$ 76.23
 90.37
£ 99.36
¥ 72.71
 84.10
GOLD 1901.56
РТС 1164.06
DJIA 28335.57
NASDAQ 11548.28
мнения

Обочина веложизни Москвы

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Столичный Дептранс подсчитал, что в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП с участием велосипедистов возросло на 37 %, количество погибших увеличилось на 33 %, а раненых — на 38 %. Причем, в 75 % случаев участники ДТП — курьеры служб доставки готовой еды. Ведомство начало разрабатывать рекомендации для доставщиков, а сами компании обязали своих сотрудников проходить тесты на знание ПДД. Журнал «Компания» разбирался, насколько безопасно перемещаться по улицам Москвы на велосипеде и кто из участников дорожного движения представляет бóльшую угрозу.

Двухколесный транспорт набирает популярность. Только на прокатных велосипедах с начала сезона (конец апреля) было совершено более 4 млн поездок, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2019 года. В Москве работает свыше 500 станций проката, за которыми числится более 5 тыс. байков. И с каждым годом их количество увеличивается. 

Велотренд активно поддерживают столичные власти, регулярно организующие велопарады и соревнования. В День Москвы 5 сентября по центру столицы прошла ночная велогонка L’Étape Moscow by Tour de France, в которой приняли участие более 50 тысяч человек. Также несколько раз в течение сезона проходит акция «На работу на велосипеде». Но по безопасности организованные соревнования нельзя сравнить с ежедневными поездками.

«На своем велосипеде никогда не поеду в город, только когда проводятся какие-то гонки. Кручу по окраинам — в Крылатском, например. Вот сейчас еду с велосипедной тренировки из загорода. Автомобилисты не воспринимают велосипед как равноправное транспортное средство. Я еду со скоростью 40–50 км/ч в 1,5 м от обочины, а сзади едет газель и мне сигналит, чтобы я сместился направо. Пытаются прижать, притормозить, обгоняют, практически задевая зеркалами. ГИБДД на это внимание не обращает», — рассказывает журналист, велогонщик-любитель Сергей Медведев.

Порядок участия в дорожном движении (в том числе велосипедистов) на разных дорогах регламентируется разными разделами Правил, пояснили «Ко» в пресс-службе столичной ГИБДД. Контроль за выполнением Правил, «в том числе водителей автомобилей по отношению к велосипедистам, осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции города Москвы в ходе ежедневного надзора за дорожным движением, а также при проведении профилактических мероприятий соответствующей направленности», — добавили в ведомстве.

Нарушают правила и сами велосипедисты. Пересекают пешеходный переход на транспортном средстве, совершают левый поворот, проезжают на красный свет, ездят по тротуарам, подвергая опасности пешеходов. Это лишь самые распространенные нарушения ПДД, вытекающие зачастую из элементарного незнания правил. 

Доставка без правил и страховки

Количество аварий с участием владельцев байков увеличилось с началом нового сезона. Наблюдатели связывают эту тенденцию с усиленной работой служб доставки в период пандемии. Компании оперативно пополнили свой штат, вот только обучить безопасной езде на велосипеде сотрудников не успели. 

«Курьеры самостоятельно выбирают удобный для них вид транспорта. Их регулярно инструктируют о необходимости соблюдать правила дорожного движения. В ближайшее время желающие стать курьерами в обязательном порядке начнут проходить тест на знание правил дорожного движения», — сообщили в пресс-службе крупнейшего сервиса доставки еды в России Delivery Club, уточнив, что страхование жизни сотрудников в компании не осуществляется. 

В пресс-службе Дептранса Москвы заверили «Ко», что ведомство работает над рекомендациями для курьеров о том, как безопасно передвигаться по городу на велосипедах: «Рекомендации для курьеров будут разработаны совместно с компаниями доставки на основе типологий ДТП с велосипедистами и исследований самих курьерских служб».

Директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная ассоциация Московской агломерации» Норайр Блудян отмечает, что аварийность на дорогах стремительно растет не только из-за большего числа велосипедов-доставщиков, но и потому, что власти отстают с регулированием: «Регуляторика опаздывает, поэтому и ездят как хотят, никакой ответственности. По сути, это грузовые перевозки. Региональные и федеральные власти должны быстрее реагировать на все изменения, которые происходят. Об этом должны говорить СМИ и общественные организации». 

Сергей Медведев подтвердил, что курьеры на велосипедах редко соблюдают ПДД, но отметил, что «гораздо большая опасность исходит от владельцев скутеров и электросамокатов, несущихся на большой скорости».

Израиль: опыт регулирования электробайков и скутеров

В России электрические транспортные средства стали популярны всего несколько лет назад. В Израиле они появились раньше, и там тоже существует серьезная проблема с соблюдением правил безопасности. 

Четыре года назад подросток сбил на электровелосипеде участника олимпийских соревнований по триатлону, который крутил шоссейник в правильном направлении по велодорожке. Из-за множества полученных травм спортсмену пришлось досрочно завершить карьеру.

Долгое время израильское правительство работало над законопроектом по ужесточению управлением электрическими транспортными средствами. Первое время полиция останавливала подростков на электровелосипедах и спускала шины. Затем скорость передвижения ограничили 20 км/ч. Но после гибели на дорогах 14 подростков в стране наконец-то ввели штраф за использование электровелосипедов до 16 лет в размере 1 тыс. шекелей (в 2018 году — около 18 тыс. руб.). Также полиция стала наказывать за езду без шлема (250 шекелей) и нарушения ПДД — от 250 до 1 тыс. шекелей. Однако даже эти меры пока не привели в Израиле к позитивной динамике. По данным Национального центра травматологии Израиля, в 2019 году в результате дорожных аварий с участием электровелосипедов и электросамокатов с травмами различной степени тяжести были госпитализированы 1004 человека. А годом ранее в больницу попали 935 человек. 

