Top.Mail.Ru
архив

Опора на собственные силы

По результатам проведенного Ernst & Young исследования настроений в российской рознице, большинство игроков сократили издержки и делают ставку на органический рост.

По информации Росстата, оборот розничной торговли в России в 2009 году уменьшился по сравнению с уровнем 2008-го на 5,5%. Сопоставляя эти данные с объемами сокращения ВВП страны (7,9%), Ernst & Young приходит к выводу о том, что рынок розницы в целом оказался более устойчивым в условиях кризиса. Определяющими для отрасли эксперты Ernst & Young признают проблемы с получением заемных средств, особенно на доступных условиях, и изменение структуры и объемов покупательского спроса.
   Авторы исследования из Ernst & Young констатируют окончание бума на розничном рынке и называют его характерными особенностями дефолты по долгам, банкротства и смену собственника. Мнения респондентов подтверждают, что более всего в результате неблагополучной экономической ситуации пострадали те бизнесы, которые базировались на основе инвестиций в строительство и приобретение недвижимости, а также небольшие сети, не справившиеся с обстановкой.
   В то же время, судя по ответам, компании, сумевшие сохраниться на рынке, чувствуют себя неплохо и даже демонстрируют позитивную динамику выручки и рентабельности. Так, более 60% опрошенных Ernst & Young представителей рынка отметили рост выручки в рублевом выражении, а 29% параллельно добились прироста рентабельности.
   Кризис заставил бизнес вплотную заняться вопросами операционной эффективности, главным образом за счет сокращения затрат на аренду и персонал. Многим пришлось отказаться от инвестиционных программ, пересмотреть стратегии региональной экспансии. Развитие бизнеса исключительно за счет органического роста видят 86% респондентов, за счет M&A - 14%, СП - 11%, вообще не думают о расширении 8%, говорили о других тактиках - 3%.
   Для настроений игроков характерен оптимизм: 87% участников исследования считают, что существенного ухудшения ситуации ждать не стоит. Однако лишь 38% полагают, что отрасль миновала нижнюю точку падения, а 14% респондентов, представляющие непродовольственный ритейл, все же прогнозируют значительное ухудшение положения дел. В целом же, в соответствии с консенсус-прогнозом участников рынка и экспертов, 2010 год представляется первым годом роста рынка ритейла после вызванного кризисом спада. При этом специалисты полагают, что лидером восстановления станет продуктовый ритейл.
   

 

Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОЗНИЦЫ, процент


Уменьшение покупательной способности74
Высокие процентные ставки42
Высокая стоимость аренды29
Ограниченный доступ к заемному финансированию 26
Адаптация к изменениям в законодательстве8
ИСТОЧНИК: ERNST & YOUNG