Top.Mail.Ru
архив

Неясное мегабудущее

Бурно развивающийся рынок слабоалкогольных напитков преподнес «Мегапаку» сюрприз. Крупнейшие заказчики одного из ведущих российских боттлеров начинают строить собственные производственные мощности. Компания вынуждена искать стратегического инвестора и задумывается о развитии собственных брэндов.

 

В интерьере офиса «Мегапак», что в подмосковном городе Видном, преобладает белый цвет. Чистота и яркость стен даже режет глаз. Гендиректор компании Вадим Панченко шутит, что это цвет «светлого будущего».

Насчет того, какое будущее ждет «Мегапак», можно рассуждать, а вот настоящему его интерьер отлично соответствует: по сравнению с другими компаниями слабоалкогольной индустрии «Мегапак» действительно белое пятно. Его совладельцы неохотно делятся сведениями о развитии бизнеса, а партнеры предпочитают отказываться от комментариев по поводу деятельности их боттлера. Возможно, это тот самый случай, когда предприниматели руководствуются принципом: «Деньги любят тишину». Однако не исключено, что стремление избежать излишнего шума в действительности объясняется нежеланием выносить на обсуждение широкой публики проблемы, с которыми связанна смена стратегических ориентиров «Мегапака».

 

Артезианский источник на конверсии

У истоков бизнеса нынешнего боттлера стоял предприниматель Валерий Иванов. Известно, что его компания «Мегарон» арендовала склады в Подмосковье на Видновском заводе Государственного института азотной промышленности (ВЗ ГИАП), некогда засекреченном из-за участия в программе «Буран». Бизнесмен в то время активно занимался импортом прохладительных напитков из Польши и Германии на перспективный российский рынок и, поднаторев в этом бизнесе, решил организовать собственное производство в России.

На территории ВЗ ГИАП к тому моменту уже действовали несколько артезианских скважин, которые обеспечивали разливочную линию компании «Мегакола» (известную своим не слишком успешным брэндом «Спартак-кола»). На месте этого производства по розливу воды в 1997 году была организована компания «Мегапак», в число учредителей которой вошел Иванов. Возможно, что на выбор предпринимателя повлияли выгодное расположение видновского завода и его развитая инфраструктура. Иванов стал основным акционером ВЗ ГИАП, и вскоре на базе завода вырос целый производственный комплекс. Вадим Панченко объясняет, что эти производства (большинство из которых являются непищевыми) сейчас объединяет «территориальный признак и единые источники финансирования». Все они входят в состав концерна «Мегагрупп». Состав владельцев «Мегапака» не раскрывается.

 

Подземные реки в бутылках

С момента возникновения главным бизнесом «Мегапака» стали услуги по розливу слабоалкогольных коктейлей и безалкогольных напитков на заказ. Основой производственного комплекса компании были линия производительностью 12 000 ПЭТ-бутылок в час и баночная линия производительностью 40 000 банок в час. Вадим Панченко с удовольствием рассказывает о нынешних клиентах. По его словам, услугами «Мегапака» пользуются «ПепсиКо Холдингс» (для транснациональной корпорации разливают Aqua minerale, Fiesta и несколько других напитков), петербургские компании «Вена» и «Браво» (слабоалкогольные напитки). Значительную долю своих заказов размещает на «Мегапаке» лидер рынка слабоалкогольных коктейлей «Хэппилэнд». Здесь же разливают джин-тоники из дорогого сегмента – Sinebrychoff и Greenall’s. Кроме того, «Мегапак» самостоятельно продвигает на российском рынке разлитые по лицензии коктейли Hooper’s Hooch (Великобритания) и Berliner Baren Siegel (Германия), а также безалкогольные напитки Hoop и Arctic (Польша).

