Новое старое бизнес-образование
Экономический кризис изменил требования не только к ведению бизнеса, но и к подготовке управленческих кадров, а значит, и к бизнес-школам. Все чаще в дискуссиях, посвященных бизнес-образованию, можно услышать о «современной бизнес-школе». Но что это такое? Какое учебное заведение можно назвать современным, а какое – записать в отстающие?
«Современная бизнес-школа должна быть инновационной и ориентированной на бизнес», – считает Екатерина Лисицына, директор департамента программ МВА Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». «Сегодняшнему бизнесу нужны лидеры, способные добиваться эффективного результата не за счет перераспределения имеющихся благ, а за счет создания нового, на основе более высокой, чем у других, производительности управленческого труда, – добавляет она. – Именно поэтому современная бизнес-школа должна непосредственно участвовать в подготовке лидера, который будет работать продуктивнее, основываясь при этом на ценностных принципах и принципах социальной ответственности».
С другой стороны, отмечает ректор МИМ ЛИНК Сергей Щенников, современная бизнес-школа должна быть полноценным участником рынка, жить по его законам, своей деятельностью и успехом олицетворять состоятельность того образования, которое дает. «Сегодня это непростая бизнес-задача, учитывая, насколько сильно за короткий срок изменился рынок и потребитель, – говорит он. – Но тем и ценен кризис для клиентов нашей отрасли, что он, как лакмусовая бумажка, тестирует бизнес-школу и ее услуги».
Пусть меня научат
Бизнес-школы по-прежнему помогают слушателям систематизировать имеющиеся знания и приобретать новые, рассказывают о технике ведения бизнеса в России и о зарубежной практике, учат принимать сложные управленческие решения в короткие сроки и нести ответственность за свои действия. Но акцент в преподавании уже другой. Так, во многом благодаря кризису слушатели программ МВА стали уделять больше внимания изучению финансовых процессов и управлению рисками. А по возрождению спроса на отраслевые специализации можно судить, в каких отраслях положительные тенденции наиболее сильны.
По данным «МИРБИС», наибольшим спросом пользуются программы «Стратегический менеджмент и предпринимательство», «Финансовый менеджмент» и «Маркетинг-менеджмент». Впрочем, специалисты из банковской, телекоммуникационной и строительной сфер, менеджеры по персоналу и IT зачастую выбирают соответствующие специализации, чтобы развивать управленческие навыки и углублять знания именно в своей области.
Кроме того, возникают и новые специализации. Так, в прошлом году «МИРБИС» открыл программу «МВА – Менеджмент в недвижимости».
Сергей Календжян, Декан ВШКУ:
«Кризис дает возможность для более быстрого изменения культуры менедж-мента, он побуждает к более активным действиям. Отсталость культуры менедж-мента отдельных российских компаний становится очевиднее в условиях кризиса, и, чтобы им оставаться привлекательными и успешными, нужны оперативные действия и изменения. Кроме этого, в условиях кризиса существенно снижается возможность для материальной мотивации. В этот период нужно искать средства, которые отчасти компенсируют отсутствие возможности материального поощрения. Можно говорить о формировании широкого слоя собственников, крайне заинтересованных в долгосрочном успехе своего бизнеса, а достижение этого успеха во многом связано с внутренней культурой, формируемой в компаниях. Именно этому и хотят научиться наши слушатели программ МВА и DBA, исходя из этих запросов ВШКУ и разрабатывает свои программы».
Появились и новые возможности для зарубежных стажировок. Слушатели принимают участие в брифингах, рассказывает Екатерина Лисицына, а также посещают предприятия и общаются с руководством, обсуждая общие проблемы и пути их решения.
Со своей стороны декан Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ Сергей Календжян отмечает рост интереса к soft skills, коммуникативным навыкам, необходимым для успешного ведения бизнеса.
«В обязанности руководителя входит много компетенций: ставить цели, определять полномочия сотрудников, контролировать их деятельность, а по результатам – поощрять работников или же проводить разбор ошибок, – поясняет Календжян. – Не менее важны способность эффективно проводить совещания, выяснять мнения сотрудников о текущих проблемах для дальнейшего принятия решения, умение организовывать командную работу, дискуссии. Для этого требуются хорошие коммуникативные навыки». В рамках программы «Евроменеджмент» ВШКУ уже много лет учит «делегированию полномочий и ответственности» и в качестве синонима «коммуникативных и управленческих навыков» предлагает термин «социальная компетенция руководителя».
