Порошковые планы
В НАЧАЛЕ 2001 года санкт-петербургская "Невская косметика" планирует приступить к производству стиральных порошков. "Мы решили не отставать от своих главных конкурентов, таких компаний, как Procter&Gamble, Unilever и "Калина", которые занимаются как косметической продукцией, так и бытовой химией, - говорит Виктор Кононов, директор по маркетингу "Невской косметики". - Проект мы подготавливали около года и в конце концов решили, что среди российских производителей мы сможем выпускать лучший по качеству порошок".
Сейчас на "Невской косметике", по словам директора по экономике Олега Данилова, рассматриваются три варианта организации производства: покупка завода, размещение заказов или строительство собственного предприятия. "Большой проблемы в поиске производственной базы мы не видим, - заявляет Олег Данилов. - В России есть предприятия со свободными мощностями. Если говорить обо всей отрасли, то порошка у нас выпускают 400 тысяч тонн в год, тогда как потенциал производителей - 900 тысяч тонн в год".
У компании на примете несколько региональных производителей, с некоторыми из которых сейчас идут переговоры. Наиболее привлекателен для "Невской косметики" Ангарский завод бытовой химии (производственный потенциал - 60 тысяч тонн порошка в год). С владельцем завода, Ангарской нефтехимической компанией, компания обсуждает возможность покупки предприятия. "В этом случае мы продолжим выпускать существующие марки, которые пользуются хорошим спросом в регионах Сибири и Дальнего Востока, и одновременно запустим несколько национальных брэндов", - говорит Виктор Кононов.
На "Невской косметике" сейчас разрабатывают ассортиментный ряд порошков, который, предположительно, охватит все ценовые сегменты. Виктор Кононов заявляет, что при высокой конкуренции на рынке компания сможет найти свою нишу. "Потребителям свойственно менять марки в поисках более приемлемого соотношения цены и качества", - говорит директор по маркетингу. По его словам, дистрибуторы компании - около 80 торговых фирм, работающих также и с мультинациональными производителями, - еще до начала проекта заявляли о своем желании продавать стиральный порошок под маркой "Невской косметики"
Тимур Горяев, генеральный директор парфюмерно-косметического концерна "Калина", с конца 1998 года также выпускающего моющие средства, считает, что планы "Невской косметики" не приведут к резкому росту конкуренции. "Перераспределение существующих производственных мощностей всерьез не повлияет на баланс сил на рынке, - говорит он. - Мы приветствуем появление нового сильного конкурента, это благотворно влияет на рынок в целом, однако не ожидаем в этой связи ослабления позиций концерна "Калина".
"Невская косметика" сейчас выпускает более 80 наименований косметической и гигиенической продукции. До 1992 года компания была локальным производителем и по объемам производства занимала 14-е место среди российских предприятий. Активная маркетинговая и сбытовая политика позволила "Невской косметике" к 1999 году выйти на лидирующие позиции в отрасли (в этом году компания занимает первое место по производству мыла и зубных паст). Наиболее известный брэнд - паста "Новый жемчуг" - был запущен в 1995 году. При годовом рекламном бюджете в $60 тысяч этой марке удалось занять около 12% рынка зубных паст.