Top.Mail.Ru
архив

Один, но очень большой

Правительственные чиновники погрузились в привычную суету. В то время как премьер воюет в Чечне, в Белом доме готовится новый передел власти. В ближайшее время в аппарате правительства предполагается провести очередную структурную реорганизацию. За этим скромным бюрократическим определением скрывается процесс, способный существенно изменить расклад сил в высших эшелонах российской власти.

По плану, разработанному заместителем руководителя аппарата правительства Мстиславом Афанасьевым, вместо трех, "но маленьких" департаментов - экономики, финансов и международного сотрудничества - будет организован один, "но большой" - финансово-экономический. Слияние ключевых подразделений аппарата правительства обосновывается необходимостью "собрать в единое целое интеллектуальные возможности для достижения скорейшего успеха на переговорах с международными финансовыми организациями". Непосредственно за переговорный процесс с МВФ и Всемирным банком сегодня отвечает департамент международного сотрудничества. Однако всю предварительную работу правительства, на основании которой западные кредиторы и принимают решение о предоставлении денег, курируют финансовый и экономический департаменты.

Внешне аргументы сторонников объединения выглядят вполне убедительно. Но это лишь первое впечатление. Для того чтобы разобраться в истинных причинах новой - и явно не самой своевременной - реформы госструктур, стоит подробнее описать функции правительственного аппарата. В отличие от министерств и ведомств служащие Белого дома не обладают правом законодательной инициативы или возможностью готовить постановления. Их задача - контроль за прохождением документов, подготовка резолюций и рецензий на министерские разработки. Кроме того, департаменты готовят рабочие документы для правительственных заседаний, а их руководители всегда присутствуют на важных совещаниях, куда не допускаются информационные агентства и широкая общественность. Нетрудно догадаться, почему должность начальника департамента в чиновной иерархии приравнивается к министерской.

Департаменты, попавшие под объединение, являются фактически ключевыми. Через них проводятся самые капиталоемкие решения, будь то изменение позиции на переговорах с внешними кредиторами, предложения по изменению таможенных ставок или проведению взаимозачета. Широта охвата проблем позволит новому департаменту вмешиваться практически в любые дискуссии, влиять на решение практически любого вопроса, чтобы препятствовать невыгодному исходу, или наоборот, проталкивать необходимый вариант. По сути, это теневое министерство, руководитель которого, в отличие от своих официальных коллег, никем не назначается и плохо контролируется. Кстати, основным претендентом на кресло начальника финансово-экономического департамента в аппарате правительства считается как раз Мстислав Афанасьев.

Решения, способные настолько серьезно изменить расстановку сил в исполнительной власти, невозможно лоббировать без политической поддержки. Однако премьер Владимир Путин и близкий к нему руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак изо всех сил оттягивают принятие решения о начале реорганизации департаментов. Зато всяческую поддержку этому начинанию оказывает президентская администрация, некоторые члены которой считаются в Белом доме истинными авторами перестройки.

Похоже, в преддверии выборов президентское окружение пытается создать эффективный механизм проведения выгодных для себя решений. Убрав лишние препятствия, можно быстро договориться о зачете долгов какой-нибудь крупной нефтяной компании или обеспечить регионального начальника сверхплановыми трансфертами. Не останутся в стороне и западные кредиторы, под прикрытием требований которых и проходит бюрократический передел. Теневой министр явочным порядком становится ключевой фигурой на переговорах, а значит, будет хорошо осведомлен о тонкостях договоренностей с зарубежными финансистами.

Высшие чиновники уже давно научились с выгодой для себя использовать глобальные политические проблемы. Например, обострение ситуации с Чечней уже привело к перераспределению бюджетных денег на военные закупки и региональные трансферты. Теперь освоена новая технология, когда сложности на переговорах с внешними инвесторами позволяют чиновникам договориться с пусть и не столь значимыми, но куда более близкими инвесторами внутренними.

Еще по теме