Top.Mail.Ru
архив

Nissan в руках "убийцы"

Японский автоконцерн Nissan проводит смелый управленческий эксперимент. Компания, сидевшая в хронических убытках, затеяла реструктуризацию. Если все задуманное будет доведено до конца, Nissan превратится в компанию, какой в Японии еще не было.

Семь лет в убытках

Nissan - вторая по величине автомобильная компания в Японии. И, как считают некоторые, самая бестолковая. Жалкое подобие Toyota.

Собственно, именно стремление не отстать от крупнейшего в Японии и третьего в мире производителя автомобилей и сыграло с Nissan злую шутку. Любая японская компания, пытающаяся производить нечто движущееся на колесах, так или иначе вынуждена строить свою стратегию с оглядкой на Toyota. Honda в свое время оттяпала у нее долю рынка, научившись делать лучшие двигатели. Mazda нашла не менее изящное решение, поставив на продвинутый дизайн. Nissan же тупо пытался угнаться за могущественным конкурентом, отвечая новым автомобилем на каждую его новинку и удерживая цены на том же уровне, что и Toyota.

Делать это было нелегко, поскольку мощь двух фирм просто несопоставима: Toyota как минимум на треть крупнее и имеет больше возможностей управлять издержками. В результате каждый автомобиль Toyota приносил владельцам концерна на $1000 больше прибыли, чем Nissan - своим незадачливым хозяевам-подражателям.

Следствием такой политики стали постоянно растущие убытки и долги Nissan. С начала 90-х трудности фирмы все более усугублялись. Доля компании в мировых автопродажах уменьшилась с 6,6% в 1992 году до 4,9% в 1998-м. Долги компании к концу 1998 года достигли $19,4 млрд, и одни только выплаты по процентам ежегодно тянули на миллиард.

Ровно год назад президент Nissan Йошикацу Ханава решил, что выбраться из долговой ямы самостоятельно уже не удастся, и объявил о поиске инвестора (то есть нового хозяина) для вверенной ему фирмы.

Уже в марте такой инвестор нашелся. Французская Renault согласилась оплатить счета Nissan на сумму $5,4 млрд в обмен на 38% акций (по западным понятиям, это контрольный пакет) и право наложения вето на финансовые расходы. Кроме того, Renault поставила японцам еще одно деликатное условие: возглавить Nissan должен ставленник французской компании.

Японцы вынуждены были с этим согласиться. Во-первых, ничего лучшего им никто не предложил. Во-вторых, для компании из страны, бизнесмены которой гордятся своеобычной корпоративной культурой, важно было то, что Renault не собиралась поглощать Nissan: речь шла лишь о стратегическом партнерстве.

Так японская компания получила деньги, шанс выйти из кризиса и нового CEO. На этот пост французской компанией был делегирован 46-летний Карлос Гон.

Новый руководитель затеял неслыханную по японским понятиям перестройку. Он пытается изменить то, что многие японцы считают незыблемым.

Чисто американский план

Фамилию Карлоса Гона французские и американские обозреватели до сих пор пишут, указывая в скобках ее транскрипцию. Уж больно непривычно для западного человека смотрится она на бумаге - Ghosn.

Гон - космополит из космополитов. Этот французский гражданин (сын француженки и ливанца) родился в Бразилии и успел поработать на четырех континентах. Последние три года он занимал пост исполнительного вице-президента Renault, а до этого руководил американским офисом французской же Michelin. Гон говорит на пяти языках и, как все люди подобного склада, уверен, что мир един и это хорошо. Из Nissan он хочет сделать компанию западного типа. В этом-то вся загвоздка.

Вы конечно же слышали, что, с точки зрения любого западного менеджера, японский корпоративный мир устроен весьма экзотично. А многие традиции азиатского бизнеса просто противоречат традициям европейским и тем более американским. Практика пожизненного найма работников - полный антипод западного принципа "мобильных трудовых ресурсов". Перекрестное владение акциями и соответственно запутанный клубок отношений японских компаний с десятками аффилированных структур напоминают российскую деловую практику, но плохо вяжутся с американской. Вообще в Японии, как и у нас, бизнес зависит от "человеческого фактора" - в отличие от западного чисто функционального устройства деловой жизни.