«Через несколько лет после создания компании мощностей для выполнения всех сторонних заказов и розлива коктейля Hooch (эта марка стала первой в коллекции зарубежных брэндов «Мегапака». – Прим. «Ко») стало не хватать, – говорит Панченко. – Перед нами стояла задача по расширению производства». В 2002 году компания увеличила купажное отделение и удвоила мощности по розливу. Сейчас они позволяют за год разливать 32 млн дал напитков в пластиковую тару и еще 26 млн дал – в алюминиевые банки.

Размеры денежных вложений в развитие производства руководитель «Мегапака» не сообщает. Возможно, обстановка секретности объясняется тем, что расчетная окупаемость инвестиций оказалась под вопросом. Дело в том, что основные заказчики «Мегапака» всерьез взялись за создание собственных мощностей по розливу напитков.

Несколько месяцев назад один из крупнейших клиентов «Мегапака» – компания «Хэппилэнд» открыла в Твери собственный завод по розливу напитков мощностью 30 млн дал в год. Президент «Хэппилэнда» Ольга Курбатова объяснила этот шаг желанием «более гибко управлять производственными процессами и логистикой». Однако представитель одного из операторов рынка, пожелавший остаться неназванным, предположил, что о создании своих мощностей клиент «Мегапака» всерьез задумался после того, как боттлер начал испытывать сложности с выполнением растущих потребностей «Хэппилэнда» из-за большой доли зарубежных брэндов в своем портфеле.

Один из топ-менеджеров «Браво Премиум», крупного петербургского производителя слабоалкогольных напитков заявил «Ко», что до недавнего времени у компании не было оборудования для производства продукции в упаковке 1,5 л, заказы размещались у других боттлеров. Однако в начале декабря компания «Браво» установила новое оборудование и теперь собирается снижать объемы заказов у боттлеров.

Похожая история приключилась у «Мегапака» и с «Веной». «Мы пользуемся услугами «Мегапака» ввиду того, что на нашем заводе в Санкт-Петербурге отсутствуют мощности для розлива продукции в ПЭТ-упаковку, – говорит Петр Чернышов, генеральный директор петербургского производителя слабоалкогольных напитков «Вена». – Относительно недавно «Мегапак» производил для нас и коктейли в банках: своих мощностей у нас не хватало. В настоящий момент такая необходимость отпала, и мы вновь производим слабоалкогольные напитки на «Вене».

 

Новые грани

Сведения об изменении объемов заказов «Хэппилэнда», размещенных на «Мегапаке», в обеих компаниях не раскрывают. Но самое интересное в том, что по-прежнему находящиеся в партнерских отношениях «Мегапак» и «Хэппилэнд» начинают бороться за заказы одних и тех же клиентов. Уже сейчас суммарные мощности обеих компаний почти в три раза перекрывают объемы рынка слабоалкогольной продукции (по данным агентства «Бизнес Аналитика», около 30 млн дал в 2002 году). А через полтора года, когда «Хэппилэнд» догонит соперника по установленным мощностям, конкуренция еще усилится.

Свою лепту в этот процесс вносят уже зарекомендовавшие себя боттлеры: московский комбинат «Очаково» расширил производство коктейлей с помощью мощностей своего краснодарского филиала (кстати, «очаковский» джин-тоник, является наиболее популярным слабоалкогольным коктейлем – его доля на рынке, согласно исследованию «Бизнес Аналитики» в 15 крупных городах, в первом полугодии 2003-го составляла 10,5%). Кроме того, третий по размерам игрок на слабоалкогольном рынке – компания «Бородино» готовится открыть свое производство в Оренбурге. Через месяц там начнется монтаж двух линий мощностью 15 000 ПЭТ-бутылок и 15 000 алюминиевых банок в час. Несмотря на то что разливаться на них будут безалкогольные напитки, случай с «Бородино» подтверждает общую тенденцию по расширению собственных мощностей.

Стороны пока не склонны драматизировать ситуацию. «Очевидно, что на одной линии невозможно поддерживать широкий ассортимент продукции, не отвлекая средства на создание огромных складских запасов, – рассуждает Панченко. – В этом смысле сотрудничество с нашей компанией по-прежнему выгодно «Хэппилэнду». К тому же нас связывают давние дружеские отношения. Мы оптимистично смотрим на перспективы сотрудничества».

