Top.Mail.Ru
архив

Обрусевшие французы

Компания Alcatel наращивает присутствие на рынках Восточной Европы, в том числе и в России. Для расширения своего присутствия в России французская компания максимально использует свой статус.

Вдогонку за квартетом

По данным менеджеров Alcatel, доля их компании на восточноевропейском рынке мобильных телефонов продолжает расти и в 2000 году должна составить 20% (для сравнения: в 1998 году доля Alcatel составляла 10%). Наибольший рост продаж мобильных трубок производства Alcatel отмечен в Чехии, Польше и Венгрии. По информации Dataquest, в общемировой табели о рангах производителей мобильных телефонов Alcatel стоит на пятом месте, а на европейском рынке компания занимает третье место, уступая только Nokia и Ericsson.

К активному завоеванию российского рынка Alcatel приступила лишь весной нынешнего года. Тогда была поставлена амбициозная задача - захватить к концу года 10% российского рынка GSM-телефонов, но пока эта задача не выполнена. Ведущий менеджер отделения мобильных телефонов Alcatel Беренжер Дютюель говорит, что для реализации задуманного потребуется больше времени. "На российском рынке мобильных телефонов лидируют компании Nokia и Siemens, которые работают здесь давно и уже успели создать себе хорошую репутацию, - говорит Дютюель. - Мы пришли позднее, поэтому нам тяжелее работать". Расширяя экспансию на российский рынок, Alcatel делает ставку на стратегическое сотрудничество с МТС. Сегодня этот московский оператор мобильной связи активно продает телефоны Alcatel.

По словам Дютюель, развивающиеся рынки, к которым относится большинство восточноевропейских стран, имеют общую черту: большая часть покупателей на этих рынках приобретают в настоящее время свой первый телефон. Таких покупателей больше беспокоит цена телефона, они мало интересуются дополнительными функциям. Исходя из этого, Alcatel делает упор на моделях класса low end: на них приходится 80 - 90% всех продаж. Аналогичная политика проводится и на российском рынке. Вначале Alcatel предлагала исключительно модели класса low end, но с осени этого года в Москве и Санкт-Петербурге началась продажа через официальные каналы телефонов класса middle end (модели One Touch-500 и One Touch-700). С февраля 2001 года компания будет предлагать на российском рынке полную гамму моделей.

Представители Alcatel настроены оптимистично. "Не берусь утверждать, что мы сможем сравняться по продажам с Nokia и Siemens. Но, думаю, достичь показателей двух других лидеров по продажам в России - Ericsson и Motorola - нам по силам", - заявила Дютюель. Компании-лидеры (о положении на российском рынке мобильных телефонов "Ко" писал в № 42 от 6 ноября 2000 года) к активным действиям конкурентов, включая Alcatel, относятся спокойно. Олег Логунов, менеджер по продажам Ericsson, утверждает: "Любая компания, не входящая в "большую четверку", может на короткий срок ворваться в число лидеров. Особенно если она долго аккумулирует запасы, а потом выплескивает их на рынок. Но среди них мы пока не видим компанию, которая была бы способна удерживать лидерство долгое время".

Производи отечественное…

Если в российском секторе абонентского оборудования для мобильной связи Alcatel еще только предстоит утвердиться, то в области оборудования для российской фиксированной связи позиции компании прочны. Этому способствует статус отечественного производителя (у компании есть завод в Санкт-Петербурге), полученный Alcatel летом прошлого года. Наиль Исмаилов, президент Союза производителей и потребителей оборудования средств связи, говорит, что производитель является отечественным, когда 60% от стоимости конечной продукции (включая расходы на программное обеспечение, металл и зарплату) приходится на Россию.

