Top.Mail.Ru
архив

Неутомимая Россия

ИЗ АМЕРИКАНСКИХ газет, очень быстро замечающих далеко идущие явления, я узнал, что растет число японцев, которые не только слишком много работают, но и "заболевают от работы".

На прошлой неделе источники в правительственных кругах Токио сообщили, что почти треть работающего населения страдает от "хронического переутомления". Похоже, имеются в виду не только жители крупных городов, которые страдают от стрессов повсеместно, но и практически все слои населения Японии - независимо от места жительства и работы.

Японское общество имеет почти такую же высокую конкурентоспособность, как и американцы. Но внешне оно более хрупкое. Было бы очень любопытно провести сравнение с Европой или Америкой, если там ведется такого рода статистика. Ведь, как правило, экономисты, изучающие все минимальные изменения на бирже, приходят в восторг или впадают в уныние, по мере того как растет или падает производительность труда, но никогда не интересуются тем, что об этом думают медики. Те, кто измеряет пульс и проверяет состояние нервов мужчин и женщин, которые вынуждены ежедневно бороться, чтобы не быть выброшенными за борт производственного процесса - как старые ненужные бумаги.

Статистика такого рода не новость для Японии. В годы экономического бума, когда весь мир, включая Америку, смотрел на Токио с удивлением и завистью, около 10 тысяч "японских муравьев" ежегодно умирали от "кароши", то есть от перенапряжения на работе. Именно в 70-е годы и начале 80-х "тойоты" наводнили американский рынок, а японские корпорации покупали Нью-Йорк кусками, словно Америка была большим выставленным на продажу тортом.

Но сейчас, когда "бум" давно прошел, кажется, дела пошли еще хуже. "Кароши" - это уже не только переутомление на работе. Это еще и стрессы, беспокойства, разочарования и неспособность бежать в ногу с жестоким временем.

А как обстоят дела в России? Отмечается ли там что-либо подобное? Кажется, нет. И не только потому, что российское общество "позади" западных и в нем лихорадочная соревновательность глобальных сообществ почти не ощущается огромными массами людей. По-моему, причина лежит глубже. Возможно, Александр Зиновьев был прав, когда писал, что западная цивилизация - "единственная и неповторимая" - создала народы с определенным характером, имеющим свою плюсы и свои минусы. Япония не Запад, но во многом она подверглась сильному влиянию со стороны Запада.

Что же касается России (цитирую еще раз Зиновьева), у нее "возможности стать частью Запада не больше, чем у мухи стать слоном, только лишь потому, что у обоих имеется хобот". Мнение бывшего диссидента, который вернулся в Россию, чтобы вновь стать диссидентом. Но довольно странным образом его мнение перекликается с мнением того, кто никогда не был диссидентом и предпочел бы им не стать и в будущем. Я говорю о Юрии Лужкове, авторе забавной книжки под названием "Российские законы Паркинсона". В ней с большим юмором он пытается объяснить читателям то же самое, что утверждает Зиновьев. А именно: "нет универсального рецепта, пригодного для всех стран. Одни и те же принципы и программы приводят к совершенно разным результатам в Японии, Германии, Корее, Индонезии и Латинской Америке". Вот почему в России японская болезнь "кароши" никогда не превратится в эпидемию.

Еще по теме

архив
Крупнее, еще крупнее…
КОНСАЛТИНГОВАЯ и аудиторская группа KPMG в феврале опубликовала исследование "Обзор-2000", посвященное анализу международных сделок по слиянию и поглощению компаний в 1999 году. Несмотря на то что в начале 2000 года произошло несколько крупных сделок (в частности, слияние MCI и Worlcom, Vodafone Airtouch и Mannesmann, SKB и Glaxo Wellcome), основные выводы, сделанные авторами "Обзора", вероятно, будут актуальны и для текущего года. Главное, что отмечают исследователи KPMG, - это тот факт, что мировой центр слияний переместился из Нового Света, где он получил невиданное ранее распространение, в Европу. В прошлом году активнее всего покупали иностранных конкурентов британские компании, а в целом на Европу пришлось в 1999 году 73% таких сделок. Главным "продавцом компаний" стали Соединенные Штаты: на их долю, согласно данным KPMG, приходится 37% всех проданных зарубежным игрокам компаний (что, кстати, позволяет говорить о лидерстве США в привлечении иностранных инвестиций на внутренний рынок - сумма всех сделок составила $293 млрд).
Крупнее, еще крупнее…
архив
Дефицит мобильности
КОГДА на улице минус десять, стоять в очереди холодно. И вообще - солидные люди в очередях не стоят, их время стоит недешево. Тем не менее в конце февраля перед офисами продаж московской компании "Мобильные ТелеСистемы" в очередях стояли прилично одетые граждане, многие из которых припарковали за углом свои "девятки" и "фелиции". По их начищенным ботинкам и модельным сапожкам прогуливалась поземка, их дубленки и свингеры продувались ветром. Большой радости на их лицах не наблюдалось, но и разочарования тоже. Эти люди - как и в январе, апреле и октябре ушедшего года - были твердо намерены приобрести сотовый телефон. Поразительно, но новые тарифные предложения, выдвинутые МТС - действительно революционные! - вызвали очереди. Хорошо просчитанный маркетинговый ход вызывает резкий рост спроса, и это так же скучно, как Philips Aeon за $50. Как говорил диссидент-классик по гораздо более унылому поводу, "теперь это стало в порядке вещей".
Дефицит мобильности