Top.Mail.Ru
архив

Особенности национальной аптеки

Почувствуйте разницу!

Наталья Цветкова, Екатерина Воронина

Россияне чуть ли не лучше всех в мире разбираются в лекарствах: долгое время ассортимент их был столь узок, что о фармпрепаратах можно было знать буквально все. В разгар перестройки миллионными тиражами были переизданы все более или менее популярные справочники по фармпрепаратам - от академического Мошковского до карманных сборников аннотаций к лекарствам - и выпущены новые.

Неизбежное сокращение затрат обывателей на лекарства в 1999 году должно было вызвать депрессию даже в московской аптечной сети, не говоря уже про провинцию. Однако статистика это опровергает: число аптек продолжает расти, и в 1999 году на каждые 100 тыс. населения приходилось 12 аптек, тогда как в 1998 году их было 11, а в 1993-м то же количество граждан обслуживалось 6 аптеками. Увеличился и ассортимент: сейчас он в десятки раз больше, чем в начале 90-х. Для "аптечного бума" недостает только роста платежеспособного спроса.

Поход к врачу отнимает слишком много времени, занятый человек старается по мере возможности его избежать. А значит, никуда не деться от самостоятельных паломничеств в аптеку - без рецепта, полагаясь лишь на собственную интуицию.

Конечно, мы не такие, как все. Россияне - особенные люди: они предпочитают покупать в аптеках не то, что жители западных стран, а русская аптека так же похожа на западную, как автомобильный гараж на авиационный ангар. Так, по данным агентства IMS, на мировом рынке последние восемь лет лидируют противоязвенные средства, а самым популярным противоязвенным препаратом считается Losec, занимающий около 30% рынка противоязвенных средств. На втором месте - препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, на третьем - препараты для лечения ЦНС. На российском же рынке ситуация совершенно иная: у нас, судя по статистике продаж, народ страдает чем угодно, но не язвой. Такая ситуация во многом определяется гораздо большей упорядоченностью продаж лекарственных средств: в США и Европе мерой удачности стартовой раскрутки нового брэнда в фармацевтике является не объем продаж, а количество выписанных в первую неделю продаж рецептов на него. Ассортимент безрецептурного отдела московской аптеки мог бы вызвать шок у любого лондонского терапевта: многие препараты, продающиеся в Москве любому желающему в любом количестве, во всем мире хранят в сейфе.

Московские аптечные сети вообще не скоро станут похожи на западные, если станут хоть когда-нибудь: принципиально другая структура и природа спроса делает drugstores непохожими на российские аптеки. Многие слышали, что аптеки в Америке представляют собой некую модификацию хозяйственных магазинов самообслуживания. Однако самое важное понимаешь, предприняв попытку самолечения где-нибудь в федеральном округе Колумбия: именно drugstore делает самолечение невозможным. Отдел безрецептурных продаж в типичной аптеке велик: обычно это 2 - 3 длинных стеллажа с аптечными товарами, которые стоят открыто. Из безрецептурных лекарств там есть анальгетики, аспирин, противоаллергические таблетки, глазные капли, сиропы для лечения простуд. Все это присутствует в количестве 10 версий от 10 производителей, но в массе своей покупатели предпочитают покупать брэндовые лекарства. Довольно велик выбор пластырей, презервативов, витаминов и прочей парафармации. Все остальные лекарственные средства отпускаются строго по рецепту, и в свободном доступе их нет. По рецепту выдают ровно столько, сколько в нем указано.

Впрочем, недоступность самолечения вызывает и меньшую посещаемость западных аптек: болеют "они" тоже совсем не так, как мы привыкли. Вот типичный рассказ очевидца из американской компании: "Этой осенью аспирант-англичанка, которая работает в нашей лаборатории, здорово простудилась. Ходит на работу тем не менее в маечке и непрерывно пьет сок со льдом. Ее коллега Витя, по происхождению украинец, живущий с девяти лет в США, исключительно из добрых побуждений советует больной надеть свитер и пить горячий чай. Кого, по-вашему, из этой парочки коллеги-американцы считают идиотом? Доброжелательного Витю. Больные все в госпитале, а чай - не лекарство".

Подобные традиции, видимо, очень благотворно влияют на продажи тамошних аптекарей. А нам есть чем гордиться: наши аптеки похожи на храмы Асклепия, а больные - на больных в большей степени, чем в любой другой стране мира.

Отпущение грехов

Товарный кредит - вот что должно было погубить аптечную сеть. В октябре 1998 года аптеки, как и многие другие торговые организации, оказались не в состоянии оплатить товарные кредиты в стандартные 30 - 60 дней. Казалось, что аптечной сети грозит грандиозный передел: множество аптек оказалось во власти дистрибуторов, чем последние просто обязаны были воспользоваться.