Заграница нам поможет
Международные связи бизнес-школ всегда ценились особо. С одной стороны, это дополнительные возможности для слушателей. В последнее время бизнес-школы отмечают новый всплеск интереса к программам с международной составляющей. Например, к программам «двойного диплома», позволяющим получить диплом зарубежной бизнес-школы, не выезжая из страны, а следовательно, и претендовать на более высокую позицию или продвижение внутри своей компании. Так, в «МИРБИС» устойчиво высок спрос на программу «двойного диплома» с London Metropolitan University (Великобритания), а Институт экономики и финансов «Синергия» среди прочего предлагает новый проект Executive MBA, разработанный совместно с британской Newcastle Business School (часть обучения проходит в Великобритании, слушатели получают российский и британский дипломы).
С другой стороны, сотрудничество и партнерство с ведущими мировыми школами бизнеса позволяет российским бизнес-школам теснее интегрироваться в мировое бизнес-образование, а также служит своего рода подтверждением высокого класса школы и признания ее программ заграничными коллегами.
«МВА как одна из самых современных программ в области бизнес-образования в большей степени подвержена интернационализации и глобализации: международные аспекты (в виде учебных модулей и стажировок) должны стать обязательной частью любой программы, – полагает Светлана Жильцова, первый проректор Института экономики и финансов «Синергия». – Анализ рынка бизнес-образования показывает, что спрос на дипломы престижных зарубежных школ будет только увеличиваться в условиях глобализации международного рынка труда».
Екатерина Лисицына, директор департамента программ МВА школы бизнеса «МИРБИС»:
«Одна из тенденций современного биз-нес-образования – более плотная работа с российскими и западными компаниями, рассматривающими школы бизнеса как кузницы управленческих кадров. Уже сейчас российские школы, в частности «МИРБИС», расширяют границы своей деятельности с целью обогащения опытом и передачи самых новых и совершенных навыков своим слушателям. К настоящему времени более 400 организаций различных форм собственности, представляющих самые разнообразные отрасли, вступили с институтом в партнерские отношения».
«Современная бизнес-школа должна обеспечивать менеджерам реальную возможность непрерывно наращивать свое профессиональное превосходство, давать такое образование, с которым выпускник был бы уверен в успешности собственного будущего, – говорит Сергей Щенников. – В ЛИНКе эта цель поддерживается сотрудничеством с Открытым университетом Великобритании, владельцем уникальных методик обучения, которые получили признание международных аккредитационных комиссий, выпускников и их работодателей».
Впрочем, зарубежные контакты компаний также способствуют увеличению спроса на международные программы. «Бизнес-культура российских фирм находится под влиянием культур стран, с которыми наши бизнесмены имеют серьезные деловые отношения», – уверен Сергей Календжян.
Практика и только практика
Одной из тенденций современного российского бизнес-образования можно назвать усиление ориентации на развитие практических навыков у обучающихся.
«Дело в том, что многие слушатели уже не просто хотят совершенствовать свои лидерские и управленческие навыки, они предпочитают прикладывать их к конкретным практическим знаниям в конкретной области уже во время обучения по программе МВА», – поясняет Екатерина Лисицына.
С этой целью лучшие бизнес-школы развивают системы виртуальных классов, методику «живых» кейсов и т.д.
Например, на факультете инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ) АНХ при правительстве РФ взяли на вооружение форму, организационные подходы, методику и идеологию американских коллег, вместе с которыми создавали первые программы, в частности приоритет командных проектов как одной из форм обучения. Но не забывают здесь и об интерактивных занятиях (кейсы, деловые игры, работа в команде, тренинги и т.д.).
По словам Сергея Щенникова, в ЛИНКе «всегда придерживались практико-ориентированной методики обучения, когда собственная практика является предметом исследования и совершенствования в процессе обучения. Такая отработка теории на практике позволяет лучше усвоить учебный материал и получить отдачу уже после первых дней обучения».
Кто идет учиться?
Изменились не только бизнес-школы, но и сами учащиеся. Кризис привел к падению общей численности слушателей бизнес-школ, но вместе с тем изменился и качественный состав поступающих.
«Самые заметные изменения претерпели московские группы, ориентированные на тех, кто живет и работает в столице и может регулярно посещать занятия в вечернее время, – делится наблюдениями Сергей Календжян. – В таких группах высший менеджмент компаний уступил место менеджерам среднего звена – амбициозным молодым людям, готовым выкладываться в полную силу ради активного продвижения по карьерной лестнице. Им очень важно обрести современные знания и навыки для дальнейшей конкурентной борьбы за высшие управленческие посты».
Если же говорить о представителях регионального бизнеса, то больший интерес к программам МВА стали проявлять молодые собственники, ведущие агрессивный конкурентоспособный бизнес и нуждающиеся в инновационных технологиях. Среди слушателей из регионов страны немало и представителей крупных компаний, традиционно обучающих свои управленческие резервы.
