От винта
Уже почти год, как первым лицом торгового дома «Перекресток» стал Лев Хасис. После его утверждения на посту председателя совета директоров начались активные преобразования. Главные достижения компании за это время – продажа 7,7% акций инвестиционному фонду Templeton и ускорение темпов развития сети.
О Льве Хасисе на розничном рынке заговорили лишь два года назад, когда он купил крупный пакет акций ЦУМа. На самом деле бизнесмен активно интересовался столичным ритейлом с 1999 года – именно тогда он переехал из Самары в Москву и вошел в совет директоров «Перекрестка». В деловых кругах Хасис был известен и раньше благодаря своей бурной деятельности в родном городе. Там он неоднократно проявлял себя как менеджер, способный решать проблемы любой степени сложности.
Первым делом – самолеты
Выпускник Самарского авиационного института Лев Хасис предполагал, что профильное образование окажется невостребованным, поэтому решил заняться торговлей. Фирма «Самарский торговый дом» возникла на волне кооперативного движения и быстро набрала вес. Обслуживалась она в АвтоВАЗбанке, поэтому звонок его президента Петра Нахмановича в марте 1993 года не удивил молодого предпринимателя.
У банка тогда возникли серьезные проблемы – глава самарского филиала, все его замы и бухгалтеры написали заявления об увольнении. Команда почти в полном составе переходила в конкурирующее учреждение. В центральном офисе запаниковали – филиал мог лишиться всех клиентов. «Нахманович сказал, что знает только одного человека в Самаре, который в состоянии помочь ему в этой ситуации, – вспоминает Хасис. – Надо было возглавить филиал и не допустить глобальных убытков. Я принял предложение – было интересно попробовать себя в кризисной ситуации. На следующий день я уже контролировал деятельность филиала. За два года моего руководства бизнес вырос, мы открыли еще четыре отделения в области». Параллельно Хасис начал изучать банковское дело в теории – поступил в Финансовую академию.
Антикризисное управление захватило амбициозного и предприимчивого бизнесмена. Во всяком случае, в 1994 году он принял предложение стать арбитражным управляющим на заводе «Авиакор». Производитель самолетов находился в патовой ситуации. После прекращения бюджетного финансирования спрос на авиатехнику в стране упал. Завод же по инерции продолжал работать, закупать комплектующие, брать кредиты на производство, кредиты на погашение кредитов и т.д. В итоге к середине 1994-го сумма долгов превысила $80 млн, зарплата сотрудникам не выплачивалась в течение 13 месяцев. Банки подали на «Авиакор» в суд, и на заводе было введено внешнее управление. «Передо мной была поставлена задача не банкротить предприятие, а восстановить его платежеспособность. Что и было сделано, – говорит Хасис. – В 1996 году суд прекратил дело о банкротстве «Авиакора». Чтобы вывести предприятие из кризиса, мы искали новые каналы сбыта. В стране не было свободных денежных средств для кредитования тех, кому нужны самолеты, поэтому пришлось придумывать различные схемы реализации – по бартеру, на экспорт».
Под управлением Хасиса завод действительно освоил новые рынки. На «Авиакоре» начали ремонтировать ранее выпущенную технику (раньше этим занимались исключительно ремонтные заводы). Совместно с АНТК им. А.Н. Туполева была доработана VIP-версия Ту-154 для перевозки высокопоставленных чиновников и других VIP-пассажиров. Предприятие начало участвовать в программе создания военно-транспортного самолета Ан-70 – благодаря энергии и связям Хасиса завод включили в межгосударственное соглашение по созданию этого самолета. (Правда, первое неудачное испытание отбросило программу назад, и судьба Ан-70 до сих пор не определена.) Началась подготовка производства небольших пассажирских самолетов Ан-140 – для местных авиалиний. Сейчас эта машина выпускается серийно на Украине и по лицензии в Иране. Когда в 1999 году Хасис уходил с «Авиакора», Ан-140 находился, по его словам, в стадии 11-месячной готовности.
Чем больше создавалось новых программ, тем больше денег требовалось «Авиакору» на развитие. «Нужны были десятки, сотни миллионов долларов. Я в то время никаких ФПГ не представлял, но отчетливо понимал, что только они могут поднять завод. Моя задача состояла в том, чтобы привлечь внимание крупного бизнеса к «Авиакору», и я сделал все от меня зависящее», – вспоминает предприниматель.
Он нашел для «Авиакора» стратегического инвестора в лице «Сибирского алюминия», который изъявил желание вложить в программу развития завода не менее $40 млн. Предполагалось, что Хасис займет должность вице-президента «Сибала» и будет курировать всю авиационную программу компании (не только деятельность «Авиакора», но и производство специальных сплавов и полуфабрикатов для авиационной промышленности). Однако корпоративная культура «Сибала» не предусматривала необходимой предпринимателю свободы действий, и он мирно расстался с его главой Олегом Дерипаской, так и не вступив в должность. Сейчас на «Авикоре» сменился четвертый директор, и дела на предприятии идут далеко не блестяще.
Управляя заводом, Лев Хасис одновременно осуществил в Самаре еще один крупный проект – создал филиал Альфа-банка. С хозяином «Альфы» Михаилом Фридманом он был знаком лично – авиапредприятие было клиентом банка, они активно сотрудничали в рамках программы экспорта самолетов в счет государственных долгов (банк осуществлял предэкспортное финансирование). В 1996 году, когда Фридман попросил помочь ему открыть самарский филиал, Хасис стал по совместительству вице-президентом Альфа-банка. В начале 1999 года, покинув «Авиакор» и закончив работы по открытию банковского филиала, он решил переехать в Москву – к тому времени Хасис женился на дочери известного адвоката Михаила Барщевского, а она перебираться в Самару не хотела.
Акула ритейла
Сферу московских интересов предпринимателя определил приятельский совет Фридмана – приглядеться к розничной торговле, которую, по мнению олигарха, ожидало бурное развитие. Тогда же, в 1999 году, Лев Хасис стал членом совета директоров «Перекрестка» и начал скупать акции ЦУМа. «Это был частный проект, я собрал пул инвесторов, и мы выкупили контрольный пакет универмага, – вспоминает он. – Мы решили сделать из него нечто большее, чем просто центральный универмаг».
Ему удалось договориться с правительством Москвы о проекте расширения ЦУМа, в плане значилось строительство второго здания универмага в центре города. Была разработана и концепция преобразования ЦУМа в departmentstore. После появления новых инвесторов прибыль ЦУМа увеличилась вдвое, выросли и котировки акций. Но в 2002 году Хасис и его партнеры продали контрольный пакет ЦУМа компании Mercury, специализирующейся на торговле товарами класса люкс.
По словам Хасиса, он не готовил ЦУМ к продаже. Решение возникло спонтанно после предложения Mercury. Впрочем, он не исключает, что интерес у потенциальных инвесторов мог возникнуть и в результате бурной деятельности, развернутой новой командой управленцев. «У меня нет сомнений в том, что Mercury реализует все намеченное. Просто такие проекты делаются постепенно, и в ближайшие месяцы вряд ли будут заметны серьезные изменения, может быть к концу года это станет яснее, – говорит предприниматель. – Мы, правда, предполагали создать более демократичный departmentstore, а Mercury будет делать «люксовый» магазин – такова специфика их бизнеса». До июня этого года Хасис по просьбе владельцев Mercury останется на посту председателя совета директоров ЦУМа. