Top.Mail.Ru
архив

Охота за мотыльками

К началу летнего туристического сезона Министерство транспорта подготовило подарок туроператорам и авиакомпаниям – утвердило список чартерных перевозчиков, которые будут допущены на наиболее интересные и потому проблемные курортные направления.

Избранные

По мнению представителей авиа- и туристического бизнеса, то, что этот список появился в апреле, а не в июле – августе, очень удобно, иначе турфирмам пришлось бы менять «коней» в разгар сезона. Подразумевается, правда, что Минтранс будет готовить подобные документы ежемесячно, так что элемент неуверенности все-таки остается. Но, скорее всего, в летние месяцы ничего принципиально меняться не будет – чиновники будут «считать цыплят» по осени, по итогам сезона. О грядущем делении чартерных авиаперевозчиков на «штатные» и «внештатные» стало известно еще в марте, когда вышло распоряжение Минтранса «О регулировании международных чартерных перевозок между Москвой и рядом курортных городов зарубежья, пользующихся повышенным спросом населения в летний период». В документе жестко оговаривались условия допуска авиакомпаний на особенно популярные туристские направления, где желающих везти чуть ли не больше, чем желающих лететь. Как заявил начальник управления лицензирования Минтранса Станислав Овчаренко, «документ направлен исключительно на то, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке чартерных перевозок». Чтобы получить доступ на рынок чартерных перевозок между Москвой и зарубежными курортами, авиакомпаниям нужно было предоставить в Минтранс определенные гарантии своей дееспособности: подтвердить на следующий месяц наличие воздушных судов, способных выполнять заявленные рейсы, предоставить гарантии выполнения финансовых обязательств, а также предъявить уже заключенные договоры с туроператорами. Получив всю информацию и проанализировав прошлогодние объемы перевозок и заявки на нынешний сезон, Минтранс произвел отбор наиболее благонадежных компаний, которым и было дано право (пока на месяц) выполнять чартерные рейсы из Москвы по семи курортным направлениям дальнего зарубежья (Ларнака, Пафос, Барселона, Варна, Бургас, Стамбул, Анталья). В группу 16 избранных попали наиболее проверенные крупные перевозчики: «Сибирь», «Домодедовские авиалинии», «Красноярские авиалинии», ГТК «Россия», «Атлант-Союз», «Ист-Лайн», «Внуковские авиалинии», «Континентальные авиалинии», AJT, «Пулковские авиалинии». Из более мелких участников в списке фигурируют «ОмскАвиа», «Оренбургские авиалинии» и «Ирс Аэро».

Сезонный фактор

 Выбор направлений, на которых Минтранс занялся регулированием рынка чартерных перевозок, обусловлен условиями рынка: где возникает наиболее напряженная ситуация в конкуренции перевозчиков, там и нужно их отсортировать. Дело в том, что большое количество авиакомпаний, летающих на одном направлении, отнюдь не способствует улучшению качества обслуживания пассажиров, как можно было бы предположить исходя из теории рыночных отношений. Мелкие чартерные компании зачастую имеют в своем распоряжении один-единственный самолет, создаются на один сезон, а потом бесследно исчезают, при этом часто не выполнив обязательств перед клиентами, партнерами, аэропортами и т.д. Подобным «мотылькам» удается сбить цену в пиковые месяцы, и от этого страдают в первую очередь назначенные перевозчики, выполняющие регулярные рейсы круглый год даже с одним пассажиром на борту – естественно, с убытками в «низкий» период. Регулярные перевозчики надеются в летний период поправить дела за счет большого притока пассажиров и стабильных цен. Но к маю вдруг оказывается, что на привлекательном для туристов направлении летает не одна-две компании, как зимой, а десяток-другой, из-за чего, естественно, падает цена и снижается загруженность регулярных рейсов. Чтобы хоть как-то конкурировать с сезонными чартерами, регулярным перевозчикам тоже приходится снижать цену и в итоге чаще всего не удается компенсировать зимние убытки. «Сейчас, когда помимо второго назначенного перевозчика «Аэрофлота» параллельно с нами в Бургас и Варну будут летать еще и чартеры, нам, конечно, придется снижать цену, – говорит Марина Нефедова, заместитель коммерческого директора авиакомпании «АвиаЭкспрессКруиз». – Но у нас останется преимущество регулярности. Чартеры «Ист-Лайна» и «Континентальных авиалиний» будут летать, скажем, раз в неделю, а мы в мае планируем три рейса в неделю (понедельник, четверг, суббота), а в пик сезона (в июле – августе) будем делать по 8 рейсов на Варну и на Бургас. То есть нашей авиакомпанией можно будет слетать в Варну на три дня или на десять, необязательно строго на неделю». Назначенные перевозчики с обширным и разнообразным парком могут также сокращать вероятные убытки, варьируя тип самолета в зависимости от количества проданных билетов: у «АвиаЭкспрессКруиза», к примеру, предусмотрены на болгарском направлении и «Ту-134» и «Ту-154» и «Як-40».

Критерии отбора

Назначенные перевозчики по популярным летним направлениям давно уже ратуют за устранение хаоса, вызываемого мелкими «чартерщиками», и приветствуют действия Минтранса. «Регулирование этого рынка необходимо, вообще в идеале на каждом направлении должно быть не больше двух перевозчиков, которые смогут договориться о том, чтобы не мешать друг другу, – заявил «Ко» один из авиационных экспертов. – Только тогда компании будут летать с прибылью и смогут содержать в порядке и вовремя обновлять самолетный парк, а также заботиться об уровне сервиса. Минтрансу давно пора заняться чартерами, только критерии отбора должны быть строго определены, понятны и известны всем – чтобы не было почвы для злоупотреблений». Представленный Минтрансом майский список выглядит вполне солидно в плане включенных в него авиакомпаний. «Все компании известны, надежны, их способность выполнять свои обязательства не вызывает никаких сомнений», – отмечает один из участников рынка, представляющий компанию, попавшую в список. А вот что касается выбранных направлений, есть ощущение, что Минтрансу кто-то помогал определиться: отсев компаний произведен по зарубежным курортным городам, в которые уже летают или собираются летать нынешним летом некоторые крупнейшие российские авиаперевозчики. Одновременно за пределами списка остались такие «горячие» направления, как Египет – вечный хит российского туризма; популярный у наших туристов Даламан (Турция); модные в прошлом сезоне Хорватия и Греция. Допустим, Хорватия – бурно растущее направление, где еще не исчерпаны все возможности и можно ожидать дальнейшего роста потока в нынешнем году, но не совсем понятно, почему остались «за кадром» Греция, частично Турция и Египет, а попала в список Болгария. Туристические компании к появлению списка отнеслись спокойно-благожелательно: поскольку летать чартерами разрешено всем ведущим авиаперевозчикам, традиционно работавшим на курортных направлениях, для туристических компаний серьезных изменений не произойдет. Разве что станет чуть более спокойно и надежно.

Еще по теме