«Те, кто у нас учится – уже опытные в бизнесе люди, – рассказывает декан ФИТБ Владимир Зинов. – Они приходят для того, чтобы научиться отвечать на вызовы рынка, минимизировать затраты, просчитывать риски и финансовый план при внедрении новшеств, чтобы превратить их в инновации. Ведь практически весь бизнес в России в силу нестабильной ситуации – инновационный, и каждый менеджер должен уметь управлять инновациями».
Екатерина Лисицына уверена, что современные студенты бизнес-школ – это не просто специалисты с опытом руководящей работы, это люди, которые хотят и готовы понимать экономические процессы, развивать лидерские навыки, делиться своим опытом с коллегами, применять навыки на практике, совершенствовать бизнес, основанный на управлении по ценностям, сознающие ответственность перед собой, семьей и обществом.
По мнению Сергея Щенникова, нынешний слушатель – человек прагматичный, знающий, зачем он учится и что хочет получить, требовательный к провайдеру образовательной услуги, но при этом не занимающий иждивенческой позиции. Он является активным участником образовательного процесса – много получает, но много и отдает, делясь своим опытом. Он стремится и к профессиональному росту, и к личностному, поэтому от обучения желает получить не только навыки грамотного управления, но и навыки самообучения, применимые к любой деятельности в течение всей жизни.
Сергей Щенников, ректор МИМ ЛИНК:
«Кризис изменил потребительское поведение – клиенты стали очень
щепетильны в денежном вопросе, требовательны к качеству услуг и
результатам сотрудничества. Это хорошие перемены. Благодаря им рынок
очистился от тех, кто давал пустые обещания. Но более важно то, что
кризис подсказал бизнес-школам, чему и как отныне надо учить современных
бизнесменов. Чтобы оперативно реагировать на изменения, которые со все
возрастающей скоростью происходят вокруг, менеджер должен быть
«универсальным солдатом»: понимать работу различных функциональных
подразделений и решать сложные многоаспектные управленческие проблемы.
Менеджер отныне – не только управляющий процессами, но и «решатель»
проблем: он должен видеть проблему, критически ее оценивать, правильно
подбирать инструменты для ее решения. Ведь каждая ситуация уникальна и
требует индивидуального подхода в работе с ней. Развитие таких навыков –
вызов для российских бизнес-школ, которые в большинстве своем лишь
рассказывают о менеджменте. Им пора ставить перед собой задачу создания и
внедрения методик проблемно ориентированного обучения,
междисциплинарного контента, подготовки преподавательского состава новой
формации, не просто передающего знания, а развивающего умения успешно
действовать в различных ситуациях».
В свою очередь Светлана Жильцова отмечает, что во многом именно от работодателей зависит развитие рынка бизнес-образования. Мы привыкли связывать их нелюбовь к МВА с завышенными требованиями выпускников этих программ, но кризис и рынок давно расставили все точки над i.
«Важнее вопрос о привнесении новой культуры знаний и взаимоотношений в компании, готовность к организационным изменениям, желание фирм по достоинству оценивать вклад в развитие предприятия выпускника МВА, – считает Жильцова. – Выпускник МВА – это человек современных знаний, ищущий, стремящийся к переменам, не боящийся брать на себя ответственность. А всем ли компаниям нужны такие сотрудники?»
Впрочем, среди компаний немало и тех, кто, напротив, приветствует обучение работников.
«Учеба помогла мне по-новому взглянуть на смысл и содержание моей профессиональной деятельности, а работа над дипломом способствовала структурированию ряда идей, не оставшихся не замеченными коллегами, – рассказывает Станислав Розмирович, начальник отдела Российского фонда технологического развития Минпромнауки РФ, выпускник ФИТБ. – Кроме того, что получил актуальные знания, я познакомился с интересными людьми как среди слушателей, так и среди преподавателей, что оказалось весьма полезно и за стенами академии».
Стоит признать, что российский рынок бизнес-образования переживает не лучшие времена и еще не оправился от последствий экономической нестабильности.
«Конечно, кризис очень серьезно ударил по настроениям тех, кто хотел учиться, – констатирует директор департамента аналитической информации РБК и выпускник ИЭВ «Синергия» Александр Яковлев. – Сказалась и потеря чувства уверенности в будущем. По роду своей деятельности я общаюсь со многими людьми и часто наблюдал, что кризис был не столько в кошельках, сколько в головах, особенно на уровне менеджмента – денег было много, но не было понимания, как жить и что делать. Люди должны вернуть уверенность в будущем, получить перспективу, тогда и спрос на образование вернется».
Еще по теме
Кризис привел к свертыванию миграции рабочей силы, но в интересах мировой экономики не допустить, чтобы это стало долгосрочным трендом