Top.Mail.Ru
рынки

«ОСАГО — на месяц или на несколько дней»

Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва» Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

20 лет назад в России начало действовать Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). С тех пор многое изменилось: был введен европротокол, появились электронные полисы. В этом году индустрию снова ждут масштабные нововведения: запуск системы проверки ОСАГО по камерам, электронное регулирование, единый с Белоруссией полис страхования. Что ждет автомобилистов — в интервью президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева. 

В 2022 году вы анонсировали запуск системы проверки наличия ОСАГO с помощью видеокамер. Изначально планировалось, что это произойдет уже в начале 2023-го, однако система до сих пор не была запущена. Когда она будет введена в эксплуатацию? В чем причина задержки?

— На 2023-й был анонсирован запуск электронного взаимодействия с ГИБДД. В частности, в минувшем году была запущена Федеральная информационная система ведомства. Старт ее работы дал страховщикам уверенность в том, что интеграция информационных систем возможна.

Запуск системы проверки наличия ОСАГО по камерам остается задачей этого года. Возможно, она заработает этой осенью. Технически мы готовы, но есть риск запустить процесс, по которому будут вопросы у потребителя, связанные с тем, что мы неправильно выписали штраф, например, не собственнику, а водителю или не на тот автомобиль. Таких нюансов много, их проработкой сейчас занимается рабочая группа под руководством ЦБ.

Сократилось ли число водителей без полиса в этом году?

— Число заключенных договоров ОСАГО в этом году немного снизилось, однако и продажи автомобилей существенно сократились. В целом всплеска отказа заключения договоров мы не видим.

Есть регионы более благополучные, такие как Москва, где без полиса ОСАГО ездят не выше 5% автомобилистов. В регионах с другой социально-экономической ситуацией значение может быть больше, но совокупный показатель — не более 10%.

Евгений Уфимцев, ОСАГОЕвгений Уфимцев. Фото: «Компания»
Россия и Белоруссия 19 июня приняли закон о едином ОСАГО. Как и когда он начнет действовать?

— Мы синхронизировали наши базы данных с белорусскими. Теперь человек, который покупает годовой полис ОСАГО, может, просто поставив галочку, за небольшие деньги приобрести дополнительный полис — расширение на территорию соседней страны. Пограничники, которые раньше проверяли наличие «зеленой карты», будут отслеживать наличие полиса ОСАГО с этой отметкой. Нововведение распространяется на все категории транспортных средств без ограничений.

Есть ли планы распространить эту практику на другие страны? Когда это может произойти?

— Да, безусловно. Мы сейчас находимся в процессе переговоров, но более подробно сейчас комментировать не готов.

В прошлом месяце Банк России выступил с предложением повысить тарифы по ОСАГО для грузовиков из недружественных стран. Планируется ли реализовать это предложение?

— Могу сказать, что такие обсуждения сейчас действительно идут. Тариф должен быть более справедливый, но конкретных деталей пока нет.

Какие еще задачи на ближайшую перспективу стоят перед РСА?

— В первую очередь это запуск электронного регулирования с 15 июля. На первом этапе опция будет добровольной, обязательной она станет с 1 января 2025 года. Сейчас мы также активно готовимся к внедрению краткосрочных полисов ОСАГО — на месяц или даже на несколько дней. Вероятно, они станут доступны уже этой осенью. Также мы очень надеемся на дальнейшее изменение индивидуализации тарифа.

Среди задач на следующий год — увеличение лимитов выплат по утрате здоровья и жизни. Кроме того, через год информационная система РСА перейдет в дочернюю структуру Банка России. Таким образом, контролировать информационную систему станет новое юрлицо. Этот шаг позволит расширить возможности сервиса для потребителей, поскольку ЦБ легче взаимодействовать с различными органами власти.

Планируется ли повышение стоимости полисов ОСАГО?

— Этот показатель зависит от курса валют и, как следствие, стоимости запчастей. Устоит рубль — стоимость полиса тоже не будет корректироваться.

Ждать ли в ближайшее время появления новых видов страхования?

— Сейчас мы делаем большую ставку на «короткие» продукты, в частности на краткосрочные полисы ОСАГО. Они должны выступить стимулом для отдельных категорий пользователей. Более того, к ним можно будет привязать короткий полис каско, короткий полис страхования от несчастного случая и прочее.

Учитывая, что ОСАГО является точкой входа для клиента страховой компании, мы ожидаем, что в будущем появится больше коробочных продуктов на короткий период эксплуатации. Здесь свою роль сыграют нейросети — предложение будет подстраиваться под клиента. Так, например, путешественник-экстремал перед поездкой получит предложение оформить страховку от несчастного случая, а охотник — от укуса клещей.

Какие еще виды страховых полисов выступают драйверами отрасли?

— Набирает популярность накопительное страхование жизни. Особенно с учетом того, что в скором времени будут приняты два закона. Один должен уравнять страховку с банковскими депозитами по степени защищенности капитала, второй — ввести долевое страхование жизни. Это сделает процедуру проще и удобнее для потребителя.

Еще по теме