И в первом полугодии 1999 года передел действительно имел место. Например, "СИА Интернэшнл" создала из аптек-должников холдинг по оригинальной схеме: условием льготной реструктуризации долгов было вхождение в систему. В результате аптеки спаслись от банкротства, "СИА" же приобрела по сути торговую сеть. Другие дистрибуторы, не добиваясь официального банкротства аптек, заменили их руководство, пользуясь неофициальными рычагами влияния или просто ставя условием лояльность владельца аптеки поставщику. По данным ассоциации "Фармрос", среднее число поставщиков аптек сократилось в 1999 году с 80 до 20. Хотя на самом деле сближение дистрибуторов и аптек началось гораздо раньше: еще в середине 90-х крупные импортеры пытались наладить прямые поставки средств в аптеки, минуя посредников. Но только большие долги заставили аптеки и их поставщиков сблизиться донельзя.

По мнению главы "Инвакорпа" Вадима Германа, только взаимный учет интересов аптек и дистрибуторов способен реанимировать аптечный рынок. В самом "Инвакорпе" с 1999 года реализуют программу "Партнер", о которой "Ко" писал в начале этого года. Между тем специалисты компании уже в феврале 2000 года с удивлением отмечали: объемы продаж в государственных аптеках восстанавливаются практически теми же темпами, что и в частных. И это при несопоставимом уровне менеджмента торговых точек. В принципе уже тогда было понятно: аптеки, которые ближе всего к потребителю, должны первыми почувствовать смену негативных тенденций на рынке на позитивные.

Так и случилось: спрос на аптечные услуги продолжает расти, что пока вызвало лишь увеличение по сравнению с 1998 годом количества "малых аптек" и аптечных киосков. "Старые" аптеки продолжают восстанавливаться быстрее, чем их репутация.

"Нас не слишком устраивает складывающаяся ситуация, - признался в беседе с корреспондентом "Ко" один из менеджеров "Аптечного склада №1", крупного дистрибутора. - Фактически дело идет к повторению ситуации 1998 года. Судите сами: аптеки наращивают количество поставщиков, средние и мелкие дистрибуторы вновь увеличивают срок отсрочки платежей, предоставляемых аптекам: и до 60, и до 90 дней. Курсовое колебание, банкротство кого-то из пятерки крупных дистрибуторов национального масштаба - и кризис в аптечных сетях повторится". Тем не менее сегодня аптечная сеть страны являет собой почти то же самое, что и два года назад. По-иному и быть не могло: единственная в Москве удачная попытка обанкротить аптеку привела к тому, что ее арбитражным управляющим был назначен... прежний директор. Банкротить аптеки нереально, "силовые варианты" в прозрачном фармбизнесе почти невозможны. "Сейчас аптеки в массе своей погашают долги по четвертому кварталу 1998 года, - говорит представитель крупного аптечного склада в Москве. - Долги всем прощены".

Менеджмент на будущее

Тем не менее попытки изменить ситуацию на аптечном рынке в 1999 году предпринимались неоднократно и будут повторяться впредь. Так, многие дистрибуторы задумываются о собственных - пока некрупных - сетях. Всех вдохновляет пример ICN, купившей у бельгийских инвесторов сеть "Мультифарма" и успешно построившей на ее базе оптово-розничный бизнес. Впрочем, пока большую часть дистрибуторов интересуют не сами аптеки, а новые маркетинговые идеи.

Именно новая идея подвигла на создание собственной сети ФТК "Время", крупного производителя и значимого дистрибутора. Это реализованная в сети "36,6" идея аптеки-супермаркета, аптеки-универсама. Супермаркеты этой сети скорее удачный эксперимент, чем концепция будущей сети: по данным "Ко", в торговых точках сети, к радости фирм - производителей косметики, продажи парафармацевтической продукции чуть ли не превышают продажи собственно фармпрепаратов. Не следует ожидать, что супермаркетами станут все аптеки: идея "36,6" потребителями воспринята лучше, чем аптекарским сообществом. По мнению специалистов "ЦВ Протек", большая часть аптекарей в России - люди по-хорошему консервативные и уверенные в том, что аптека должна оставаться традиционной. Тем не менее в крупных городах такие сети будут развиваться, постепенно отбирая объемы продаж у традиционных аптек.

Рост платежеспособного спроса и интерес столичных жителей ко всему новому стимулирует появление непривычных прежде для России форм торговли лекарствами: теперь заказать препараты можно не только по почте, но и по Интернету, по телефону и даже по пейджеру. Правда, аптекарей и дистрибуторов настораживают юридические аспекты таких торговых схем, но осенью 1999 года, в разгар популярности "продаж с доставкой" аптеки московских спальных районов впервые массово начали применять почтовую рассылку собственной рекламы.

Рано или поздно каждой московской аптеке придется заняться чем-то подобным. Но в ближайшие один-два года типичная московская аптека, вероятно, сильно не изменится: аптечная система в условиях низкого спроса просто не нуждается в переменах. А существенного роста заказов инвесторам, желающим строить новые аптеки, и провизорам, мечтающим о перестройке бизнеса, еще предстоит дождаться.

Впрочем, по данным "Ко", в последние полгода возросло количество заказов московским строительным фирмам на ремонт аптек весной/летом 2000 года. Лед тронулся?

Еще по теме