Top.Mail.Ru
архив

Останкинские против очаковских

В московских магазинах на прошлой неделе появилась новая марка молочных продуктов - "33 коровы". Это не оговорка. Продукцию с таким названием уже четыре года выпускает Очаковский молочный завод. Но теперь той же маркой пользуется еще и Останкинский молочный комбинат. Как обычно, коллизия возникла из-за особенностей российского законодательства.

Сейчас Останкинский комбинат (ОМК) производит под маркой "33 коровы" пастеризованное молоко и кефир, но в скором времени появятся и другие виды продукции с таким названием. Очаковский завод (ОМЗ) также продолжает выпускать молочные продукты "33 коровы".

Останкинцы пока не могут зарегистрировать права на торговую марку, поскольку очаковцы подали заявку раньше - аж в 1997 году. ОМК лишь добился отмены регистрации знака на компанию "Тетра Пак" ("дочку" шведской TetraPak), поставлявшей упаковку очаковцам. Но останкинцы считают себя вправе пользоваться маркой, потому что купили права на использование текста песни "ЗЗ коровы". А ими на момент сделки не владело рекламное агентство Young & Rubicam Europe, создавшее марку по заказу Очаковского завода. Короче, история с "33 коровами" настолько запутанная, что ее лучше рассказывать, как говорится, по порядку.

"33 коровы, стих родился новый..."

В начале 1997 года агентство Young & Rubicam Europe по заказу ОМЗ разработало концепцию и дизайн марки "33 коровы". В рекламе марки предполагалось использовать текст и музыку популярной песни Наума Олева и Максима Дунаевского. Поэтому Young & Rubicam обратилось за покупкой прав к авторам. Но оказалось, что те еще в ноябре 1996 года продали исключительные права на любое коммерческое использование музыки и текста сроком на пять лет фирме "Дельта-Формат".

У этой фирмы, по договору обладавшей правом на переуступку, в мае 1997 года агентство и выкупило сроком на три года права "на использование музыки и текста или их фрагментов для коммерческой и некоммерческой рекламы в любой форме, любым способом". Пункт о покупке прав был включен в договор Young & Rubicam с Очаковским заводом, который и оплатил сделку.

Затем очаковцы подали в Роспатент заявку на регистрацию марки "33 коровы". И обнаружили, что некая московская фирма всего за день до этого уже зарегистрировала в качестве товарного знака точно такое же словосочетание. Что это была за фирма и как она называлась, на ОМЗ не говорят. Видимо, каким-то образом эта организация разведала планы очаковцев и опередила их с подачей заявки с целью банального "патентного шантажа". (Вот так можно делать деньги "из ничего" - Роспатент не обязан проверять цель регистрации торгового знака и по закону может отменить ее, если знак не используется для производства товаров или услуг, только через пять лет.)

Фирма предложила Очаковскому заводу выкупить у нее права на товарный знак "33 коровы". Руководство ОМЗ на это не пошло (о причинах отказа от сделки в компании не говорят - возможно, цена оказалась слишком высока), но договорилось о выкупе знака со своим партнером - "Тетра Пак". "Мы это сделали в рамках программы маркетинговой поддержки Очаковского завода, который является одним из крупнейших клиентов компании", - говорит Сергей Лепнухов, менеджер "Тетра Пак" по корпоративным связям.

В том же 1997 году Очаковский завод начал выпускать продукцию под маркой "33 коровы". Компания стала использовать товарный знак и авторские права, не являясь при этом их единоличным собственником. Через три года этим и воспользовался конкурент.

"Ой, а у вас молоко убежало..."

В феврале 2000 года Останкинский молочный комбинат купил у Наума Олева права на использование текста песни "33 коровы" сроком на 25 лет. (Заметим, что этот договор был заключен до истечения срока пользования правами агентством Young & Rubicam.) После заключения договора ОМК подал в апелляционную палату Роспатента заявку о нарушении компанией "Тетра Пак" закона "О товарных знаках", настаивая на том, что в названии марки используется название "произведения литературы без согласия обладателя авторского права".

