Top.Mail.Ru
архив

Никто не хотел платить

ИНФЛЯЦИЯ у нас сейчас очень странная. Совершенно непохожая на такую понятную инфляцию начала 1990-х годов. Тогда бюджет исполнялся с дефицитом и Центробанку приходилось кредитовать как бюджетные расходы Минфина, так и напрямую хозяйственных субъектов. Эмитируемые деньги быстро обесценивались, валютный курс рубля день ото дня "деревенел", издержки росли, цены взлетали.

Тогдашняя инфляция была выгодна, во-первых, денежным властям: хозяевам денежного обращения инфляция выгодна всегда. Кроме того, на инфляции росли торговые и банковские капиталы. Первые - за счет быстрой оборачиваемости денег на ажиотажной продаже товаров первой необходимости после разрушения госмонополии на торговлю. Вторые - за счет потери доверия населения к Сбербанку, игры на кредитных и депозитных ставках, а также характерного для бывших соцстран влечения граждан к гигантским "нетрудовым" доходам на сомнительных финансовых операциях.

Проигрывали от инфляции промышленность, ориентированная на внутренний рынок (падение платежеспособного спроса); население (резкое снижение доходов); импортеры (девальвация рубля); в меньшей степени - экспортеры (у них росли внутренние издержки, что отчасти компенсировалось ростом рублевых доходов после конвертации валюты).

Теперь все не так. Начать с того, что инфляция выглядит беспричинной. У бюджета небывалый профицит - как до выплаты внешнего долга, так и после нее. Чтобы вызвать хотя бы 10-процентную годовую инфляцию, бюджет должен быть исполнен с дефицитом примерно в 2,5% от доходов. За счет огромного положительного торгового сальдо рубль ревальвируется. ЦБ не кредитует ни бюджет, ни напрямую экономику. Откуда инфляция?

Даже вполне весомое повышение цен на базовые товары и услуги - электро- и теплоэнергию, газ, железнодорожный транспорт и связь - не привело бы к росту потребительских цен на 11,6% и промышленных примерно на 18,6% с начала года. Ведь цены в отраслях переработки выросли гораздо меньше, чем тарифы монополий: первые ограничены спросом, а от оплаты электричества никуда не деться. К тому же "настоящая" потребительская инфляция будет повыше госкомстатовской. Ведь его индекс потребительских цен ориентирован на закупку простейших и самых дешевых товаров. Измеряются цены, по всей видимости, на "оптовках", а не в гипермаркетах. К тому же летом цены на продовольственные товары снижаются, на что сослался Михаил Касьянов, объясняя августовское падение индекса потребительских цен до 1% (промышленные растут в 1,5 - 2 раза быстрее).

Получается, что основная причина инфляции - рост денег в обращении, которые эмитирует ЦБ для покупки валюты, наращивая свои резервы. Этот показатель только за первые полгода вырос на 26%, что при 7,5-процентном росте ВВП означает, что мы получили за этот период 18,5-процентную монетарную инфляцию.

Традиционно валютные резервы формируются для финансирования импорта, в случае если экспортная выручка страны резко падает. МВФ предъявляет к своим членам стандартное требование иметь резервное покрытие трехмесячного импорта. Валютный резерв - страхование текущего уровня потребления в стране и определенная гарантия для иностранных поставщиков товаров в страну.

У нас опять-таки все не так: если бы ЦБ хотел использовать резервы для финансирования импорта, делать это нужно было "вчера". В этом году наш ежемесячный экспорт устойчиво превышает импорт примерно на $5 млрд. Но ЦБ предпочитает кредитовать не наших импортеров, а американское правительство - большую часть валюты он вкладывает в бумаги правительства США. При этом ЦБ удается "связать" далеко не все рубли, выпущенные для наращивания резервов, что и вызывает инфляцию.

Если резервы нужны не для кредитования импорта, то их увеличение производится с одной целью: одолжить при случае Минфину, если у того не хватит собственных (бюджетных) доходов для выплат по внешнему долгу. Так было всегда, только в этом году бюджет справляется с платежами своими силами. Но в 2003 - 2005 годах долговая нагрузка вырастет, а сырьевая конъюнктура на мировых рынках и последевальвационный рост не вечны. А новый дефолт - как раз то, чего нынешнее правительство боится больше всего.

Получается, что нынешние резервы ЦБ - это (дисконтированные) будущие доходы и расходы федерального бюджета. Но "оплачивает" их не бюджет, и не ЦБ из своей прибыли, а вся экономика - за счет дополнительного инфляционного налога. И введен он даже не в этом году, а чуть раньше, когда у бюджета появились доходы и профицит, а резервы начали расти.

Инфляция сейчас никому, кроме денежных властей, не выгодна: у экспортеров растут внутренние издержки; у монополий начала снижаться доля денег в выручке; реальные доходы населения в отличие от большинства прочих показателей не увеличиваются. Финансовый капитал уже не тот, да и процентные ставки не поднимаются, а у торгового растущую прибыль съедают налоги и растущие издержки, а цены ограничивает спрос.

Но антиинфляционной силы, которая могла бы сказать правительству: "Денежная политика должна быть изменена", - сейчас нет. Экспортерам и так очень неплохо, и любые жалобы на жизнь с их стороны неуместны. А инфляция невелика - привычное население возмутится, только если цены вырастут на 50%. К тому же его потери частично компенсируются индексацией пенсий. Внутренние производители продолжают получать прибыль от девальвации рубля и ухода импортеров, и, хотя их рентабельность падает, положение пока некритическое. А торговый капитал приветствует политику властей по выдавливанию с рынка челноков и оптовых рынков, получая возможность наращивать маржу.

Инфляционный налог за счет удачного для правительства сочетания факторов так размазан по экономике, что жалобщиков не находится. Именно поэтому согласные друг с другом как никогда ЦБ и Минфин ясно дают понять, что будут продолжать прежнюю политику до тех пор, пока цены на экспортное сырье не упадут.

Инфляционный налог - политика не очень расчетливая, не совсем честная и уж точно нецивилизованная. Рост резервов под долговые выплаты должен финансироваться не выпуском дензнаков, а эмиссией Минфином или ЦБ госбумаг. Тогда инфляция при бездефицитном бюджете будет сведена к минимуму. Правда, государству придется платить за привлеченные средства. Сейчас оно это делает в гораздо меньшем объеме - лишь когда ЦБ привлекает деньги на депозиты или Минфин выпускает новые госбумаги. Делают они это неохотно и только для того, чтобы "стерилизовать" часть эмитированных денег. Платить не хочется никому. Но эта политика нерасчетлива: именно она не позволяет снизить налоги и ревальвировать рубль, чтобы увеличить импорт инвестиционных товаров.

Еще по теме