Опора на собственные силы
По результатам проведенного Ernst & Young исследования настроений в российской рознице, большинство игроков сократили издержки и делают ставку на органический рост.
По информации Росстата, оборот розничной торговли в России в 2009 году
уменьшился по сравнению с уровнем 2008-го на 5,5%. Сопоставляя эти данные с
объемами сокращения ВВП страны (7,9%), Ernst & Young приходит к выводу о
том, что рынок розницы в целом оказался более устойчивым в условиях кризиса.
Определяющими для отрасли эксперты Ernst & Young признают проблемы с
получением заемных средств, особенно на доступных условиях, и изменение
структуры и объемов покупательского спроса.
Авторы исследования из Ernst & Young констатируют окончание бума на розничном рынке и называют его
характерными особенностями дефолты по долгам, банкротства и смену собственника.
Мнения респондентов подтверждают, что более всего в результате неблагополучной
экономической ситуации пострадали те бизнесы, которые базировались на основе
инвестиций в строительство и приобретение недвижимости, а также небольшие сети,
не справившиеся с обстановкой.
В то же время, судя по ответам, компании, сумевшие сохраниться на рынке, чувствуют себя неплохо и даже демонстрируют
позитивную динамику выручки и рентабельности. Так, более 60% опрошенных Ernst
& Young представителей рынка отметили рост выручки в рублевом выражении, а
29% параллельно добились прироста рентабельности.
Кризис заставил бизнес вплотную заняться вопросами операционной эффективности, главным образом за счет сокращения затрат на аренду и персонал. Многим пришлось отказаться от
инвестиционных программ, пересмотреть стратегии региональной экспансии. Развитие
бизнеса исключительно за счет органического роста видят 86% респондентов, за
счет M&A - 14%, СП - 11%, вообще не думают о расширении 8%, говорили о
других тактиках - 3%.
Для настроений игроков характерен оптимизм: 87% участников исследования считают, что существенного ухудшения ситуации ждать не
стоит. Однако лишь 38% полагают, что отрасль миновала нижнюю точку падения, а
14% респондентов, представляющие непродовольственный ритейл, все же прогнозируют
значительное ухудшение положения дел. В целом же, в соответствии с
консенсус-прогнозом участников рынка и экспертов, 2010 год представляется первым
годом роста рынка ритейла после вызванного кризисом спада. При этом специалисты
полагают, что лидером восстановления станет продуктовый ритейл.
Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗНИЦЫ, процент
Уменьшение покупательной способности | 74 |
Высокие процентные ставки | 42 |
Высокая стоимость аренды | 29 |
Ограниченный доступ к заемному финансированию | 26 |
Адаптация к изменениям в законодательстве | 8 |
ИСТОЧНИК: ERNST & YOUNG |
Еще по теме
Церемония награждения президента Uomo Collezioni Джонни Манглани высшей государственной наградой Италии - орденом "За заслуги перед Итальянской Республикой" степени кавалера - прошла в резиденции посла Италии в России.
Международную премию "Fashion-Олимп 2010" вручили в Бальном зале отеля The Ritz-Carlton, Moscow.