания, созданная на базе «Роснефти» и нефтяных активов газовиков, рассчитывает на «наследство» ЮКОСа. Правда, у этих предположений есть одно слабое место. Покупки уровня «Юганскнефтегаза» вряд ли будут по силам новой компании. По оценке московского офиса рейтингового агентства Standard & Poor's, «собственные действия компании («Роснефти». – Прим. «Ко»), в частности ее агрессивная стратегия с точки зрения финансирования долгом новых приобретений, могут спровоцировать кризис ликвидности в будущем». Тесное партнерство с «Газпромом», имеющим громадье собственных инвестиционных планов, вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию. Поэтому не исключен сценарий, согласно которому союз газовой монополии и «Роснефти» окажется не стратегическим, а тактическим. Так, есть вероятность, что партнеры сосредоточатся на совместных проектах по освоению месторождений Восточной Сибири. А после того как этот проект будет раскручен, у «Газпрома», постоянно испытывающего потребность в огромных инвестициях, может появиться серьезный соблазн продать свой нефтяной бизнес.

Такой вариант развития ситуации, в частности, не исключает независимый директор ОАО «Газпром» Борис Федоров, который заявил, что не ожидает полного слияния нефтяного и газового бизнеса в рамках самого «Газпрома». «Более того, я вообще не исключаю последующей продажи активов «Роснефти». Вырученные деньги можно потратить на разработку газовых проектов», – заявил Федоров.

 

Еще по теме