Top.Mail.Ru
архив

Несостоявшаяся монополия

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ решение относительно перехода лидера отечественной ликеро-водочной промышленности "Московского завода "Кристалл" под контроль государства в лице "Росспиртпрома" отложено на ноябрь этого года. Состоявшееся 23 июня очередное собрание не внесло полной ясности в дальнейшую судьбу предприятия. Пока же власть над "Кристаллом" сохраняет московское правительство, которому в очередной раз доверено управлять контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Администрация завода остается заложником ситуации.

Неприятности у "Кристалла" начались в конце мая, когда на внеочередном собрании совета директоров структурами, близкими к московским властям, было инициировано снятие со своей должности генерального директора завода Юрия Ермилова. Его место должен был занять мало кому известный вице-президент НК "Роснефть" Александр Романов. Для администрации завода и само развитие ситуации, и столь резкая перемена отношения со стороны московских структур были достаточно неожиданными. Хотя перевод Юрием Ермиловым и его менеджерской командой 25% акций, принадлежащих заводу, на аффилированные структуры "Кристалла" вряд ли мог встретить поддержку как в московских, так и в государственных кабинетах. Разговоры о снятии Юрия Ермилова с должности и предоставлении ему некоей "уходящей" должности велись давно, и генеральный директор не мог об этом не знать. Переводя пакет акций завода на аффилированные структуры "Кристалла", Юрий Ермилов пытался застраховать себя и свою команду от возможных неприятностей.

В торгах московского правительства и федеральных структур "Кристалл" оказался третьим лишним. Суть кулуарных бесед представителей Москвы и главы вновь образованного "Росспиртпрома" Сергея Зивенко осталась за кадром, но результат очевиден. Накануне собрания акционеров Мингосимущество выдало доверенность на управление государственного пакета акций (51%) главе столичного департамента науки и промышленности Евгению Пантелееву. Это лишает "Росспиртпром" главного козыря в алкогольной игре - "Кристалла". Как стало известно "Ко", за последний год "Кристалл" на собственные средства выкупил контрольные пакеты акций нескольких разорявшихся спиртзаводов, в том числе и у частных акционеров. Сам руководитель госхолдинга Сергей Зивенко предпочитает отмалчиваться, отказываясь комментировать ситуацию на "Кристалле" и дальнейшие шаги государства в области алкогольной монополии, ссылаясь на то, что все его время занимает процесс регистрации "Росспиртпрома".

Естественно, что, обладая доверенностью, на собрании акционеров бал правили представители Москвы. Из двух поданных списков кандидатов в члены совета директоров, федерального и московского, на голосование был выдвинут московский список. В результате места в совете директоров распределились следующим образом: 9 мест получили представители государственного пакета акций (51%), одно место - компания "Союзплодимпорт" (5%) и семь мест досталось представителям "Кристалла". Консолидировав в руках завода 40% акций, руководству "Кристалла" удалось изменить расстановку сил в свою пользу. Как сообщил и.о. генерального директора "Кристалла" Владимир Свирский, это дает шанс, что "необдуманных решений больше не будет". Вероятно, Владимир Свирский имел в виду майское решение о скоропостижном снятии с должности Юрия Ермилова. Правда, команде завода все же пришлось пожертвовать генеральным директором. Как заявил "Ко" Евгений Пантелеев, "судьбу Ермилова решили сами акционеры - он не вошел в состав нового совета директоров". Хотя Павел Черепанов, инициировавший снятие Ермилова, в состав совета директоров вошел и даже стал одним из заместителей председателя нового совета "Кристалла".

Рядовые акционеры относятся к ситуации со стоическим спокойствием. Как признался один из работников завода, "пусть начальство торгуется, лишь бы на зарплате это не отражалось". Единственное, чем были крайне недовольны рядовые акционеры компании, так это начисленными дивидендами. Завод увеличил прибыль в два раза, а вот размер дивидендов остался прежним -10 рублей на один рубль акций.

Еще по теме