Top.Mail.Ru
архив

Обыкновенный лоббизм


Владимир Жириновский, лоббиВладимир Жириновский - не только известный политик, но ветеран и даже "классик" лоббистской деятельности. В борьбе за "заказы" от бизнес-структур ЛДПР успешно конкурирует с партией власти, хотя ее влияние становится все меньше и меньше.

В России нет нормальных, цивилизованных условий для взаимоотношений политиков и бизнеса. Уже многие годы парламентарии отказываются принимать закон о лоббистской деятельности. Нет политической партии, которая бы представляла интересы деловых кругов. Как объясняет генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев, партия, решившая опираться только на бизнес, не смогла бы набрать больше 5% избирателей. Однако, если мы хотим узнать, как именно наши политики работают с бизнесом в этих условиях, надо посмотреть на ЛДПР.

"Анализ документов ЛДПР показывает, что защита интересов бизнеса не является задачей ЛДПР, более того, антиолигархическая риторика очень характерна для ее лидера, - отмечает глава Центра политической информации, политолог Алексей Мухин. - Однако это не мешает Владимиру Жириновскому брать деньги у олигархов-спонсоров. Для главы ЛДПР характерен четкий, прагматичный подход к работе со спонсорами, он готов защищать их интересы, но вслух говорит об общенациональных вопросах".
Можно считать, что партия Владимира Жириновского представляет собой самую старую в России, самую активную и самую откровенную в своем цинизме политическую организацию, предоставляющую лоббистские услуги бизнес-структурам.

 

С предельной откровенностью

ЛДПР является старейшей (после Компартии) политической партией России, и в силу этого у ее лидера и руководителей имеется огромный опыт пребывания в высших эшелонах власти. Ведь у Владимира Вольфовича было 20 лет, дабы обзавестись связями во всех властных структурах.

Кроме того, в отличие от КПРФ, ЛДПР не получила в наследство огромную армию функционеров и активистов, не имевших опыта в бизнесе, поэтому в структурах ЛДПР, по сравнению с Компартией, было просто больше свободных мест, чтобы предоставлять или продавать их бизнесменам со стороны.

ЛДПР, помимо всего прочего, практически не имела столь серьезных, как у коммунистов, идеологических причин быть враждебной бизнесу, опять же ей не досталась "в нагрузку" дружба с профсоюзами.

С точки зрения политического пиара ЛДПР была позиционирована с таким "искусством", что, в отличие от партии власти, она никогда не должна была заботиться о реноме и соблюдении видимости солидности. Скандалы ей не вредили, а иногда даже и прибавляли популярности.

Правда у ЛДПР не было заведомой близости к административным ресурсам, в силу чего заработать либерал-демократы могли только благодаря своей энергии и предприимчивости. ЛДПР, таким образом, представляет собой уникальный пример "очага" абсолютно свободного, ничем не сдерживаемого лоббизма под прикрытием публичной политики. У ЛДПР не имелось ничего, кроме политического статуса, но ничто не мешало ей этот статус монетизировать. ЛДПР не мешали ни идеология, ни репутационные ограничения, ни наследие прошлого, ни обязательства перед своими функционерами, ни даже долгосрочные союзы с какими-то финансовыми группами. Иногда создается впечатление, что ЛДПР - это просто "клуб" людей, имеющих мало отношения друг к другу, причем каждый из партийцев делает собственные "гешефты".

Если сравнить с "Единой Россией", то ЛДПР даже вызывает восхищение, поскольку без поддержки исполнительной власти ей удается быть мощнейшей лоббистской структурой, а пользуется она лишь рыночными средствами.

 

Когорта

Финансовая мощь всякой политической партии в России зависит от того, сколько богатых предпринимателей ей удалось привлечь в число членов и спонсоров. В "Единой России", конечно, бизнесменов гораздо больше. Вообще, непонятно, зачем сегодня предпринимателю вступать в какую-либо политическую партию, кроме "Единой России". Но политологи считают, что причины для этого есть. "Я езжу по регионам и вижу, что далеко не все бизнесмены разделяют те идеи, которые транслирует "Единая Россия", - рассказывает Сергей Михеев. По его словам, "партия власти часто вызывает сильнейшее раздражение и желание вкладываться в другие политические проекты".

Впрочем, кроме раздражения, есть и куда более прагматические резоны. Все стремятся в партию власти, а "Единая Россия" не резиновая, там мест для всех не хватит. "В "Единой России", как самой многочисленной отечественной парламентской партии, очень сильна внутренняя конкуренция и слишком много разноуровневых фильтров. Участие в ней, в том числе финансами, не гарантирует политических перспектив. Чтобы выдвинуться от "Единой России", необходимо иметь хорошую лоббистскую поддержку. В свою очередь, с ЛДПР проще договориться, партия меньше формализована и больше нуждается в средствах, чем ЕР", - поясняет Андрей Степанов, генеральный директор ЦКТ "Proпаганда".