прочитать весь текст

В России не торопятся вводить штрафы для владельцев электробайков.

«Уже полтора года идут пустые дискуссии и никаких решений. Есть много рекомендаций и по скорости управления, и по возрасту владельца. Все высказано, только нет принятых решений. Тут все должны проявить активность, чтобы этот вопрос сдвинулся с мертвой точки», — говорит Норайр Блудян.

В Дептрансе согласны, что проблема назрела: «ЦОДД считает необходимым внесение изменений в ПДД с целью урегулирования статуса средств индивидуальной мобильности (СИМ). Сейчас ЦОДД разрабатывает предложения по урегулированию статуса малого электротранспорта с учетом международного опыта и экспертных мнений». 

Специалисты ЦОДД предлагают, в частности, узаконить такие правила: 

  • движение на электротранспорте строго по одному (запретить перевозку детей),
  • скоростные СИМ должны быть оборудованы фонарями, а на корпусе должны быть световозвращающие элементы,
  • в рамках единого законодательства должно быть рекомендовано использование защитной экипировки для пользователей СИМ (шлема).

По совокупности своих технических и эксплуатационных характеристик самокаты, оснащённые электрическим приводом колеса, не могут быть отнесены ни к механическим транспортным средствам, ни к велосипедам, заявили «Ко» в ГИБДД Москвы: «Лица, использующие для передвижения самокаты и иные аналогичные средства, относятся к пешеходам, в связи с чем, правила их передвижения, в том числе ограничения, регламентируются соответствующими нормами Правил. Правила передвижения на велосипедах, в том числе оснащённых электродвигателем, включающие и ограничения, также установлены соответствующими положениями Правил». Информацией о введении дополнительных ограничений при использовании подобных средств передвижения в Управлении ГИБДД не располагают.

По данным сайта ВелоСтрана.ru, свой велосипед есть как минимум у 40 % москвичей старше 18 лет. При этом только для 10 % байк — это средство передвижения, 71 % вообще не использует свой двухколесный транспорт. Из всех опрошенных 26 % комфортно передвигаются на велосипеде по Москве, 69 % считает, что инфраструктура города недостаточно хорошо развита, чтобы уверенно чувствовать себя на дороге. 

«Радикально ситуация с безопасностью на дорогах за последние годы не изменилась. Велодорожки — это небольшой шажок в направлении безопасной езды. Но многие велолюбители их попросту не замечают и в целях безопасности перемещаются в городе по тротуарам. Для решения этой проблемы нужна большая информационная кампания. Есть социальные дорожные баннеры про мотоциклистов. Такие же должны быть и про велосипедистов, чтобы людям вдолбить в голову, что это такие же участники движения. Нужно, чтобы ГИБДД проверяла соблюдение правил всеми участниками дорожного движения. Если у велосипедиста есть видеорегистратор, он должен иметь возможность жаловаться, и в случае нарушения владельцем авто ПДД гаишники должны действовать согласно правилам. Также важно надевать шлемы. Сейчас даже многие дети катаются без них. Мне только в этом году дважды шлем спасал жизнь», — акцентирует Сергей Медведев.

В Госавтоинспекции подтвердили «Ко», что разработка и реализация информационных баннеров входит в комплекс профилактики правонарушений.

Ты меня не уважаешь!

Проблему отсутствия уважительного отношения к велосипедистам со стороны водителей Норайр Блудян рассматривает комплексно: «Есть аспект административного регулирования, который не связан с эмоциями. А есть — “лирический”, связанный с общим воспитанием и культурой населения. Если общество не готово к чему-то, не надо ждать, что завтра все будут культурными, воспитанными и начнут воспринимать велосипеды как самостоятельную и равноправную составляющую дорожного движения». 

При этом взаимоотношения водителей и велосипедистов в европейских странах кардинально отличаются от господствующих в России. «Я проехал всю Европу на велосипеде, участвовал в гонках. Например, в городах там на велодорожке человек в полной безопасности. Когда машина делает поворот, водитель все время смотрит назад, чтобы никого не было на дорожке. Уважают велосипедиста и на дороге. В Италии, во Франции, на Майорке наблюдал такую ситуацию: едет один велосипедист, и обогнать его очень сложно. И вот за ним может ехать пятьдесят автомобилей в течение пятнадцати минут, пока не будет удачного момента, чтобы его объехать», — рассказывает Сергей Медведев. 

10 правил безопасности для велосипедиста&

  • Выезжать на проезжую часть и перемещаться по районам города не ранее чем с 14 лет.
  • Перед первым выездом в город изучить ПДД.
  • Не садиться в седло без шлема (даже во время катания во дворе).
  • На перекрестках велосипедисту запрещено поворачивать налево. В таких случаях нужно слезть с велосипеда и пешком пересечь проезжую часть по зебре.
  • Велосипедисту запрещено пересекать пешеходный переход, сидя на велосипеде, — только пешком.
  • За несколько метров до поворота направо необходимо вытянуть в сторону правую руку, чтобы обозначить поворот для остальных участников движения.
  • Стараться использовать для перемещения велодорожки.
  • Избегать езды по тротуару.
  • Осуществлять движение по проезжей части в 1 м от бордюра или обочины.
  • Объезжать стоящие справа машины на расстоянии 1 м.
прочитать весь текст

Пока российским любителям велоспорта остается завидовать отношению водителей на Западе, а пешеходам — маневрировать между выскакивающими на тротуар владельцами разных транспортных средств.