Top.Mail.Ru
первые лица

От любви до бизнеса один шаг

Бывшие «мистер и миссис Amazon» — Джефф Безос и Маккензи Скотт. Фото: ТАСС Бывшие «мистер и миссис Amazon» — Джефф Безос и Маккензи Скотт. Фото: ТАСС

Специалисты по управлению советуют не вести дела с родственниками, поскольку личные отношения, как утверждается, неизбежно будут мешать бизнесу. Однако иногда за счет любви и взаимоподдержки семейные пары успешно проходят испытание большими деньгами. В преддверии Дня святого Валентина «Компания» определила союзы, командная работа которых привела их к созданию успешных бизнес-проектов и рейтингам Forbes.

1. Джефф Безос и Маккензи Скотт | Amazon

На заре создания Amazon Маккензи работала наравне с мужем и внесла огромный вклад в развитие компании. Она делила кабинет с младшим сотрудником, где также находилась офисная кухня. По 12 часов в день, пока работники протискивались мимо к микроволновке, она руководила бухгалтерией.

Маккензи, следуя своей мечте стать знаменитой писательницей, окончила Принстонский университет, где училась пиcательскому мастерству у своего кумира — профессора и лауреата Нобелевской премии по литературе Тони Моррисон. Однако после диплома ей пришлось отложить мечту. Из-за нехватки средств на существование она устроилась в инвестиционную компанию D. E. Shaw. Говорить о неудаче не приходится, ведь именно на том собеседовании на должность аналитика ее взял вице-президент фирмы и будущий супруг — Джефф Безос. Их роман развивался так стремительно, что спустя три месяца свиданий Джефф сделал возлюбленной предложение, а спустя еще три пара поженилась. После свадьбы молодые некоторое время продолжали работать в инвестиционной компании, но вскоре уволились, чтобы Джефф занялся собственным бизнесом.

Маккензи не только поддержала возлюбленного в его стремлении, но также приняла непосредственное участие в составлении бизнес-плана. Она же стала одним из его первых сотрудников — Маккензи вела бухгалтерские дела в стартапе супруга, а также занималась поиском поставщиков. Одним из первых по иронии судьбы стала крупнейшая фирма по продаже книг Barnes & Noble, не разглядевшая тогда в Amazon конкурента — именно компания Безоса впоследствии подкосила книжный ретейл в офлайне. Уже через два года портал Amazon стал одним из самых популярных в мире, а Безос вошел в списки самых богатых людей мира. За время брака Маккензи не забыла и о своей мечте. Ее книга «Испытание Лютера Олбрайта» получила премию American Book Award, а второе произведение — «Ловушки» — стало бестселлером.

В 2019 году после 25 лет брака пара развелась. Однако Безос не забыл, что без Маккензи не было бы и Amazon. По результатам бракоразводного процесса он оставил 25 % принадлежавших ему акций компании —стоимостью около 38,3 млрд долларов. Маккензи, в свою очередь, при разводе оставила мужу свою долю в компании Blue Origin и газете Washington Post. Если бы она тогда решила добиться половины имущества, то лишила бы экс-супруга титула самого богатого человека в мире. Впрочем, она и сама вошла в рейтинг самых богатых женщин. Ее состояние в сентябре 2020 года оценили в 68 млрд долларов. Бывшие супруги остались в хороших отношениях после развода и признались, что, если бы у них была возможность повторить 25 лет брака, они бы это сделали.

2. Робин и Марк Джонс | Goosehead

Робин Джонс не устраивало, что супруг постоянно проводит время в командировках и не уделяет время ей и их шести детям. Чтобы вернуть мужа в семью, она открыла свое дело, и спустя 16 лет существования компании доля супругов, которые в самом начале сводили концы с концами, составила миллиард долларов.

Юные влюбленные Робин и Марк Джонсы из канадского провинциального города Летбридж поженились, едва окончив старшую школу. Пара перебралась в Калгари, где Марк устроился финансовым аналитиком. Четырех детей им приходилось воспитывать на 18 тыс. канадских долларов. В результате Марк принял решение поступить в Гарвардскую школу бизнеса, заняв на обучение деньги. В день, когда у него начались занятия, на свет появился их пятый ребенок. Обучение принесло свои плоды: после выпуска в 1991 году Марк получил работу в международной консалтинговой компании Bain. Однако постоянное отсутствие супруга дома едва не разрушило брак.

