Top.Mail.Ru
архив

Новый взгляд на прежнюю страну

Среди туристических компаний распространено мнение, что отечественные отдыхающие жуткие консерваторы. Казалось бы, практика предыдущих лет это доказывает: наибольшим спросом традиционно пользовались Турция, Испания, Италия и Кипр. При этом внутри этих стран наиболее посещаемыми оказывались максимум три-четыре курорта.

Так было. Но, похоже, ситуация начинает меняться. Одной из любопытных тенденций нового туристического сезона стало появление сразу нескольких новых направлений в популярных странах.

Многие маркетологи крайне скептически относились к перспективам расширения туристического бизнеса в Турции. Многие эксперты считали, что через пару лет турецкие красоты перестанут привлекать туристов из России.

Турецкий отдых и вправду можно назвать суперэлитным. По словам президента ИС "Банко" Татьяны Дмитровой, большая часть всех "приключений" с российскими туристами происходит в этой стране. Некорректный персонал, разный уровень сервиса в одинаковых по классу отелях, неспокойная обстановка, мошенничество со страховыми полисами туристов - все эти явления для Турции не редкость.

Однако, несмотря на перечисленные недостатки, Турция по-прежнему остается лидером по числу посещающих ее туристов. Можно как угодно оценивать уровень сервиса в этой стране, но благодаря очевидным конкурентным преимуществам Турция еще долго будет главным местом зарубежного отдыха россиян. Отсутствие визового режима, стабильный имидж, масса новых направлений взамен освоенных, недолгий перелет - все эти факторы позволяют турецким компаниям увеличивать свои доходы.

В текущем сезоне Турция снова опровергла прогнозы пессимистов. Азиатские соседи за короткий срок построили сеть четырех- и пятизвездочных отелей, работающих по клубной системе all inclusive. По ценам она в два раза ниже европейских конкурентов. Более того, практически каждый год Турция представляла новые курорты. Вдобавок к привычным Белеку, Сиде, Кемеру и Алании в этом сезоне добавились Бодрум и Мармарис, которые, похоже, станут одними из самых посещаемых мест отдыха.

Несмотря на действующий визовый режим, в пятерке лучших по итогам сезона неизменно оказываются испанцы. Анализируя итоги первого полугодия, можно с уверенностью сказать, что рынок восстановился и испанский скандал с чартерами практически забыт. В этом году, по словам главы туристического офиса Испании в Москве Альваро Ортиса, ожидаемое увеличение числа российских туристов составит 10 - 15%. Пока эти прогнозы сбываются. В числе новых направлений, которые предложила Испания, - Ибица, Коста-де-Лалус (Андалусия), Кадис и Уэльва. Открывается для туристов и плохо известный ранее север страны: Астурия и Галисия. Большую популярность приобретают и горнолыжные курорты. При этом рекламный бюджет, выделяемый министерством туризма Испании для создания привлекательного туристического имиджа страны в России, составляет всего $500 тыс, что по туристическим меркам не так уж и много (для сравнения: Турция на эти же цели тратит свыше 1 млн).

По предварительным расчетам кипрского офиса по туризму, эта страна в текущем сезоне занимает второе место по посещаемости. Если все и дальше пойдет по плану киприотов, общее увеличение посещаемости составит 10 - 15%. По исследованиям маркетинговой организации Cypronetworks cyprusvisitors, проводимых в аэропортах, привлекательность Кипра для туристов распределилась по следующим категориям: семейный отдых предпочитают 70%, культура и археология привлекает 56%, развлечения выбирают 32% опрошенных, отдых и комбинированные предложения (отдых на Кипре плюс круизы в Израиль) - 26. Кипр остается стабильным туристическим рынком с высоким уровнем безопасности.

Устойчивое положение островного государства обеспечивают и значительные рекламные и маркетинговые расходы кипрского туристического офиса, который поддерживает своих контрагентов. Как результат на этом рынке наблюдается постоянное снижение цен на турпакеты при приличном качестве сервиса. Например, в этом сезоне неделя отдыха на Кипре, включая перелет, обойдется вам в $300 - 350.

