Top.Mail.Ru
финансы

«О позитивных сигналах для экономики речи не идет»

Фото: Mykola Tys / Keystone Press Agency / Global Look Press Фото: Mykola Tys / Keystone Press Agency / Global Look Press

Накануне власти РФ сделали еще один шаг на пути к ослаблению переукрепленного рубля. Компаниям, работающим на экспорт, разрешили не возвращать валютную выручку на счета в российских банках. В то же время дивиденды отечественных компаний в валюте запретили выводить за рубеж, что сохраняет концентрацию «невостребованной» валюты в России. Нет ли в этих мерах противоречий и как они скажутся на экономике и курсе рубля, журнал «Компания» узнал у экспертов.

О новых мерах

Указ, в котором прописаны новые меры, президент Владимир Путин подписал накануне. Документ получил название «О репатриации резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации». Из него следует, что экспортеры больше не обязаны возвращать валютную выручку на счета в российских банках. В конце февраля их обязали продавать 80% от этой суммы. Затем размер выплат снизили до 50%.

Теперь сумма выплат устанавливается в размере обязательной продажи валютной выручки, однако 10 июня норматив об обязательной продаже валюты экспортерами был обнулен. При этом у правкомиссии есть право корректировать размер валютной выручки, которая подлежит продаже.

Указом, ослабившим ограничения для экспортеров, Путин ввел новые ограничения по дивидендам. Теперь резидентам РФ нельзя зачислять валюту на зарубежные счета, в случае если эти средства они получили в виде дивидендов от российских компаний.

«Положения применяются, в случае если зачисление иностранной валюты и осуществление переводов денежных средств связаны с перечислением резидентами денежных средств, полученных в виде дивидендов по акциям российских акционерных обществ либо при распределении прибыли российских обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов», — сказано в указе. 

Противоречий нет?

На первый взгляд, меры, введенные накануне президентом, выглядят противоречиво. По сути, первая дает компаниям право не ввозить в страну валюту, а вторая, напротив, запрещает ее вывозить. При этом снимать валютные ограничения в стране необходимо, заявляла ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Это нужно, чтобы ослабить чересчур окрепший курс рубля.

Валютная проблема

Курс рубля начал укрепляться в России на фоне валютных ограничений и западных санкций. 29 июня стоимость доллара опустилась ниже 51 рубля, а евро — ниже 54 рублей. Для обеих валют это стало минимумом с 2015 года. При этом в марте, вскоре после начала спецоперации РФ на Украине, валюты стоили намного больше — доллар торговался более чем по 120 рублей, а евро — по 128 рублей.

Сложившуюся ситуацию эксперты объясняли дисбалансом спроса и предложения на рынке. Импорт в Россию резко сократился, что нарушило круговорот валюты в системе. Для населения стали вводить ставки за хранение валюты на счетах, обналичить средства можно, только если они были зачислены на счет до 9 марта.

Откат рубля с рекордных отметок начался на прошлой неделе. 6 июля курс доллара поднялся выше 64 рублей, а евро — выше 66. Тем не менее власти считают, что оптимальный для российской экономики курс еще выше, — в районе 70–80 рублей за доллар.

прочитать весь текст

На фоне падения импорта власти пытаются «выдавить» валюту из страны, сказал «Компании» аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. Именно с этим, по его словам, связано снятие обязательств с экспортеров: импорт в РФ резко сократился, а тратить валюту, по сути, теперь не на что.

«Меры действительно кажутся противоречащими друг другу, однако стоит понимать, что большинство российских компаний вообще отказалось выплачивать дивиденды, в то время как валютная выручка все еще достаточно велика», — отметил эксперт (только на прошлой неделе от выплаты дивидендов отказались «Газпром», Сбербанк, «Россети», «Мечел» и НЛМК).

Никаких противоречий в новом указе президента нет, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Он напомнил, что требование по продаже валютной выручки было экстренной мерой, необходимой для стабилизации рубля. Теперь, когда беспокойство, наоборот, вызывает слишком крепкий рубль, необходимость в ней отпала.

«Что же касается дивидендов, то здесь задача — не запереть валюту внутри страны, а выстроить систему, при которой нерезиденты смогут получать доходы от инвестиций в российские компании только через отечественные банки, аналогично тому, как это предусматривается тем же указом относительно еврооблигаций. Иными словами, закрыть все возможности ущемления прав российских инвесторов», — пояснил эксперт. 

Что будет с рублем?

Говорить о том, что новые меры резко скажутся на курсе рубля, не приходится, отметил Андрей Маслов из ФГ «Финам». По его словам, рубль может немного подешеветь, однако падение курса не будет критичным.

«Разрешение не возвращать валютную выручку на счета в российских банках не означает, что крупные экспортеры именно так и поступят, поскольку новые счета и юрлица за рубежом открывать все же проблематично», — отметил эксперт. 

Не возвращать валюту в Россию экспортерам позволили, чтобы те имели возможность закупать импортное оборудование, поддерживать деятельность зарубежных «дочек» и не тратиться на двойную конвертацию (сначала — в рубли, а затем — вновь в валюту для деятельности за рубежом), считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Вывоз дивидендов, в свою очередь, остановили, чтобы ограничить отток капитала из страны.

«Полагаем, что на курсе рубля каждая из этих мер практически не отразится», — говорит Васильев. По его словам, основными факторами динамики курса рубля остаются:

  • многолетние пики цен на нефть и газ, которые обеспечивают существенный приток валютной выручки по текущему счету платежного баланса РФ ($0,5–1,0 млрд в день);

  • резкое сжатие импорта из-за санкций и его медленное восстановление (-40% от уровней февраля);

  • политика девалютизации («выталкивание» россиян из долларов и евро в рубли);

  • жесткие ограничения на движение капитала.

Снятие ограничений с экспортеров Васильев назвал позитивным сигналом для экономики и бизнеса в условиях переориентации на Восток. «Чем меньше будет ограничений на бизнес, тем быстрее предприниматели перестроят экономику, перезапустят инвестиционный цикл, поддержат рабочие места», — убежден он.

В то же время Маслов из ФГ «Финам» не считает, что ослабление ограничений приведет к каким-либо серьезным изменениям. «А о позитивных сигналах для экономики в текущей ситуации речи пока не идет», — признал он.