Интересно, что в апелляционной палате с этими доводами согласились. Логика экспертов Роспатента была такова: раз в рекламе марки используется одноименная песня, то и ее название является не простым словосочетанием, а названием литературного произведения. В июне это ведомство приняло постановление об отмене регистрации знака на "Тетра Пак". (Компания, собственно говоря, его выкупила, а не регистрировала. Но Роспатент остался "ни при чем" - эксперты ведомства законодательно не обязаны при регистрации знаков-словосочетаний изучать их как объекты авторского права и соответственно требовать подтверждения этих прав.)

На Останкинском комбинате считают, что теперь ничто не мешает им пользоваться маркой "33 коровы". Начальник юридического отдела комбината Игорь Евграфьев считает, что регистрация товарного знака на его компанию - всего лишь вопрос времени. "На Останкинском комбинате, видимо, нашли изъяны в том, как мы оформили права на марку, и решили этим воспользоваться, - говорит генеральный директор Очаковского завода Виктор Юрин. - Зачем? Скорее всего, причина в том, что при объемах производства, в два раза превышающих наши, у них до сих пор нет сильной торговой марки".

Для Очаковского завода "33 коровы" - ведущая марка, на которую приходится до 80% выпускаемых ежемесячно 3 тыс. тонн молочной продукции. На раскрутку марки в 1997 - 98 годах ОМЗ затратил почти $700 тыс. (еще около $300 тыс. в рекламу вложил "Тетра Пак"). "Товарный знак сейчас фактически ни за кем не зарегистрирован, но после отмены регистрации на "Тетра Пак" мы имеем на него приоритетное право по заявке 1997 года, - заявляет юрист ОМЗ Валерий Семин. - Дизайн упаковки, сделанный Останкинским комбинатом, фактически воспроизводит наш дизайн марки "33 коровы". Мы, разумеется, будем защищать свой брэнд в судебных инстанциях".

Игорь Евграфьев с ОМК, впрочем, утверждает, что новая марка комбината тоже не останется без правовой защиты: "Мы будем продолжать отстаивать на нее свои права, пока же наше руководство пытается решить проблему путем переговоров".

Молочный альянс, кисельные берега

Закон - законом, но остается еще вопрос о деловой репутации Останкинского комбината, который собирается пользоваться маркой, в создание и продвижение которой фактически не вложил ни копейки. Генеральный директор ОМК Александр Шевченко не счел нужным лично объяснять корреспонденту "Ко", почему в компании было принято решение о запуске в производство марки "33 коровы", переадресовав вопрос к начальнику юридического отдела ОМК. Игорь Евграфьев, в свою очередь, сослался не некие неурегулированные с Очаковским заводом коммерческие интересы, оставшиеся со времен существования "Молочного альянса" - дистрибуторской компании, которую ОМК и ОМЗ пытались создать в 1999 году. По словам Евграфьева, у предприятий были совместные разработки по продуктам, они размещали друг у друга заказы на производство некоторых товаров, и Останкинский комбинат даже оказывал Очаковскому заводу финансовую помощь.

Гендиректор ОМЗ Виктор Юрин, впрочем, утверждает, что из "Молочного альянса" его предприятие вышло безо всякого конфликта с Останкинским комбинатом. "Молочный альянс" был создан в августе 1999 года ОМК, ОМЗ и компанией "Новозеландские молочные продукты", импортирующей сливочное масло и сыры. По словам Юрина, московские заводы пошли на сотрудничество с иностранной компанией, чтобы воспользоваться ее развитой региональной дистрибуторской сетью. "Когда в октябре мы с Шевченко посмотрели данные по объемам продаж, то обнаружили, что они значительно ниже планировавшихся, и решили отказаться от сотрудничества с новозеландцами, - говорит Виктор Юрин. - А затем отказались и от совместной дистрибуции продукции, так как совокупные производственные мощности наших заводов в несколько раз превышали возможности сбытовых сетей, и нам пришлось бы торговать в ущерб какому-либо из предприятий. В октябре Очаковский завод вышел из "Альянса". Наши компании разошлись по взаимной договоренности, и до настоящего времени мы не находили в действиях конкурента недобросовестных приемов".

Еще по теме