Президент «Хэппилэнда» Ольга Курбатова утверждает, что партнерские взаимоотношения не исключают конкуренции между компаниями, однако признает, что собственное производство снизит объемы заказов на «Мегапаке». В свою очередь, Панченко говорит: «Мы работаем с 5 – 6 менее известными компаниями, которые не планируют создавать производства напитков и продолжают заказывать у нас продукцию под своими торговыми марками». В планах «Мегапака» создание линии по розливу напитков в стеклянные бутылки производительностью до 30 000 единиц в час, а также дооснастка одной из баночных линий оборудованием для банок slim емкостью 0,25 л для розлива энергетических напитков.

 

ПЗ Коллекция всяких марок

Пожалуй, самым уязвимым местом «Мегапака» является слабость собственного брэнда – коктейля «Девятка». «Мы знаем абсолютные цифры продаж многих компаний, и нас вполне устраивают объемы продаж «Девятки». Мы оцениваем проект как коммерчески успешный», – утверждает Вадим Панченко. Однако, по данным исследования компании «Бизнес Аналитика» в 15 крупнейших городах России в первом полугодии 2003 года «Девятка» занимала лишь 0,42% рынка, отставая от лидера («Джин-тоник» от «Очакова») в несколько десятков раз.

У коктейля Hooch, который «Мегапак» разливает по лицензии и который позиционируется в премиум-сегменте, наметились амбициозные конкуренты – водочники, заявившие о своих намерениях начать производство слабоалкогольных коктейлей высшей ценовой категории. Так, коктейльные программы разрабатывают «Русский стандарт» и российское подразделение Bacardi-Martini (пробная партия «Русского стандарта cool» со вкусом лимона уже разлита на петербургском заводе «Вена»). А петербургский производитель крепкого алкоголя «Веда» пошел еще дальше, запустив в ноябре целый завод слабоалкогольных напитков в Саранске стоимостью $10 млн.

Хотя в России производители водки только присматриваются к нише слабоалкогольных коктейлей, списывать со счетов их не стоит. Водочники уже успели потеснить Hooch на одном из самых емких рынков мира – в Великобритании. Некоторое время лидерство Hooch там было бесспорным, еженедельные объемы его продаж в 1998 году составляли 2 млн бутылок. Однако за последний год продажи напитка упали на 66%, как полагают аналитики, из-за неудачного позиционирования (была сделана ставка на несовершеннолетних, при этом платежеспособную молодежь в возрасте 18 – 25 лет фактически проигнорировали). Верхние строчки в британском «хит-параде» незамедлительно заняли Bacardi Breezer и Smirnoff Ice.

Готовиться к будущим баталиям «Мегапак» начал заблаговременно, озаботившись поиском стратегического инвестора. В качестве долгосрочного партнера была выбрана польская компания Hoop. Весной 2003 года «Мегапак» и Hoop выступили соучредителями торгового дома «Мегапак». Эта структура должна продвигать на отечественном рынке польские безалкогольные брэнды: сокосодержащие напитки Hoop и питьевую воду Arctic, на которые особенно рассчитывает руководство «Мегапака».

Сейчас Hoop готовится к приобретению 50-процентной доли в российской компании. По сообщениям польских изданий, сделка стоимостью $15 млн должна завершиться в декабре 2003 года. Однако на рынке ходят слухи о том, что поляки уже вошли в уставный капитал российского предприятия. Возможно, что поводом для таких предположений стало присутствие в высшем менеджменте концерна «Мегагрупп» выходцев из Польши.

«Мегапак» оказался заложником прошлого. С самого рождения занявшись розливом чужих брэндов, он упустил время для создания собственных. Сегодня сложилась ситуация, когда для выживания владеть производством недостаточно. В «Мегапаке», похоже, это поняли и готовятся к переменам.

Еще по теме