"Можно вступить в "Единую Россию", но твой номер в ней будет три тысячи пятисотый, - соглашается Сергей Михеев. - А через ЛДПР реально получить возможность стать депутатом областного законодательного собрания или Государственной думы".

Пресса утверждает, что ЛДПР "традиционно" продает часть своего списка, а журнал "Профиль" накануне прошлых думских выборов даже называл цену проходного места в списке ЛДПР - $5 млн. Правда, блогер solomin утверждал, что уложиться можно всего в $1 млн, но мы не верим. Так или иначе, в число членов и спонсоров партии в разное время попали множество самых известных предпринимателей, и среди них люди с неоднозначной репутацией.

Пика своей финансовой мощи фракция ЛДПР достигла в третьей Думе - между 1999-м и 2003 годом. В это время, как отмечает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru Павел Толстых, в проходной список ЛДПР были включены Сергей Михайлов и Виктор Аверин, более известные как Михась и Авера-Старший и якобы являвшиеся лидерами солнцевской преступной группировки. До парламента они, правда, не дошли, зато во фракцию пришла большая команда соратников экс-председателя совета директоров Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова. Были тогда депутатами Саит-Салам Гуцериев (группа "БИН"), Леонид Слуцкий ("Инвесткредит"), Сулейман Керимов ("Нафта-Москва").

С тех пор многих богатых членов и фракция, и партия недосчитались. С каждыми новыми выборами дым был все жиже. Миллиардер Сулейман Керимов перешел в "Единую Россию". Главной потерей последнего времни стал экс-банкир и девелопер Ашот Егиазарян, лишенный депутатской неприкосновенности и находящийся в розыске из-за скандала, связанного с реконструкцией гостиницы "Москва". Тем не менее думская фракция насчитывает еще немало состоятельных людей. Можно назвать бывшего вице-президента Альфа-банка Константина Ветрова, "медицинско-фармацевтических" предпринимателей Татьяну Воложинскую и Дениса Волчека, экс-председателя правления "Ингосстраха" Татьяну Дубровскую, совладельца группы компаний "Незабудка" Алексея Заварницина, совладельца мясокомбината "Туапсинский" Юрия Напсо, бывшего топ-менеджера ЛУКОЙЛа Василия Тарасюка, девелопера Михаила Хесина и многих других. Ряд депутатов фракции ЛДПР являются совладельцами самых разнообразных бизнесов в своих регионах - в частности, Аркадий Свистунов в Сочи, Валерий Селезнев в Приморье, Владимир Семенов на Алтае и т.д.

А вот совладелец гостиницы "Украина" и торгового центра "Европейский" Год Нисанов не смог в последние выборы стать депутатом от ЛДПР, поскольку, по данным миграционной службы, у него не было российского гражданства.

Бизнес депутатов - постоянный источник скандалов. Например, в прошлом году у депутата Дениса Давитиашвили вышел конфликт с банками-кредиторами, в итоге за долги судебные приставы арестовали его катер и автомобиль "Феррари".

А вот из-за деловой активности депутата Михаила Хесина поплатился сам лидер партии. В 2010 г. депутаты от "Единой России" обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку Жириновского и Хесина на предмет коррупции, поскольку с 2008 г. Владимир Вольфович направил мэру Москвы более десятка обращений, в которых требовал "совершить действия в интересах конкретных коммерческих структур", фактически подконтрольных Хесину. Таким образом, стали примерно понятны методы, коими ЛДПР может защищать интересы "своих" бизнесменов.

 

За кого играют?

Владимир Жириновский, лоббиЛДПР вообще часто защищает интересы коммерческих структур, у либерально-демократического лоббизма обширная история. "У ЛДПР наилучшая среди четырех прошедших в ГД партийных блоков репутация по критерию "деньги спонсора/результат для спонсора", - писали аналитики Александр Собянин и Мария Новосильцева еще в 2004 г. Аналитики подмечают неоднократное участие депутатов от ЛДПР в самых различных демаршах, направленных в пользу того или другого бизнеса, но, похоже, что каждый раз это личный "гешефт" или личный "зов сердца" каждого депутата, которые часто выступают в альянсах с членами других фракций. Более того, бывает, что члены ЛДПР враждуют друг с другом. Например, в свое время депутат Сергей Абельцев выступил против инициатив своего соратника по фракции Сулеймана Керимова по приватизации гостиницы "Националь".

