Top.Mail.Ru
технологии и наука

Оставим рутину роботам

Андрей Крылов. Фото: пресс-служба Skillaz Андрей Крылов. Фото: пресс-служба Skillaz

Skillaz развивает в России одно из самых молодых направлений на HR-рынке — автоматизированный подбор персонала. Основатель компании Андрей Крылов считает, что воспринимать роботов как враждебную силу неверно: они могут оказаться отличными помощниками, которые освободят вас от рутинной, неблагодарной работы. Skillaz передал алгоритмам большую часть цикла подбора персонала и призывает рекрутеров не быть консерваторами. Крылов поделился с «Компанией» историей стартапа — от идеи в Парке Горького до поглощения HR-гигантом.

Робот — друг человека

Если вы нанимаете по пять человек в год, то можете спокойно отказаться от базы данных кандидатов — получить доступ к HeadHunter и нормально с этим жить, объясняет Андрей Крылов. «Но представим, что у вас крупная компания, которая вдруг столкнулась с высокой текучкой кадров или решила открыть новое подразделение — тут начинаются проблемы, и решить их может автоматизация подбор персонала», — продолжает он. Наем большого количества людей можно доверить роботам, и они справятся с этим в разы лучше человека, уверяет основатель Skillaz. Робот умеет общаться сразу с сотнями тысяч кандидатов, применять инструменты Text-to-Speech, оценивать эмоциональный окрас речи, структурированность письма или степень плагиата.

Большая часть этапов подбора персонала может быть автоматизирована. Особенно если речь идет о подборе линейного персонала (типовых профилей). «Первыми, кто это осознал и пришел к нам за помощью, стали представители банковского сектора и ритейла — "Пятерочка", "Магнит", "Сбер", ВТБ и т.д. Сегодня они наши основные клиенты и локомотивы развития отрасли», — говорит Крылов.

Предприниматель верит, что подбор линейного персонала в ближайшем будущем можно будет делать полностью на автомате без участия человека. Когда человеческий фактор минимизирован, случайности исключаются, и от этого выигрывают все. «Мы должны передать роботам неблагодарный для человека труд. Все неинтересное, рутинное — должно передаваться алгоритму. Из-за развития искусственного интеллекта еще не вымерла ни одна отрасль. Напротив, специалисты (и рекрутеры в том числе) переключаются на более сложные задачи и растут в своих профессиях», — говорит основатель Skillaz.

Пока искусственный интеллект не может определить, понравился ли кандидат работодателю. Однако на рынке уже есть решения, позволяющие выявлять психологическую совместимость команды и готовность человека работать в рамках конкретного проекта. Пока они находятся в зачаточной стадии, но работа в этом направлении ведется, отмечает Крылов.

Шальные деньги и тру стартап

Работа в крупной технологической компании помогла понять, что рекрутинг довольно сильно отстает от других отраслей по части внедрения hi-tech, вспоминает основатель Skillaz. Технологии, применяемые в 2010-х годах в интернет-маркетинге или финансовых системах, опережали на годы то, что имелось в HR. Тогда единственным крупным игроком на рынке был HeadHunter, и много копий ломалось о стремление сделать что-то лучше, чем он, говорит Крылов.

«В какой-то момент пришло понимание, что делать еще один продукт "для всех" не нужно — рынок ждет нишевый продукт. Пришла идея создать софт, позволяющий максимально быстро автоматизировать простые рутинные процессы подбора персонала», — рассказывает предприниматель. Skillaz появился как платформа для видеоинтервью, которые считались мастхэвом для кандидатов в США. Шансы найти работу повышаются, если ты записываешь короткое видео о себе, но в России такой формат оказался невостребованным: «Мы фиксировали плохую конверсию. Люди не хотели пользоваться этим инструментом, считая, его дополнительным риском отсева», — говорит Крылов.

Skillaz предложил объединить несколько процессов в рамках одной системы (сорсинг, оценку, удаленное интервью и т.д.). Это было платформенное решение — окно, в рамках которого у рекрутера есть все необходимые инструменты. Некий One-stop shop в рамках массового подбора персонала для крупных компаний, говорит Крылов.

«Мы можем сказать, что прошли такую тру историю стартапа, как в сериале "Кремниевая долина". Первые деньги были шальные. Знакомые знакомых, которые просто поверили, что у нас есть хорошая идея. Это был их первый стартап, и даже лучше, что это был непрофессиональный венчурный фонд. Назовем их бизнес-ангелами. Думаю, они хорошо заработали на этой инвестиции», — вспоминает основатель Skillaz.

В 2017 году стартап привлек инвестиции от экс-главы Enter и управляющего партнера фонда S&P Capital Сергея Румянцева. Сумма составила «несколько сотен тысяч долларов». Сделка предполагала его вхождение в состав акционеров площадки и предоставление конвертируемого займа. Спустя год в Skillaz инвестировали топ-менеджеры «МегаФона», в числе которых был на тот момент гендиректор сотового оператора Сергей Солдатенков. Он стал владельцем 33% акций сервиса.

В 2019 году 25% Skillaz приобрел HeadHunter. К этому времени площадка для найма сотрудников получила оценку в 1 млрд рублей. Сейчас HeadHunter — основной владелец Skillaz.