Критерии для получения статуса отечественного производителя оборудования электросвязи, разработанного вне пределов Российской Федерации, были сформулированы в 1998 году, когда Государственный комитет по телекоммуникациям РФ ввел в действие руководящий документ "О применении сложного оборудования связи на сетях электросвязи, входящих в состав ВСС (взаимоувязанной сети связи) РФ". Главным лоббистом в этом секторе является Союз производителей и потребителей оборудования средств связи. Среди его учредителей числятся МГТС, ПТС, "Система Телеком", "Телекоминвест", "Каскад" и другие организации, а возглавляет его экс-глава "Связьинвеста" Наиль Исмаилов. Союз пользуется активной поддержкой Министерства связи РФ.

На своем петербургском заводе "дочка" французской компании - ЗАО "Алкатель" выпускает коммутационные системы "Алкатель 1000 С12". По данным менеджера по маркетингу Alcatel Тины Бутхузи, мощностей завода хватает для обеспечения всех российских заказов. Все телекоммуникационное оборудование, которое было установлено компанией в этом году, было сделано на заводе в Питере. Впрочем, теперь продать установку "1000 С12", собранную за рубежом, Alcatel не смогла бы даже при всем своем желании. По словам Исмаилова, за рубежом можно закупать только то оборудование, которое в России не производится. Если станция Alcatel "1000 С12" выпускается в Санкт-Петербурге, то импортировать такую станцию в Россию из-за границы невозможно.

Помимо Alcatel cегодня статус отечественного производителя оборудования связи имеют заводы еще трех зарубежных компаний: немецкой Siemens, японской NEC и словенской Iskratel. Siemens владеет акциями ижевского ЗАО "Ижтел" и пермского ЗАО "Камател". Концерну NEC принадлежат 65% акций "NEC Нева Коммуникационные Системы". Еще две компании, добивающиеся подобного статуса, - американский телекоммуникационный гигант Lucent Technologies и китайская Huawei. О получении статуса отечественного производителя для своего завода в Санкт-Петербурге Lucent хлопочет уже более года. По словам заместителя генерального директора российского отделения Lucent Сергея Приданцева, можно ожидать, что его компания получит звание отечественного производителя в конце этого года. "Нам сделали ряд замечаний, и теперь мы занимаемся устранением недостатков. Это нормальный процесс. Получение статуса российского производителя - вещь неординарная и требующая времени", - говорит Приданцев.

…не то пожалеешь

Стремление западных вендоров получить российскую "прописку" традиционно объясняют желанием сэкономить на производстве оборудования. Однако высокие пошлины на ввозимые из-за рубежа комплектующие не дают никакой возможности сэкономить, и многие производители предпочитают не ломать голову над созданием производства в России, по-прежнему ввозя готовое оборудование из-за границы. Минсвязи уже обращалось в Государственный таможенный комитет с предложением снизить пошлины на ввоз импортных комплектующих для производителей оборудования связи, но ГТК пока не торопится с ответом.

Некоторые аналитики усматривают причину "обрусения" западных компаний в другом. Главная ценность статуса отечественного производителя для западной компании заключается в возможности работать практически на всей территории России. Источники в телекоммуникационных кругах сообщили "Ко", что в Министерстве связи давно уже существуют списки, в которых оговорено, в каком регионе имеет право работать каждый из зарубежных производителей. В отличие от "чисто западных" компаний отечественный производитель пользуется гораздо большей свободой действий. В частности, сегодня основными клиентами Huawei являются предприятия связи Башкирии и Татарстана. После того как Huawei станет российским предприятием, компания надеется открыть представительства в Уфе, Перми, Новосибирске и Ростове-на-Дону.

В свое время составление подобных ограничительных списков имело смысл: в конце 80-х - начале 90-х в телекоммуникационной отрасли царил хаос, и иногда на небольшую региональную компанию электросвязи приходилось до восьми различных поставщиков оборудования. Разноголосица в стандартах могла губительно сказаться на качестве связи. С проблемой справились по-русски решительно, введя упомянутые регулирующие списки, поделившие Россию на "сферы влияния". Однако теперь, по мнению связистов, эти меры только тормозят дальнейшее развитие отрасли.

Еще по теме