Top.Mail.Ru
архив

Владимира Путина лишают собственных олигархов

"Бархатная" банковская революция в Санкт-Петербурге, о которой "Ко" писал месяц назад (см № 40 от 8.11.99), продолжается. Наблюдательный совет питерского Промышленно-строительного банка принял решение освободить Александра Эмдина от обязанностей председателя правления. Велик соблазн "запараллелить" отставку Эмдина с недавней отставкой Вадима Зингмана - предправления главного конкурента ПСБ БалтОНЭКСИМа. Тем более что Эмдина и Зингмана отличают схожие взгляды на банковский менеджмент.

Однако нельзя не отметить, что решение по поводу Зингмана явно принималось наспех. Главным образом под влиянием внешних обстоятельств. Владельцы БалтОНЭКСИМа даже не смогли пока подобрать отставленному топ-менеджеру адекватной замены (едва ли таковой можно назвать кандидатуру бывшего зама Зингмана - Федора Андреева).

Между тем в Промышленно-строительном банке вакантное место председателя правления заняла Ольга Казанская, ранее возглавлявшая банк "Балтийский", - личность, весьма известная и уважаемая в деловых кругах Питера. И создается ощущение, что владельцы ПСБ увольняли Эмдина специально для того, чтобы взять Казанскую. Ведь "Балтийский", обслуживающий Октябрьскую железную дорогу и ряд ведущих предприятий питерской оборонки, давно привлекал внимание Промышленно-строительного. Еще в 1997 году, когда под эгидой ПСБ был создан банкирский дом "Санкт-Петербург", в который вошли также банки "Санкт-Петербург" и "Петровский", поговаривали, что в этом пуле окажется и "Балтийский". Тогда не получилось, но ПСБ не оставлял планов взять под свое крыло "Балтийский".

Не исключено, что сейчас на руку Промышленно-строительному сыграл необычайный рост популярности Владимира Путина. Ведь неформальный владелец ПСБ Владимир Коган весьма дружен с премьером. Поговаривают, что во многом благодаря поддержке Путина, который был тогда замом Анатолия Собчака, Когану в начале 90-х удалось получить контроль над крупнейшим банком региона. При благоприятном для премьера исходе президентских выборов Коган может даже стать новым олигархом. Поэтому неудивительно, что с ним хотят подружиться сейчас.

А ведь при всех профессиональных достоинствах Ольги Казанской нельзя забывать, что Октябрьская железная дорога - основной акционер "Балтийского" - является вотчиной первого вице-премьера Николая Аксененко. В свое время Казанская скромно заметила: "Николай Емельянович большой человек, а мы всего лишь региональный банк". Видимо, теперь "большой человек" и его партнеры вспомнили о "всего лишь региональном банке", чтобы как можно прочнее обосноваться в тылу потенциального президента. Ведь трудно расценивать переход Казанской из "Балтийского" в Промышленно-строительный иначе как шаг к объединению этих банков.

Еще по теме

архив
Баллада о яблочном самогоне
Тяга к красоте окружающего материального мира всегда преследовала население одной шестой части Земли. Дикая по виду румынская мебель являлась предметом вожделения подхалтуривающих таксистов, шалман на Курском вокзале гордо именовал себя рестораном, а шкодливая молодежь клянчила у родителей 50 копеек на кусочки оконной замазки, именующиеся "жевательной резинкой". Предложение качественных вещей было лимитировано социальным положением покупателя, а из отечественных качественных товаров вспоминались лишь коньяк КВ да латвийский шпрот - рыбка, о происхождении и повадках которой гадали ихтиологи всех советских НИИ. В последние десятилетия уходящего века тяга к прекрасному усилилась до безумия. Хотелось кубинскую сигару, часы "Улисс Нардин" и рюмку чего-нибудь позаковыристей. Первым эмиссарам новой России в парижских - а потом и в московских - кабаках уже стали подавать столетнее бордо (!), но социальный статус немедленно получил денежное выражение, и мир прекрасного отдалился туда, где нас нет, но нам хочется. Невозможно объяснить русскому человеку, что лучшие кубинские сигары курят лишь менеджеры и владельцы крупных корпораций, что Сильвестр Сталлоне считает "Улисс Нардин" изделием для ненормальных нуворишей, а в теннисных клубах не проводят золотые дни, а снимают жуткую усталость люди, работающие по 18 часов в сутки. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, даже если нам объясняют, что в мире выпускается не более 250 "Ламборджини Диабло" в год.
Баллада о яблочном самогоне
архив
Аргументы "за" и "против"
Проблема толлинга в алюминиевой промышленности была по-будничному решена на совещании у первого вице-премьера Виктора Христенко. Те, кто ожидал, что публичная околоэкономическая дискуссия группы TWG и "Сибирского алюминия" завершится большой битвой где-нибудь в Белом доме, остались без зрелища. Полагали, что главные бои развернутся на заседании Комиссии по оперативным вопросам, однако комиссия отказалась быть третейским судьей, уступив право рассудить противоборствующие стороны специальному совещанию. Впрочем, и на совещании не произошло ничего особенного: после того как против толлинга выступил первый вице-премьер Николай Аксененко, да еще, по свидетельствам очевидцев, в не терпящем возражений тоне, говорить стало не о чем. Участники совещания решили, что режим внутреннего толлинга не будет продлеваться после 1 января 2000 года. Условия внешнего толлинга скорректированы в сторону ухудшения финансового положения компаний, использующих этот режим: если ранее компания-поставщик вообще не платила НДС на ввезенный глинозем, то в новом режиме - режиме таможенной территории - НДС будет платиться, но затем возвращаться толлингеру по факту вывоза алюминия с территории страны. Это, по расчетам Минэкономики, потребует от владельцев алюминиевого бизнеса в первом квартале 2000 года вложений от $130 млн до $170 млн. В целом же эти решения означают, что владельцы алюминиевых компаний и толлингеров (по большей части это одни и те же лица) должны обеспечить заводы оборотными средствами.
Аргументы