В 2002 году Робин начала перепродавать дома, но быстро бросила это занятие, продав всего три объекта. Особенное раздражение у нее вызывали страховые агенты, которые не могли ответить на ее вопросы. Робин решила, что справится с их задачей лучше. Став лицензированным агентом по страхованию, она открыла свое агентство. Это вызвало удивление у близких, ведь на тот момент Марк весьма неплохо зарабатывал. Однако Робин знала, какую цель преследует. Ее идея сработала, семейное дело увлекло супруга. В 2004 году он уволился из Bain и направил свои силы на развитие общей фирмы, которая сейчас называется Goosehead Insurance.

Спустя два года дела компании пошли в гору. Желание сплотить семью сделало Робин Джонс одной из богатейших женщин мира по версии Forbes. Впервые она вошла в рейтинг в 2020 году с состоянием в 1,1 млрд долларов. Сейчас семейство Джонс воспитывает 13 внуков.

3. Пол Грэм и Джессика Ливингстон | Y Combinator

Пол Грэм всегда хотел заниматься инвестициями, денег на реализацию проекта у него было достаточно, но решиться на свое дело он смог только благодаря возлюбленной. Вместе пара создала абсолютно новую модель финансирования стартапов, а Y Combinator стал самым крупным и влиятельным бизнес-инкубатором в мире, благодаря которому появились такие проекты, как Airbnb и Reddit.

Идея пары заняться собственным бизнесом возникла в 2005 году. Джессика и Пол возвращались домой с ужина. Ливингстон жаловалась возлюбленному, что хочет бросить работу в банке и попасть в бостонский венчурный фонд. Тогда Грэм поделился своим мыслями о том, какими должны быть хороший фонд и инвесторы. К тому времени он успел совместно с программистом Робертом Моррисом создать веб-приложение Viaweb и продать его компании Yahoo за 49 млн долларов. После этого идея стать бизнес-ангелом посещала его неоднократно. Но только после той прогулки пара окончательно решилась открыть свою инвестиционную фирму. Спустя несколько дней к ним присоединился и Роберт Моррис.

В самом начале никто, включая основателей, не мог представить, что компанию ждет такой успех. Через Y Combinator прошло более тысячи стартапов, среди которых — Airbnb, Dropbox, Reddit, Twitch и Stripe, суммарная стоимость которых превышает 65 млрд долларов. Количество заявок в компанию измеряется сегодня тысячами.

Ливингстоны оставили проект в 2014-м, когда в их жизни появились двое детей. Пол передал свое место одному из выпускников инкубатора, который на протяжении трех лет был партнером YC, — Сэму Альтману. Однако сотрудники в Y Combinator до сих пор скучают по той атмосфере, которая царила при Грэме. Сам Пол неоднократно признавался, что своему успеху компания обязана исключительно Джессике и ее навыку мгновенно распознавать плохих людей и обманщиков. Он сравнивал ее с «мамой», за которой оставалось последнее слово. По его словам, каждое решение проходило именно через нее — в кого вложиться, что сказать публично, как взаимодействовать с другими компаниями и кого нанимать.

4. Татьяна и Владислав Бакальчуки | Wildberries

Татьяна Бакальчук и ее супруг Владислав избегают частого общения с журналистами, всячески оберегая свою личную жизнь. Интернет-магазин, выручка которого в 2019 году составила почти 117 млрд руб., долгое время был известнее их владельцев.

В 2004 году немецкие бренды Otto и Quelle работали в России через агентов, которые брали предоплату 10 % от стоимости вещей и еще порядка 15 % в качестве вознаграждения. Татьяна Бакальчук, открыв собственный интернет-магазин, решила предложить более выгодные условия: всего 10 % вознаграждения и нулевая предоплата, прием заказов через сайт и доставка в любой город страны. Создание интернет-магазина обошлось в 700 долларов, первые затраты на рекламу составили 2 тыс. руб. в неделю. Коробки с вещами складывались прямо в квартире. Там же первый год располагался и офис с наемными сотрудниками.

Вскоре Владислав познакомился с будущим партнером Сергеем Ануфриевым, они ходили в один тренажерный зал. «Компания Wildberries только начинала развиваться, мы были, как это модно говорить, стартапом», — рассказывает Бакальчук. По его словам, Сергею понравилась концепция Wildberries, и он «начал его развивать». Как именно, Бакальчуки не уточняют, но источник, близкий к компании, сообщает, что это было что-то наподобие венчурных инвестиций: «Бизнес у Бакальчуков очень быстро рос, нужны были офис и склад, а оборотных средств не было». В начале 2005 года арендовали помещение побольше, наняли программистов, операторов кол-центра и курьеров.