Поэтому, когда Renault принципиально посадила в Nissan человека с опытом руководящей работы где угодно, но только не в Японии, - наблюдателям стало интересно.

Интрига получила новый виток развития полтора месяца назад, когда Карлос Гон, разобравшись наконец в делах японской фирмы, обнародовал свой план действий. План этот поверг японскую общественность в шок.

Гон объявил, что менее чем за три года закроет четыре из семи заводов Nissan, расположенных на территории Японии. Под сокращение подпадут 21 тыс. сотрудников - а как же пожизненный наем?

Сократив производственные мощности, Гон собирается отказаться от услуг 20% нынешних дилеров - и где же "человеческий фактор"?

Наконец, для аккумуляции финансов на главных ударных направлениях Карлос Гон хочет продать акции нескольких сотен компаний - поставщиков автогиганта. Таким образом, он задумал заставить их бороться за получение заказов от Nissan на равных с абсолютно посторонними структурами.

Если задуманное удастся осуществить, Nissan перестанет быть типично японской компанией. Самому Гону как раз это и нравится. А многим его подчиненным - не очень. И это в общем-то неудивительно - сами попытайтесь представить, как бы вы себя почувствовали, если бы к вам в фирму пришел новый иностранный начальник и принялся устанавливать свои заграничные порядки...

Le big boss

После обнародования плана Гона японская пресса принялась его клеймить: дескать, нехорошо получается, как-то это все не по-японски. Газетчики тут же выяснили, что в самой Франции после жестких реформ, которые Гон провел в Renault и Michelin, журналисты придумали ему прозвище le cost killer ("убийца издержек"). Наверное, не каждый читатель японских газет понимает, что означает слово "издержки", но со словом killer невзлюбившие нового CEO японцы согласились.

Критиковать Карлоса Гона на страницах прессы очень легко. Он ведет себя подобно Чубайсу: прямо декларирует свои намерения и заявляет, что ни за что от них не откажется, что будет проводить свои реформы, "невзирая ни на какие ограничения, табу и суеверия".

Гон утверждает, что "другого пути у Nissan нет". А японцам очень хочется верить, что другой - безболезненный - путь есть. Национальная пресса так накинулась на Гона, словно это он наделал долгов на $19 млрд и семь лет заставлял предприятие работать себе в убыток.

К тому же некоторые критики французского управленца небескорыстны. Ведь традиционная система управления в японских корпорациях чем-то напоминает менеджмент наших политизированных компаний и банков. Многие топ-менеджеры японских компаний одновременно являются агентами влияния связанных с фирмой структур - партнеров, поставщиков, дилеров. У нас такая система на неофициальном языке называется "ты - мне, я - тебе", а на официальном - "десятилетиями складывавшиеся хозяйственные связи". Японцам подобные отношения тоже не чужды. А бескомпромиссный Карлос Гон, ломая эти связи, портит личный бизнес многим высшим и средним руководителям Nissan. Около 40 менеджеров Гон, правда, перевез в Японию из Франции, но для Nissan, на которую трудятся более 100 тыс. человек, 40 сотрудников, готовых поддержать все начинания босса, - ничтожно малое меньшинство.

Скептики считают, что это Карлоса Гона и погубит. Его недоброжелатели внутри компании могут использовать для саботирования реформ и даже постепенного выдавливания Гона из компании свои связи в среде японского чиновничества (официального отношения к реформированию Nissan правительство страны еще не высказало).

Но самые большие неприятности французскому CEO может доставить профсоюз, который на Nissan очень силен. Гону придется заручиться согласием профсоюзных лидеров на такое масштабное сокращение штатов, какого ни один японский профсоюз еще никогда не одобрял.

Если в этой борьбе Гон потерпит поражение - он вернется в Европу или Северную Америку, чтобы стать антикризисным управляющим какой-нибудь другой, более отвечающей традициям западного менеджмента компании. Если же он сумеет довести свою реформу до конца и действительно обеспечит компании Nissan относительное финансовое и рыночное благополучия уже в 2002 году (таковы планы Гона) - это будет уже совсем другая история.

Тогда Карлос Гон станет первым (и последним) иностранцем в XX веке, сумевшим изменить национальный деловой менталитет японцев. После такого подвига его наверняка станут считать одним из самых успешных управленцев начала XXI века.

Еще по теме