Однако цена места отдыха является далеко не самым главным фактором привлекательности. Характерный пример - Италия. В сезоне-2000 туристическая индустрия этой страны, по прогнозам, должна заработать около 10 млрд евро. Две трети этой суммы будут заработаны на морских курортах и экскурсионных турах, остальное - на учебных и деловых путешествиях. По словам президента туристической ассоциации Италии Амедео Оттавиани, за первые четыре месяца поток туристов увеличился на 2,6%.

В России поездка в Италию считается дорогим удовольствием. В среднем недельный тур обходится в $800 - 1000. Однако итальянцы, несмотря на визовый скандал, стараются рекламировать в России новые туристические центры и направления.

Одно из них - Генуя, столица итальянской области Лигурия. Раньше российские туристы были вынуждены добираться до этой области кружным путем через княжество Монако. Как следствие цена тура была очень высокой, поэтому такое удовольствие могли себе позволить только VIP-туристы. Другой пример - область Компанья, которая сейчас проводит рекламную кампанию среди российских туристических фирм.

Другое перспективное направление - итальянская область Умбрия. Выставка Made in Umbria пройдет с 4 по 8 июля в Москве. Организатором выставки будет консорциум по промоушну и координации международной торговли Умбрии при правительстве этого итальянского региона.

Еще одна мало освоенная российскими компаниями область Италии - Лигурия. Горы, мягкий климат, узкие галечные пляжи и самая чистая в стране двух морей вода. Никаких достопримечательностей. Сюда едут за престижным отдыхом. Если брать чартер до Генуи и жить в четырехзвездочном "Метрополе", окруженном садом, то неделя июльского отдыха обойдется в $1100 при групповых тарифах. Тем не менее Лигурия становится все более популярной у русских индивидуалов.

Тем не менее итальянский отдых имеет один, но весьма существенный недостаток. Последний визовый скандал, когда из-за нерасторопности консульства Италии в Москве многие туристы не смогли выехать на уже оплаченный отдых, вынудил многих отдыхающих искать другие, более надежные места отдыха. При этом очевидно, что люди, выбирающие Апеннины, вряд ли поедут, например, в Турцию или Египет. Для этих туристов чрезвычайно важна европейская специфика - отлаженный сервис, высокий уровень жизни и др.

Вполне возможно, что именно проблемы Италии и Греции, которые пока неспособны наладить стабильное оформление документов, стали причиной появления на рынке сразу нескольких весьма интересных предложений. К примеру, программу привлечения туристов из России запустила Мальта. По своим ценам эта страна вполне сравнима с Италией, но при этом туристы не сталкиваются с бюрократическими препонами. По словам руководителя туристического офиса Мальты в Москве Энтони Каруана, в этом году островное государство посетит около 23 тыс. туристов из России. "Это докризисный уровень, - подчеркивает г-н Каруана, - на следующий год к нам должно приехать 30 тыс. человек. Сезон-2000 стал для Мальты рубежным, и, по всем прогнозам, в следующем сезоне надо ждать роста. Пока эти прогнозы оправдываются: на майские праздники все чартеры на Мальту были забиты до отказа. Увеличилось количество туристов, выезжающих на Мальту из российских регионов - из Сургута, Екатеринбурга, Ростова и других городов. В итоге Мальта, занимавшая по итогам прошлого года 12-е место в рейтинге популярных направлений, переместилась на две строчки вверх. Пока Мальтой занимаются средние и мелкие турфирмы, входящие в так называемый мальтийский клуб. "Мы очень хотим заинтересовать и крупные фирмы, - говорит Энтони Каруан. - Если нам это удастся, мы вполне можем выйти в лидеры российского туризма". В этом году, по данным туристического офиса страны, Мальтой стали заниматься в два раза больше агентств, чем в прошлом году. Поэтому мальтийцы собираются создать ассоциацию турагентов, специализирующихся на мальтийском направлении, и поддержать стремления турфирм финансовой поддержкой.

Другая альтернатива Италии - Андорра. Для привлечения туристов эта страна избрала другую тактику. В этом году средняя цена тура в эту страну снизилась почти вдвое - до $300.

