«Нужно быть безумным, чтобы сейчас продавать русское искусство на Западе»
Конфликт на Украине с последовавшими западными санкциями втянул в себя и рынок искусства. Российские миллиардеры уже попрощались с попечительскими советами крупнейших музеев, а аукционные дома готовятся к наплыву желающих за бесценок продать предметы искусства из своих коллекций. Некоторые из опрошенных «Компанией» экспертов уже называют сложившуюся в арт-индустрии ситуацию катастрофичной, отмечая, что в ближайшие три месяца российский рынок искусства может вымереть.
В первый день марта российский предприниматель Петр Авен покинул попечительский совет Королевской академии художеств в Лондоне, после того как вместе с деловым партнером Михаилом Фридманом попал под санкции ЕС. По данным The Guardian, музей даже вернул Авену благотворительный взнос, который тот осуществил в пользу выставки «Фрэнсис Бэкон. Человек и чудовище», проходящей в музее до 17 апреля. Точный размер пожертвования не называется.
На следующий день нью-йоркский Музей Гуггенхайма сообщил, что миллиардер Владимир Потанин, который больше 20 лет поддерживал его, больше не является попечителем.
Британский музей Тейт оказался в более сложной ситуации: один из почетных членов его фонда — миллиардер Виктор Вексельберг. Хоть он и не находится под санкциями Великобритании и ЕС (только под американскими ограничениями с 2018 года), британские газеты требуют исключить его из списка попечителей. Тейт отмечал, что Вексельберг сделал крупное пожертвование семь лет назад, его статус — почетный, а постоянного взаимодействия с российским предпринимателем нет.
Израильский музей холокоста «Яд Вашем» 6 февраля напрямую обратился к властям США с требованием не применять санкции к миллиардеру Роману Абрамовичу (однако он все равно столкнулся с ними, но уже со стороны Великобритании). Times of Israel отмечал, что тот является «вторым по величине частным спонсором» музея. Более того, Абрамович пожертвовал ему неуказанную «восьмизначную сумму», однако после попадания российского миллиардера под британские санкции «Яд Вашем» приостановил взаимодействие с ним.
Культурная отмена
Основанный Абрамовичем совместно с искусствоведом и предпринимательницей Дарьей Жуковой Музей современного искусства «Гараж» стал первым в Москве музеем, отреагировавшим на украинские события. «Команда Музея современного искусства "Гараж" приняла решение о приостановке работы над выставками и переносе их на время. Мы не можем поддерживать иллюзию нормальности на фоне происходящих событий», — заявлял «Гараж», в котором должны были пройти выставки художников Анне Имхоф, Хелен Мартен, Саодат Исмаиловой, Хаймо Цобернига.
Фонд V-A-C, основанный миллиардером Леонидом Михельсоном, на фоне украинских событий пересмотрит программу Дома культуры «ГЭС-2». Фонд уже приостановил работу венецианской резиденции V-A-C в палаццо на Дзаттере. «В знак солидарности и уважения к нашей аудитории, сотрудникам и решениям художников свою работу заканчивают все выставки текущего сезона, а также мероприятия публичной программы», — сообщал фонд.
Пресс-конференцию и вернисаж выставки «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» отменил Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Третьяковская галерея по требованию Фонда искусства и культуры немецкого Бонна на две недели раньше закрыла выставку ««Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж». В выставке участвовали работы художников, размышляющих над проблемами правовой свободы и несвободы, национальной и личной идентичности, социальной ответственности и устойчивого развития, пишет журнал Robb Report.
Отменяют выставки и музеи Московского Кремля. С 4 марта должна была начать работу выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». Экспонаты для нее предоставили Лувр, Прадо, Музей истории искусств в Вене, Королевская коллекция Великобритании, национальные библиотеки Австрии и Франции.
На крупную выставку Рафаэля The Credit Suisse Exhibition: Raphael в Британскую национальную галерею не поедет полотно «Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом») — Эрмитаж вычеркнул его из списка произведений-участников из-за политического кризиса. Представитель национальной галереи отмечал, что картине давно была предложена защита в соответствии с британским законодательством об иммунитете от конфискации.
Российское отделение Международного совета музеев (ИКОМ) заявило о крайнем беспокойстве по поводу сложившейся ситуации и выступило за «скорейшее восстановление мирного диалога и начало сотрудничества по урегулированию конфликта, прежде всего с целью максимального сокращения числа человеческих жертв». «Отдельно отмечая необходимость сохранения исторического и культурного наследия, защиту музеев и музейных коллекций, мы надеемся, что положения Гаагской конвенции 1954 года будут неукоснительно соблюдаться в эти непростые дни», — говорится в сообщении ИКОМ.
Ставок больше нет
Основным источником пополнения коллекций русского искусства в стране и за рубежом являются аукционные дома Sotheby’s и Christie’s. В среду, 16 марта, они отменили предстоящие аукционы русского искусства, которые обычно проводятся в Лондоне дважды в год (в ноябре-декабре и в начале июня), писал The Art Newspaper. В обоих аукционных домах пояснили, что следуют новым санкциям Великобритании и США, которые запретили сделки с физическими лицами и компаниями из России, внесенными в черный список.
В ноябре 2021 года продажи русского искусства Sotheby’s составили £17,7 млн, включая комиссионные. Christie’s смог заработать от продажи предметов русского искусства £11,13 млн с учетом продажи частной коллекции произведений «Фаберже» британского предпринимателя Гарри Вульфа.