Ануфриев взял на себя работу службы безопасности, курьерскую службу и логистику, за Владиславом оставалась стратегия и IT-направление, а Татьяна Бакальчук занималась коммерцией, ассортиментом, переговорами с поставщиками.

В настоящее время сайт Wildberries ежедневно посещают более 3,5 млн человек. За 5 лет, с 2014-го по 2019-й, выручка проекта увеличилась более чем в пять раз — с 23 до 119 млрд руб.

5. Джин Сук и До Вон Чанг | Сеть магазинов одежды Forever 21

Южнокорейские иммигранты Джин Сук и До Вон Чанг прибыли в Лос-Анджелес в 1981 году с одними аттестатами и без гроша за душой. Недостаток средств, знания языка и образования они компенсировали энергичностью и креативностью.

Первое время в Америке До Вон Чанг мыл тарелки в кофейне, работал на бензозаправке и занимался уборкой офисных помещений. В общей сложности его рабочий день длился до 19 часов. А Джин Сук валилась с ног от усталости после бесконечных смен в парикмахерской.

Работая на заправке, Чанг заметил, что самые дорогие машины водят бизнесмены, занятые в индустрии моды. Он устроился в магазин одежды, чтобы узнать больше об этом бизнесе. Через три года в США супруги накопили 11 тыс. долларов и открыли свою собственную торговую точку. Модели, дизайн которых пара разрабатывала самостоятельно, быстро расходились. В первый год продажи компании составили 700 тыс. долларов. Спустя 30 лет сеть магазинов одежды Forever 21 насчитывала 790 магазинов в 49 странах, а состояние супругов оценивалось в 2,6 млрд долларов.

Однако в 2019 году американская сеть магазинов одежды подала заявление о банкротстве. Компания не выдержала конкуренции со стороны сайтов онлайн-торговли — таких как Amazon. Впрочем, в бедности пара не осталась. В феврале 2020 года супруги продали свою компанию за 81 млн долларов группе, включающей в себя Simon Property Group и Brookfield Property.

6. Вадим и Анна Ивановы | Bona Fide

Производитель спортивной одежды, а также аксессуаров и питания Bona Fide стал узнаваемым не только в России, но и за границей. У истоков компании — простая петербургская пара профессионального спортсмена и его девушки.

Блогер и предприниматель Вадим Иванов, известный подписчикам под ником Do4a, занимался спортом с детства: вначале был брейкданс, потом борьба, в которой Вадим смог взять титул КМС. В 23 года он начал заниматься тяжелой атлетикой. Однако разрыв мышцы вынудил его оставить мечты о медалях.

В 2015-м Вадим создал магазин женской одежды для фитнеса Bona Fide, который начинался с единственной пары лосин, которые «не плющат попу», сшитых специально для его жены. Анна выложила фотографию в соцсетях, после чего такие же лосины захотели еще 15–20 человек. Пара поехала в цех и выпустила нужный объем, но вскоре получила новые запросы.

Путь к успеху не был простым, основатели фирмы и креативный отдел методом проб и ошибок пробивали себе путь в беспощадном мире спортивного гламура. После того, как пуш-ап и леггинсы стали трендом, у компании было много провальных и невостребованных моделей. Тогда в ассортименте появились топы, футболки, рашгарды, шорты и много других моделей лосин. Происходило несколько смен формата, продолжался поиск тканей и принтов. Анна поддерживала своего возлюбленного во всем и посвящала рекламе товара большую часть времени.

В результате стартап вырос в три розничных магазина в Петербурге, Москве и Екатеринбурге с собственным производством в Северной столице. По оценке Вадима, годовой оборот его бизнеса сейчас составляет 300–400 млн руб., а в штате работают 150 человек. Производственное оборудование он оценивает в 50 млн руб. Товарный знак, по словам Вадима, стоит трети выручки.

Все складывалось успешно, пока 2 июля 2020 года Вадим не выпустил видео на YouTube о рейдерском захвате компании. В правоохранительных органах изданию «Фонтанка» подтвердили, что Иванов подал два заявления. Материалы передали из 34-го отдела полиции в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД Приморского района.

7. Брайан и Лиза Шугар | Sugar Inc.

Сотрудница рекламного агентства Лиза Шугар обожала сплетни о звездах. Она с жадностью читала сводки с ковровых дорожек, выискивала на сайтах новости о кино и была в курсе всех последних событий. Она развлекалась, составляя для друзей обзоры мероприятий и косметики. Глядя на интерес супруги, ее муж предложил ей начать вести персональный блог, что потом вылилось в прибыльный бизнес.

