Top.Mail.Ru
архив

Правительство берет вокзалы, порты и аэропорты

Премьер-министр Владимир Путин продолжил представление своей экономической программы, которую требуют предъявить его явные и неявные политические оппоненты. На Всероссийской научно-практической конференции "Транспорт России на рубеже веков" Путин дал понять, что правительство страны помнит о том, какую роль в экономике играет транспорт.

В принципе ничего особенного не произошло: о транспорте говорили многие премьеры, что тем не менее не помешало отрасли превратиться в самую закрытую и загадочную сферу. Однако выступление премьера, которого ни один из присутствующих ранее не посчитал бы компетентным в обсуждаемой проблеме, носило для специалистов характер некоторой сенсации.

Во-первых, представители правительства принципиально отказались "давать рекомендации", как это было принято ранее. Сам Путин прокомментировал это так: "Мне хотелось бы довести до вас в общих чертах основные проблемы, на которые правительство считает нужным обратить свое и ваше внимание". А дальше изложил три тезиса, которые аппарат премьера посчитал важным донести до публики. Первое - прогноз изменения роли транспорта в развитии экономики. Премьер заявил, что нынешние темпы развития будут обеспечивать потребности экономики в течение двух-трех лет, но в дальнейшем медленное развитие транспорта может тормозить другие отрасли. На таком уровне рассмотрения об этой отрасли высшие лица государства публично не говорили уже очень давно. Второе - упадок промышленности, которая должна обеспечивать модернизацию транспорта. Третий тезис - что именно государственным присутствием в отрасли можно решить проблему интеграции России в современные транспортные системы. При этом правительство согласно с тем, что искусственным усилением конкуренции в отрасли для ее развития правительство пользоваться не будет. В целом Путин заявил, что полная либерализация доступа предпринимателей на транспортный рынок может помешать крупным международным проектам на транспорте, которые правительство намерено реализовывать большей частью самостоятельно. При этом в правительстве отмечают завышение стоимости строительства транспортных магистралей и высказывают мнение, что коммуникации можно и нужно строить дешевле и быстрее. Это, судя по всему, камень в огород сторонников сохранения внебюджетных дорожных фондов.

Отметим: речь была практически лишена возможных реверансов, за исключением самых неизбежных, а использование Путиным термина "логистика" вообще вызывает некоторое удивление.

Выступление Николая Аксененко было несколько более подробным, хотя в целом наиболее важная его часть - это развитие тезиса Путина об интеграции российского транспорта в мировые транспортные системы.

Еще по теме

архив
Баллада о яблочном самогоне
Тяга к красоте окружающего материального мира всегда преследовала население одной шестой части Земли. Дикая по виду румынская мебель являлась предметом вожделения подхалтуривающих таксистов, шалман на Курском вокзале гордо именовал себя рестораном, а шкодливая молодежь клянчила у родителей 50 копеек на кусочки оконной замазки, именующиеся "жевательной резинкой". Предложение качественных вещей было лимитировано социальным положением покупателя, а из отечественных качественных товаров вспоминались лишь коньяк КВ да латвийский шпрот - рыбка, о происхождении и повадках которой гадали ихтиологи всех советских НИИ. В последние десятилетия уходящего века тяга к прекрасному усилилась до безумия. Хотелось кубинскую сигару, часы "Улисс Нардин" и рюмку чего-нибудь позаковыристей. Первым эмиссарам новой России в парижских - а потом и в московских - кабаках уже стали подавать столетнее бордо (!), но социальный статус немедленно получил денежное выражение, и мир прекрасного отдалился туда, где нас нет, но нам хочется. Невозможно объяснить русскому человеку, что лучшие кубинские сигары курят лишь менеджеры и владельцы крупных корпораций, что Сильвестр Сталлоне считает "Улисс Нардин" изделием для ненормальных нуворишей, а в теннисных клубах не проводят золотые дни, а снимают жуткую усталость люди, работающие по 18 часов в сутки. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, даже если нам объясняют, что в мире выпускается не более 250 "Ламборджини Диабло" в год.
Баллада о яблочном самогоне
архив
Аргументы "за" и "против"
Проблема толлинга в алюминиевой промышленности была по-будничному решена на совещании у первого вице-премьера Виктора Христенко. Те, кто ожидал, что публичная околоэкономическая дискуссия группы TWG и "Сибирского алюминия" завершится большой битвой где-нибудь в Белом доме, остались без зрелища. Полагали, что главные бои развернутся на заседании Комиссии по оперативным вопросам, однако комиссия отказалась быть третейским судьей, уступив право рассудить противоборствующие стороны специальному совещанию. Впрочем, и на совещании не произошло ничего особенного: после того как против толлинга выступил первый вице-премьер Николай Аксененко, да еще, по свидетельствам очевидцев, в не терпящем возражений тоне, говорить стало не о чем. Участники совещания решили, что режим внутреннего толлинга не будет продлеваться после 1 января 2000 года. Условия внешнего толлинга скорректированы в сторону ухудшения финансового положения компаний, использующих этот режим: если ранее компания-поставщик вообще не платила НДС на ввезенный глинозем, то в новом режиме - режиме таможенной территории - НДС будет платиться, но затем возвращаться толлингеру по факту вывоза алюминия с территории страны. Это, по расчетам Минэкономики, потребует от владельцев алюминиевого бизнеса в первом квартале 2000 года вложений от $130 млн до $170 млн. В целом же эти решения означают, что владельцы алюминиевых компаний и толлингеров (по большей части это одни и те же лица) должны обеспечить заводы оборотными средствами.
Аргументы