В практике Государственной думы совершенно стандартной стала ситуация, когда несколько парламентриев из разных фракций объединяются, чтобы внести явно лоббистский законопроект, и обязательно в подобном альянсе обнаружится один депутат от ЛДПР.

Например, депутат Константин Ветров отстаивал интересы государственных ипподромов, депутат Денис Волчек участвовал в кампании по легализации платежных терминалов, депутат Михаил Питкевич продвигал легализацию травматического оружия.
Парламентарий Алексей Островский, будучи главой комитета по делам СНГ, пытался защищать интересы нашего бизнеса на Украине, страдающего от "рейдерских атак". В связи с чем политолог Станислав Белковский заявил, что "это коммерческий проект фракции ЛДПР во главе с Алексеем Островским, являющимся говорящей головой этого проекта, и что за этим проектом стоят собственники российских предприятий, которые хотят вовлечь российскую власть на всех уровнях в решение их проблем".

Иногда парламентарии пытаются опекать конкретные бизнес-структуры. В 2005 г. газета "Ведомости" сообщила, что депутат от ЛДПР Владимир Овсянников заступился за Сергея Калуженка, на складе коего милиция обнаружила контрафактные диски с компьютерными играми.
Впрочем, случаются и общефракционные бизнес-проекты. Так, в конце 2010-го - начале 2011 г. ЛДПР публично и интенсивно поддерживала требования инвесторов "Азов-Сити", протестовавших против переноса игорной зоны из Ростовской области под Анапу.

Но каких-то постоянных альянсов с бизнес-группами у ЛДПР не прослеживается. "ЛДПР не имеет серьезной бизнес-поддержки, она кормится понемногу и отовсюду", - уверен Андрей Степанов. - Деятельность партии по защите бизнеса является несистемной, в большей степени она связана с ситуативным реагированием на проблемы бизнеса спонсоров партии, также партия осуществляет лоббистскую деятельность по отдельным запросам".
Правда, свои догадки имеются у Алексея Мухина: "Владимир Жириновский ревниво оберегает свои бизнес-связи, но по косвенным признакам можно предположить, что его бизнес-интересы лежат в области связей с Ближним Востоком, Северной Африкой и Центральный Африкой. Вероятно, они связаны с поставками энергоносителей и военно-техническим сотрудничеством". Действительно, можно вспомнить, что во время иракского кризиса господин Жириновский совершал демонстративные поездки в Ирак, требовал выхода России из режима санкций против этой страны, после чего The Financial Times и итальянское бизнес-издание II Sole 24 Ore заявили, что располагают доказательствами участия Жириновского в проведении незаконных сделок с нефтью Ирака в период диктатуры Саддама Хусейна. Представители ЛДПР, разумеется, все отрицали, и видимых последствий обвинение не имело. Но это - дело прошлое.

Есть более явная "долгосрочная" программа в деятельности ЛДПР - это ее участие в регулировании алкогольного рынка, причем, по мнению наблюдателей, на стороне производителей водки. Думские корреспонденты вспоминают: было время, когда депутаты от ЛДПР принимали активное участие в мероприятиях СУАР (Союз участников алкогольного рынка, официальный лоббист отрасли).

Прежде всего ЛДПР борется с конкурентами крепких напитков. Первый раз ограничить рекламу пива Владимир Жириновский требовал еще в 2004 г. В 2005 г. депутаты фракции ЛДПР Алексей Островский, Игорь Лебедев и Егор Соломатин подготовили законопроект о запрете напитков с тонизирующими компонентами.

В 2006 г. ЛДПР внесла законопроект о создании федерального казенного предприятия, которому будет дано монопольное право закупки и поставок производимого, а также импортируемого этилового спирта, сделанного из всех видов сырья.

В начале 2008 г. депутаты от ЛДПР Игорь Лебедев, Сергей Иванов и Юрий Коган внесли законопроект, ограничивающий рекламу пива. По мнению наблюдателей, заказчиками инициативы могли быть производители крепкого алкоголя. Однако закон не прошел, и в бой вступила тяжелая артиллерия: в конце года лично Владимир Жириновский внес законопроект, приравнивающий пиво к алкогольной продукции и запрещающий его рекламу, при этом одновременно усиливались запреты на рекламу алкоголя. Опять не получилось, и вот в 2009 г. уже костромская дума по инициативе своей фракции ЛДПР также вносит законопроект, изгоняющий пиво из телеэфира.

В 2010 г. депутат от ЛДПР Павел Тараканов пытался пробить поправку, объявляющую смертельно опасными для здоровья любые напитки с содержанием алкоголя свыше 1,5%.