Свои посты Лиза начала публиковать в 2005 году, которые спустя полгода читали уже миллионы людей. Аудитория так быстро росла, что супругам пришлось вместе уйти с работы, чтобы заниматься развитием сайта. В 2006 году они привлекли 41 млн долларов финансирования от Sequoia Capital и IVP. В результате PopSugar стал одним из самых популярных интернет-ресурсов с 2,5 млрд просмотров в месяц и собственным онлайн-магазином. Они стали так известны, что уже в июле 2006-го производитель модной одежды Banana Republic захотел выкупить все рекламные места на ресурсе.

Супруги грамотно поделили обязанности. Брайан занялся финансовой стороной, Лиза осталась ответственной за контент и пиар. Пара не раз отмечала, что самые «жаркие семейные споры» у них возникают не из-за бизнеса, а по поводу меню на ужин. Что касается бизнеса, супруги доверяют мнению друг друга.

В 2019 году PopSugar за 300 млн долларов приобрела цифровая медиакомпания Group Nine, образованная в результате слияния Thrillist, NowThis, The Dodo и Seeker. Брайан и Лиза присоединились к исполнительной команде Group Nine. Брайан Шугар и Майкл Мориц из Sequoia также вошли в совет директоров Group Nine. В объявлении о приобретении Group Nine тогда заявили, что объединенные организации охватят аудиторию из более чем 200 млн подписчиков в социальных сетях.

8. Джулия и Кевин Хартц | Eventbrite

Джулия начинала свой путь с работы в кофейне, она никогда не стремилась попасть в технологическую отрасль, но Кевин нашел в возлюбленной предпринимательскую жилку, о которой она и сама не догадывалась. Сегодня она возглавляет Eventbrite — глобальную технологическую платформу по продаже билетов, которая обслуживает около миллиона создателей мероприятий в более чем 180 странах.

Джулия и Кевин Хартц познакомились на свадьбе друзей и быстро поняли, что могут стать отличными партнерами как в жизни, так и в бизнесе. Когда они познакомились, Джулия работала телеведущей на FX, а Кевин уже был предпринимателем, который основал сервис денежных переводов Xoom и вложился как инвестор в PayPal, Pinterest и Airbnb.

В итоге организацией собственной свадебной церемонии и созданием своей компании пара занималась одновременно. Позднее Джулия признавалась, что до встречи с мужем она и не подозревала, что у нее есть предпринимательская жилка. Кевин убедил ее променять стабильную работу в большой корпорации на адреналин от собственного дела.

«Кевин сказал мне, что я не должна работать на чужой стартап и зарабатывать меньше, чем я стою. Он сказал, что мне стоит пойти и сделать что-нибудь вместе с ним, пусть это и не принесет нам в итоге денег и мы вложим в это все наши сбережения. Не знаю, почему, я сказала "да"», — рассказывает Джулия.

Пара обручилась в апреле 2005 года, через девять месяцев супруги основали онлайн-площадку для планирования мероприятий, их продвижения и продажи билетов Eventbrite, а еще через пять месяцев они поженились. Первоначально должность CEO досталась Кевину, Джулия стала председателем компании. Однако спустя 13 лет Кевин устал руководить большой компанией и вернулся к инвестированию.

Сегодня Eventbrite имеет годовой объем продаж почти в 300 млн долларов. А Джулия стала одной из немногих женщин, которая провела успешное первичное размещение акций технологического стартапа в 2018 году. Тогда интернет-магазину удалось привлечь 230 млн долларов. Во время дебюта акции компании взлетели на 60 %, а капитализация Eventbrite составила 2,78 млрд долларов.

«Кевин — мой мотиватор. Он мой наставник. Хотя еще где-то по пути я поняла, что он просто чокнутый, потому что считает, что я могу все. Но если у вас есть человек, который постоянно говорит "ты можешь все", то ты начинаешь в это верить», — рассказала в интервью NYtimes Джулия Хартц.

9. Ади Татарко и Алон Коэн | Houzz

Более чем за 10 лет аудитория сервиса по обустройству дома Houzz выросла до 40 млн уникальных посетителей в месяц, привлекла около 2 млн специалистов и оценивается в 4 млрд долларов. Ади Татарко и ее муж Алон Коэн не планировали запускать стартап, но невозможность договориться с архитекторами и дизайнерами во время ремонта собственного дома мотивировала их облегчить этот процесс для всех.