Каждая из туристических стран избирает ту стратегию поведения на рынке, которая наиболее ярко подчеркивает ее преимущества. К примеру, египетские власти пошли по пути максимального расширения туристического предложения. В этом году появилось новое направление - Александрия. По своим ценам она несравнима с привычными Хургадой, Эль-Гуной (континентальная Африка) и Шарм-эль-Шейхом (Синайский полуостров). Однако, устанавливая высокие цены, египетские власти преследуют вполне понятную цель, пытаясь таким образом позиционировать новый курорт в нише дорогих исторических мест. Тем не менее пока, по мнению экспертов туристической фирмы "ЕлТа", это направление не пользуется большой популярностью. Видимо, срабатывают стереотипы: Египет воспринимается в России как один из центров недорогого отдыха. Иными словами, эта страна берет в основном количеством туристов, которое, кстати, в этом году снова вырастет. По прогнозам министерства туризма Египта, в новом сезоне число отдыхающих в этой стране увеличится на 40% по сравнению с 1998 годом. Это самый высокие темпы роста среди других туристических держав. Главный плюс страны - отсутствие визовых барьеров.

Другой пример - Израиль. Страна, которая пока не входит в число самых посещаемых, решила занять жесткую целевую нишу. Отчасти такой выбор маркетинговой стратегии предопределен географическими и природными особенностями. У Израиля кроме привычных моря и солнца (а этим сейчас уже никого не удивишь) есть уникальное Мертвое море. По словам руководителя российского отдела туристической компании Royal International Риты Демидовой, министерство туризма Израиля собирается в этом году потратить около 1млн шекелей ($250тыс.) на обустройство района Мертвого моря.

Эти средства будут вложены в улучшение пляжей и создание инфраструктуры. В среднем в год на Мертвом море проходят курс лечения около 350 русских туристов. Это весьма приличные показатели, если учесть, что в среднем двухнедельный курс лечения обходится $1500. Фактически Израиль вступает в прямую конкуренцию с известными курортами в Швейцарии, Чехии и Германии.

Другое относительно новое направление, предлагаемое Израилем, - средиземноморский курорт Нетания. В самом городе живут 60 000 русскоязычных граждан. Кроме того, 20% от общего числа нетанийских туристов составляют выходцы из СНГ. Языковой проблемы как таковой для россиян не существует. В этом году городские власти вложили $2,5 млн в туристическую инфраструктуру. В Нетании десятки современных отелей. В перспективе будет построено еще несколько. Средняя цена отдыха - до $400. Единственная проблема - дорогие билеты. Пока в Израиль кроме "Аэрофлота" летают еще две компании, цены вряд ли понизятся.

Визовый скандал в итальянском посольстве, непонятная ситуация на чешском направлении, проблемы с греческими и шведскими визами серьезно повлияют на посещаемость этих стран российскими туристами. В России от выкрутасов европейских туристических чиновников в основном страдают регионы. Московские турагентства готовы ко всем неожиданностям и всегда смогут найти верное решение. А вот в Екатеринбурге или Новосибирске турфирмы сразу стараются переориентировать людей на более безопасные с точки зрения визовых проблем страны. По прогнозам туроператоров, вскоре наступит закономерное снижение турпотоков в страны Шенгенского соглашения. Русские туристы поедут туда, где им рады, где их ждут. Как показывает сезон, страны, вкладывающие солидные средства в рекламную кампанию в России, получат желанные дивиденды в самом ближайшем будущем.

Статистика обращений за период с 1.06.2000г. по 28.06.2000г. (в %)

Россия (средняя полоса)10,2
Россия (юг, Кавказ + Азовское море)7,6
Турция6,7
Детский отдых 3,8
Украина (в том числе Крым)3,5
Болгария3,4
Испания3,1
Визы, загранпаспорта2,7
Европа (автобусные туры)1,8
Италия 1,7
Греция 1,5
Круиз (Средиземноморье)1,5
Кипр 1,2
Лечение 1,0
Скандинавия 1,0
Чехия, Словакия 1,0
Германия 0,9
Франция 0,9
Хорватия 0,9
Бронирование отелей 0,8
Венгрия 0,6
Прибалтика 0,6
Египет 0.5
Англия 0,4
Мальта 0,4
США 0,4
Бенилюкс 0,3
Израиль 0,3
Португалия 0,3
Тунис 0,3
Шоп-туры 0,3
Всего за период: 22515 обращений

Еще по теме