В общем, не приходится удивляться, что журнал The New Time назвал Владимира Жириновского крупнейшим лоббистом водочных производителей.

 

От трудов праведных

Согласно официальным данным Центризбиркома, ЛДПР - самая бедная из представленных в парламенте партий. В 2009 г. доходы ЛДПР составили 140 млн руб., в 2010 г. - всего 137 млн руб. Между тем годовые доходы "Единой России" приближаются к 2,5 млрд руб.

Впрочем, можно предположить, что не обо всех доходах в ЦИКе знают. "Помимо членских взносов, ЛДПР, как парламентская партия, получает финансирование из бюджета пропорционально количеству избирателей, отдавших голос за партию в результате парламентских выборов 2007 г. Кроме того, партию финансирует бизнес по разнарядке сверху, что позволяет в нужный момент находить компромисс по отдельным вопросам. Основные источники пожертвований - представители регионального и муниципального бизнеса, которые взамен получают возможность избираться в городские советы и региональные заксобрания. Не секрет, что в период парламентских выборов спонсоры-кандидаты обеспечивают формирование избирательного фонда. Насколько я знаю, партия обладает значительным имуществом, которое в основном оформлено на лидера партии или его родственников", - рассказывает Андрей Степанов.

Имущество лидера ЛДПР многим не дает покоя, так что своеобразным спортом стала охота за "золотом Жириновского". Так, в конце 2009 г. депутат Михаил Гришанков потребовал расследовать, откуда у Жириновского автомобиль "Майбах" стоимостью более миллиона долларов. Жириновский тогда ответил, что автомобиль взят в аренду.
В 2010 г. известный телеведущий Андрей Караулов* долго "мучил" лидера ЛДПР в эфире, разбирая его налоговую декларацию и пытаясь выяснить, откуда у него столько квартир и земельных участков и почему у самого Владимира Жириновского годовой доход всего 2,5 млн руб., а у его сына 180 млн руб., то есть суммарный годовой доход всей семьи достигает $6 млн, что превышает официальные доходы всей партии. Жириновский в ответ пообещал Караулову "эмиграцию, тюрьму и могилу".

Наконец, уже в этом году миллиардер Михаил Прохоров на дебатах на телеканале "НТВ" в укор Жириновскому заметил, что тот носит дорогие часы марки Breguet. Лидер ЛДПР ответил бизнесмену, что купил их всего за 3000 руб., и тут же их Прохорову и подарил.

С учетом таких обстоятельств, что "единороссы" пишут на Жириновского жалобы в прокуратуру, интересуются происхождением его автомобиля и без зазрения совести "сдают" правоохранителям своего коллегу Ашота Егиазаряна, можно сделать вывод, что в партии власти ЛДПР и ее лидера не очень любят и всегда готовы подставить ножку. Для "вольного", неангажированного лоббизма в России все меньше места, власть оставляет ему постоянно сужающееся поле деятельности, а пресса и борцы с коррупцией не дают спать спокойно. Об этом свидетельствует динамика официальных доходов ЛДПР: в последние 5 лет они, в отличие от других партий, последовательно снижаются: от полумиллиарда рублей в 2007 г. до 137 млн руб. в 2010-м. Раньше ЛДПР была богаче КПРФ, теперь серьезно от нее отстает. Но Владимир Жириновский, за 20 лет политической карьеры показавший себя обладателем изумительного политического чутья и мастером головокружительного маневра, смело движется вперед, и в шестой Думе для него найдутся лоббистские заказы. Впрочем, самые жирные куски все равно достанутся партии власти.

 

Официальные доходы лидеров думских партий (млн руб.)

Лидер

2009

2010

Борис Грызлов
("Единая Россия")

16,1

3,8

Геннадий Зюганов
КПРФ)

2,1

2,1

Николай Левичев
("Справедливая Россия")

2,1

2,3

Владимир Жириновский
(ЛДПР)

2,5

2,5

Игорь Лебедев
(лидер фракции ЛДПР)

178,8

4,8

Источник: Государственная дума

 

Официальные доходы политических партий в России (млн руб.)

 

2010 год

2009 год

2008 год

2007 год

"Единая Россия"

2459,4

3337,2

2068,6

2094,3

КПРФ

319,4

300,4

260

462,1

ЛДПР

136,9

140,3

242,8

547,2

"Справедливая Россия"

434,4

402,3

372,2

564,5

"Правое дело"

18,8

11,7

11,7

-

"Яблоко"

97,1

77,5

63,2

189,2

Источник: ЦИК РФ

* Признан в России иноагентом