Также русский аукцион отменил и аукционный дом Bonhams, пишет издание. Мероприятие должно было пройти в Лондоне 15 июня. Британский аукционный дом MacDougall’s Fine Art Auctions, специализирующийся на русских торгах, пока не делал заявлений.
«Внутренняя катастрофа»
«Для русского рынка, русских денег и русского искусства сложившаяся ситуация абсолютно катастрофична», — заявил «Компании» искусствовед Михаил Каменский. По его словам, это касается перспектив сотрудничества и выставочного обмена.
Искусствовед отметил, что большая часть произведений русских художников на мировом рынке, если речь не идет о художниках русского авангарда, приобреталась в большинстве своем представителями «русского мира». Между тем введенные против состоятельных россиян санкции практически полностью лишают их коллекционерских или инвестиционных мотиваций и вовсе делают бессмысленным любое общение аукционных домов с российскими клиентами. «Любой источник, связанный с РФ, либо заблокирован, либо априори считается токсичным», — отметил он.
По словам Каменского, на внутреннем арт-рынке «происходит полное разрушение»: невозможность осуществить банковские платежи, падение рубля делают покупки предметов искусства на сегодняшний день крайне рискованными, а порой бессмысленными и убыточными, как и любые стратегии, которыми раньше руководствовались инвесторы в искусство, добавил эксперт.
«Если правильно понимаю, количество платежеспособных представителей российского мира коллекционеров радикально уменьшилось с нескольких сотен до, наверное, десятков или даже единиц»,
— Михаил Каменский
С прогнозами о темном будущем российского арт-рынка согласен управляющий галереей New Religion Gallery Андрес Голдман. «Можно быть уверенным на 90%, что российский рынок искусства вымрет в ближайшие три месяца», — заявил он «Компании». И причиной станут рухнувшие планы на развитие культурной жизни в стране и арт-индустрии в целом. Речь идет о закрытии выставок в «ГЭС-2», «Гараже» и других арт-пространствах, отметил он.
Голдман напомнил, что еще до обострения конфликта на Украине доля России на мировом рынке составляла менее 1%. Причины скромных объемов кроются в «отсутствии престижа» отечественных торговых площадок, развитом теневом рынке (Голдман не исключил, что такие сделки превышают 75%), низком культурном уровне и уровне финансовой грамотности населения в контексте инвестиций в искусство.
Сейчас шансы найти своего покупателя есть только у антикварного и инвестиционно привлекательного искусства, считает Голдман.
«Мы не в моде»
Продается только то, у чего еще старый курс доллара, подчеркивает директор аукционного дома ArtSale.Info Константин Бабулин. По его словам, речь идет о сделках с объектами искусства выше 500 тыс. рублей. Однако торговля предметами искусства до 100 тыс. рублей затухает. «Все зависит от того, какая у кого нужда в деньгах. Кому нужны рубли независимо от курса, те и продают», — объяснил Бабулин. Сейчас некоторые арт-дилеры пытаются продавать по новому курсу, но это решение не приводит к сделкам, добавил он.
Бабулин не заметил спроса на предметы искусства в качестве инвестиции. «В основном покупают [объекты искусства] для себя, ну и в редком случае для заработка денег в эти непростые времена. Но использовать искусство как инвестиции и как спасение не стоит» — сказал он.
Что касается шедевров мировой культуры, присутствующих на глобальном рынке, то большинство из значимых произведений русских мастеров находятся либо в российских музеях, либо в частных собраниях. «Нужно быть безумным, чтобы сейчас продавать русское искусство на Западе. Интереса к нему не будет никакого», — объяснил искусствовед. Все разумные покупатели, по его словам, будут ждать разрешения ситуации, которое позволит изменить общественное отношение к любому представителю российского бренда в целом. «Мы не в моде», — добавил он.
При этом Каменский считает, что возможный бойкот российских художников на Западе «будет избирательным». «Рынок будет принимать тех современных художников из РФ, которые пойдут на политические высказывания», — добавил он.
Цифровая поддержка
Творчество художников и сделки по приобретению NFT в мире не прекращались, равно как и в России, рассказал «Компании» основатель NFT-агентства Digital Art EXPO и Telegram-канала Digital ART & NFT Герберт Шопник. По его словам, для поддержки цифровых художников, живущих на Украине, было запущено несколько новых NFT-проектов. «Я знаю нескольких лидеров российского NFT-сообщества художников, которые также помогают своим коллегам из Украины и других стран: поддерживают их проекты, помогают с продвижением, делятся опытом», — сказал Шопник. Точных данных пока нет, однако основатель NFT агентства убежден, что объемы сделок на цифровом рынке выросли благодаря подобным проектам и поддержке, в частности, продажи многих украинских художников.
Однако бойкот россиян все же затронул NFT-рынок. Одна из небольших NFT-площадок DMarket от украинских разработчиков заморозила счета российских пользователей, напомнил Шопник. Между тем ведущий NFT-маркетплейс OpenSea сообщил о готовности блокировать пользователей из санкционных юрисдикций, но еще неясно, как это будет реализовано.
Пока нет конкретной оценки доли российских художников на мировом рынке. Однако, по разным данным, оборот мирового рынка NFT за 2021 год составил от $25 до 40 млрд. Прогноз роста — до $240 млрд к 2030 году. Российский рынок, по разным оценкам, составляет от 0,5 до 5% от мирового объема с оптимистичным прогнозом роста в 10 млрд долларов до 2030 года, приводит данные Шопник. «Но нужно понимать, что эти цифры охватывают весь объем NFT, где цифровое искусство — это лишь его часть», — заключил он.