Top.Mail.Ru
архив

Обмен втемную

НА 10 ФЕВРАЛЯ назначено собрание акционеров "Сургутнефтегаза", на котором будут приняты решения, необходимые для объединения компаний холдинга в единое АО. Необходимость этой процедуры не оспаривается ни одним акционером. Однако технология проведения консолидации, избранная компанией, насторожила всех портфельных инвесторов. По сути глава холдинга Владимир Богданов предложил миноритарным акционерам сделку, риск в которой напрямую зависит от того, захочет ли "Сургутнефтегаз" иметь статус самой уважаемой в глазах фондового сообщества нефтяной компании или же он предпочтет репутации деньги.

Вкратце предполагаемая схема обмена акций такова. На рынке в настоящий момент котируются акции нескольких компаний холдинга, среди которых крупнейшие - холдинговая компания АО "Сургутнефтегаз" и добывающая компания (НК) "Сургутнефтегаз". 56% акций НК принадлежат АО, около 67% акций АО - НК. Активы НК - это, помимо прочего, акции дочерних предприятий: "Киришинефтеоргсинтеза" (99% акций) и шести сбытовых подразделений (от 85% до 100% акций в собственности НК). На середину февраля капитализация АО была примерно в 10 раз меньше, чем НК, и схема предполагает обмен акций холдинга на акции НК. Для консолидации акционерам требуется провести дополнительную эмиссию акций ОАО, объявленная сумма которой - $3,1 млрд. После этого будет запущен механизм обмена акций ОАО и шести "дочек" на акции НК. При этом главное в сделке - коэффициенты обмена - "Сургутнефтегазом" официально не объявлено. На консультациях с инвесторами представители компании, как сообщил "Прайм-ТАСС" аналитик "АТОНа" Стивен Дашевский, говорили о том, что одна акция НК будет меняться не менее чем на 1 тыс. акций АО, что близко к рыночному соотношению цен. Однако точные коэффициенты неизвестны и вряд ли станут известны до 10 февраля. А после этой даты изменить что-либо будет уже поздно.

Портфельные инвесторы остались недовольны такой неопределенностью, а часть из них начали говорить то, что в таких случаях говорят брокеры: о размывании капиталов; о несоответствии котировок денежным потокам, проходящим через компанию; об уменьшении активов, приходящихся на одну акцию. Масла в огонь подлил молчаливый "Сургутнефтегаз", который весьма нечетко обосновал передачу 2 млрд акций АО в дочерний пенсионный фонд. На деле проблема одна: практика консолидации предусматривает оценку активов сливающихся компаний приглашенными финансовыми консультантами. Богданов, судя по всему, предпочел либо обойтись без этой процедуры, либо отложить ее на тот момент, когда консолидацию уже невозможно будет остановить. Портфельные инвесторы должны поверить, что "Сургутнефтегаз" их не обманет, объявляя коэффициенты.

"Сургутнефтегаз", не меняя принципиальной схемы консолидации, пытается избегать конфликтов. Проводятся встречи с инвесторами, компания воздерживается от комментариев и оценок ситуации. В принципе вероятность блокирования сделки портфельными инвесторами невелика: их доля в сумме составляет около 25% капитала, и часть из них будет голосовать солидарно с пакетом, контролируемым руководством. Таким образом, Владимир Богданов может без особого труда "продавить" любое решение, которое выгодно компании, а не ее инвесторам.

Интерес инвесторов к "Сургутнефтегазу" только увеличивает то обстоятельство, что это единственная российская нефтяная компания, показавшая в 1999 году прибыль почти в $1 млрд. Капитализация НК превышает капитализацию "ЛУКойла", несмотря на меньшие объемы разведанных запасов нефти.

Еще по теме