Жизнь после поглощения

Сегодня все понимают важность HR-решений для компаний, особенно после эпидемии, говорит Крылов: если раньше системы подбора персонала были темой для обсуждения исключительно рекрутеров, то сейчас их курируют зампреды и вице-президенты компаний. «Это важно и стоит дорого. На это компании готовы тратиться, по крайней мере те, которые хотят вступать в конкурентную борьбу за таланты», — продолжает основатель Skillaz.

По итогам 2020 года выручка Skillaz составила 346,6 млн руб., увеличившись на 125 %. Чистая прибыль — 71,1 млн руб.

Согласно данным «Контур.Фокус», HeadHunter принадлежат 65%​ в сервисе, а Андрею Крылову — 35%.

На сегодняшний день собеседование через Skillaz прошли уже более 10 миллионов человек. В средней конверсии нанят почти миллион сотрудников. Число активных пользователей в системе сервиса превышает 300 тысяч, а количество кандидатов, которые проходят через систему, составляет порядка 500 тысяч в месяц.

Skillaz имеет статус резидента Сколково.

прочитать весь текст

По словам Крылова в пандемию Skillaz вырос более чем в два раза, а в этом году планирует вырасти еще вдвое. «Мы довели стартап от идеи, зародившейся на скамейки в Парке Горького, до инвестиций на стратега и будущего поглощения. С HeadHunter получилась отличная интеграция. Мы понимали, чем можем быть полезны в рамках группы — закрывать большие проекты автоматизации подбора. А HeadHunter в свою очередь предоставил нам огромную экспертизу, был полезен профессиональным подходом, визионерством», — говорит предприниматель.

Крылов отметил, что сделка не дала Skillaz привилегий по части использования базы HeadHunter: платформа пользуется ей на рыночных условиях. «Для нас ключевой историей в работе с HeadHunter был обмен положительными опытом и сохранение самоидентификации. Мы не утратили свою корпоративную культуру и подход к разработке продуктов», — добавляет он.

Сегодня Skillaz — полноценный HR-хаб, отмечает Крылов. Платформа расширяет продуктовую линейку собственными разработками и интеграциями с партнерами. «Мы ищем интересные стартапы и технологические компании на рынке, которые позволяют нам решать большие задачи. Каждый из них призван упростить один из узких этапов бизнес-кейса подбора — распознавание документов, общение ботов с человеком, распознавание психотипа и т.д. Мы работаем в том числе с американскими, европейскими партнерами», — добавляет основатель компании. Skillaz сотрудничает с несколькими внешними сервисами, в числе которых SkyEng, VisionLabs, WhatsApp и др.

«Собирается целая экосистема, и собирается правильно. Она позволит комплексно автоматизировать и подбор, и какие-то смежные процессы. Мы хотим продолжать быстро расти и точно будем выходить на новые рынки. Во-первых, это продажа решений в смежных отраслях, близких к рекрутингу. Например, обучение, кадровые резервы и т.д. Второе, это выход на международные рынки», — рассуждает Крылов.

Пока Skillaz концентрируется на российском рынке, хотя запланировал экспансию в Европу. По словам бизнесмена, технологическая емкость российских продуктов уже не уступает сильным международным игрокам. «Мы знаем, что можем быть там сильны. В России сейчас много IT- компаний известных в мире — "Яндекс", "Касперский", Mail.ru Group, Acronis. Как наши решения могут работать на Западе или в Азии, так и наоборот. Многие международные игроки пришли в Россию и успешно внедряют свои продукты», — говорит Крылов.

Дома лучше

В 2016 году Skillaz предпринимал попытки выйти на международные рынки, открыв свой офис в Вильнюсе. Там начались переговоры с местными компаниями и технопарками, которые поддерживают стартапы. «Что нам там очень понравилось, это быстрый заход к ключевым людям, которые принимают решения. Если идея показалась интересной какому-то линейному руководителю шведского банка, то он может в течение недели организовать встречу с гендиректором глобального банка Швеции. Экосистема там очень развита, что дает хороший опыт для стартапов», — вспоминает Крылов.

На две страны работать оказалось сложно, а в России на тот момент уже был налажен нетворк — дома запускаться было проще, вспоминает основатель Skillaz. В Вильнюсе компания успела поработать с Game Insight и Банком Швеции.

Лидерами отрасли в Skillaz называют США. Решения американских игроков остаются образцом для многих европейских компаний. «Сейчас нельзя сказать, что все там сосредоточено. Если бы все было настолько лучше, мы были бы там. У нас очень сильные специалисты, одни из лучших в мире разработчиков. Половина ключевых специалистов мировых IT-компаний — выходцы из России. Но там есть свои особенности. Сказка, которую показывали в сериалах, далеко не у всех складывается. Многие не находят себя и возвращаются работать домой», — говорит Крылов.

В Штатах больше ресурсов, которые предоставляются стартапам, считает бизнесмен. В России человеку из «тусовки» поднять раунд финансирования не так сложно, но студенту из Волгограда с мегаразрывным продуктом, только перебравшемуся в столицу, достучаться до инвесторов практически невозможно, продолжает он. В Кремниевой долине, где сделки подписывают буквально в кафе, это устроено иначе, говорит Крылов.

«Развивать стартапы за свои деньги тяжело. Главный ресурс у новичков— возможность совершить ошибку. В России у многих стартапов первая ошибка становится фатальной», — говорит основатель Skillaz.

Еще по теме