Top.Mail.Ru
авто

Снижения цен лучше не ждать: автоэксперты объяснили удорожание каско и ОСАГО

Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Стоимость страховки на автомобили Tesla в России заметно возросла: каско на машину может достигать теперь 800 тысяч рублей. Причиной стали удорожание запчастей и проблемы с урегулированием страховых случаев. Эксперты, опрошенные «Компанией», называют это общей тенденцией: по их словам, страховщики все чаще стараются обойтись денежной выплатой вместо ремонта поврежденного авто. 

Дорогая страховка и дефицит запчастей

Еще в прошлом году средний чек по страховке на Model 3 и Model Y составлял около 100 тысяч рублей, а в этом году полисы достигают 500–800 тысяч рублей, выяснили «Ведомости». Об этом газете рассказал один из коммерческих эксплуатантов марки, также рост цен на каско подтвердили и другие участники рынка.

Представитель компании, которая сдает машины Tesla в длительную операционную аренду, сообщил, что ей пришлось избавиться практически от всех Tesla в автопарке. По его словам, страховщики либо вовсе перестали предлагать свои услуги, либо выставили заградительные тарифы.

В «РЕСО гарантии» стоимость каско на новую Tesla составляет 593 тысячи рублей. Высокую цену в компании объяснили сложностями с урегулированием страховых случаев. В России отсутствует рекомендуемая розничная цена, без которой трудно оценить сумму повреждений, пояснили в «РЕСО гарантии».

Кратный рост стоимости страховки связан в том числе с невозможностью полноценного локального ремонта автомобилей Tesla, а комплектующие для этой марки стоят существенно дороже европейских или китайских аналогов.

При этом электромобили Tesla в Россию никогда не ввозились официально, «это всегда был серый импорт», отмечает в разговоре с журналом «Компания» автоэксперт Алексей Аксенов.

Все растет в цене

Проблемы со страхованием по ОСАГО известны давно: цены растут, а машины дольше ремонтируют. В этой связи в апреле власти предложили увеличить срок ремонта автомобиля с 30 до 45 дней. Это объяснили тем, что страховщики не укладываются в сроки из-за нехватки запчастей, в результате чего вынуждены платить неустойку.

В нынешних условиях страховые компании стараются не отправлять машину на ремонт, потому что это стоит дороже, чем выплатить определенную страховую сумму, говорит Аксенов. При этом критических проблем с поставками запчастей в реальности нет, уверен собеседник.

«У нас и склады работают, и зарубежные компании занимаются ввозом деталей. Но общая тенденция, общее удорожание продукции на рынке привели к росту цен на комплектующие, и страховые компании следуют за ним», — отметил он.

От каско сегодня многие отказываются, потому что трехлетнюю машину совсем невыгодно страховать, говорит Аксенов. Автовладельцы, по его словам, часто ограничиваются лишь страхованием на случай серьезных проблем — «угона и тотального ущерба, а не ремонта незначительных повреждений». Особенно ощутимым это стало после того, как иностранные компании стали уходить с российского рынка и прекращать производство.

«Многие компании из бюджетного сегмента у нас же производили комплектующие, что удешевляло их стоимость. Сейчас это какой-то импорт, и стоит все это дороже. Соответственно, в премиальном сегменте рост пропорционально выше», — добавил собеседник.

Средняя стоимость запчастей в последней версии справочников РСА (используется для расчета выплат по ОСАГО) выросла по итогам 2022 года на 19,5%. Заметнее всего подорожали комплектующих для машин иностранных марок.

«Tesla — это только одна ветка, по которой работают страховые компании. Они сегодня поднимают цены на все. И это понятно: запчасти неимоверно дорогие, логистики нет, обслуживание за счет страховых компаний натуральным продуктом вообще невероятная история», — объясняет «Компании» автоэксперт Вячеслав Субботин. По его оценкам, страхование автомобилей других премиальных брендов (BMW, Mercedes и т. д.) подорожало примерно на 50%.

«Лучше покупайте новую»

Пока неизвестно, что станет происходить с рынком и как он будет развиваться, но если все продолжится по нынешнему сценарию, то дешеветь, очевидно, ничего не будет, говорит Аксенов.

По словам Субботина, несмотря на санкции, рынок не пустует за счет подержанных автомобилей. «За последнее время в страну завезли чуть ли не 500 тысяч подержанных машин. Вот тебе половина потребности российского безкредитного рынка. Отличные машины приходят из Европы, Японии, Кореи. А пока есть машины, страховой рынок будет существовать», — отмечает он.

Если парк подержанных европейских и корейских авто сохранится, они будут требовать больше ремонта, «и на этом грех не заработать поставщикам запчастей», считает также Аксенов. «Ну а страховые компании тоже не станут работать себе в убыток, будут повышать тарифы или как-то, возможно, избегать страховок. Условно, будет тенденция “лучше покупайте новую”», — говорит эксперт.

Сейчас очевиден переход на китайские автомобили: если эти компании «закрепятся» на местном рынке, то будет развита их дилерская сеть и налажен бесперебойный поток запчастей, продолжает Аксенов. В этом случае каско будет выгоднее делать на «китайцев», чем на подержанных «европейцев» или «европейцев», ввезенных по параллельному импорту.

«По всем другим авто ситуация не изменится как минимум до тех пор, пока эти компании к нам не вернутся», — добавляет собеседник.

Еще по теме