История совместного бизнеса этой пары началась в 2006 году. Ади и Алон купили дом в Пало-Альто и решили заняться его ремонтом. Они начали с подбора красивых фотографий из журналов с идеями для ремонта и дизайна. Но ни груды перелистанных страниц, ни беседы с архитекторами и дизайнерами не помогли воплотить в жизнь их мечту.

«Мечты превратились в кошмар: процесс не приносил удовольствия. Было тяжело передать то, что у нас в голове, архитекторам и подрядчикам, поскольку мы не из этой индустрии, а обычные домовладельцы. В итоге мы наняли людей, которые потратили кучу нашего времени и денег, нам безумно не понравился результат, мы всё разломали и начали сначала — было очень досадно. Мы обсудили это с соседями и поняли, что у них такие же проблемы», — рассказывала позднее Ади.

Так на свет появился их проект — Houzz — место, где можно найти и сохранить красивые фотографии жилых домов, подобрать нужного дизайнера или эксперта по ремонту и даже пообщаться с другими собственниками жилья, также делающими ремонт. Алон создал первый сайт, а Ади искала и приглашала на него домовладельцев, архитекторов и дизайнеров. Сервис быстро стал набирать популярность по всей стране, а затем и за ее пределами.

Вскоре проект превратился в сообщество более чем 40 млн собственников жилья, дизайн-энтузиастов и экспертов. Сейчас сервис позиционируется как место для решения любых вопросов по обустройству дома. Houzz.com монетизируется за счет рекламы, премиум-аккаунтов для профессионалов и комиссии с продаж на торговой площадке. К сервису подключают не только интернет-магазины, но и отдельных дизайнеров.

10. Алиса и Дэвид Шварц | Bio-Rad Laboratories

Компания Bio-Rad, которую запустили супруги Алиса и Дэвид Шварц, известна сегодня во всем мире как крупнейший производитель лабораторного оборудования и реагентов для научных исследований и клинической диагностики. Компания обслуживает более 85 тыс. клиентов по всему миру — больницы, университеты, исследовательские институты и фармацевтические компании. Кто бы мог подумать, что выпускники-биохимики создадут пионера в этой области всего за 720 долларов.

Bio-Rad Laboratories появилась в 1952 году в Западном Беркли. Пара вовсе не планировала запускать компанию. Выпускники Государственного исследовательского университета в Беркли шутили с друзьями о научных продуктах, которых не было на рынке, и кто-то сказал о выращенном для исследований вирусе мозаичной болезни табака. И тогда Дэвид сказал: «Ну и дела, а это интересная идея». В том же году вместе с женой они основали Bio-Rad. Вирус, который используется в исследованиях, было трудно достать, поэтому возможность приобрести его в готовом виде сэкономило ученым ценное время. Первоначальные затраты обошлись в 720 долларов. Позднее Bio-Rad серьезно расширила свой ассортимент, у них появились наборы для клинической диагностики выявления многих заболеваний, в том числе коронавируса. Одним их самых больших проектов стал тест на коровье бешенство.

«Нас двигала вперед идея интересной технологии. Мы искали на дне бутылке что-то, что люди могли бы использовать для упрощения своих экспериментов», — рассказывал позднее Дэвид.

Дэвид был исследователем и директором компании, а также членом правления. Алиса стала финансовым директором. Свою жену Дэвид всегда описывал как «очень хорошо осведомленную», «очень хорошо владеющую числами» и «очень-очень умную».

В одном из интервью Дэвид сказал, что, в отличие от сегодняшних быстрорастущих стартапов, Bio-Rad никогда не торопилась с запуском. «Нам потребовалось почти 15 лет, чтобы достичь продаж в миллион долларов», — сказал он.

В 1966 году они достигли отметки в миллион долларов. После этого компания стала публичной, продав первоначально 40 тыс. акций по 3,50 доллара за штуку. На Американской фондовой бирже ее зарегистрировали в 1980 году, на Нью-Йоркской — в 1998-м. Сейчас компания имеет в обращении около 25 млн акций, стоимость одной составляет 287 долларов. Всего в Bio-Rad работают более восьми тысяч сотрудников. В 2019 году рыночную стоимость компании оценивали в 8,5 млрд долларов.

Дэвид Шварц руководил Bio-Rad до 2003 года, после чего передал пост президента и главного исполнительного директора своему сыну Норману Шварцу. Сам Дэвид оставался предправления до самой смерти в 2012 году. Алиса осталась основным акционером компании и входит в совет директоров.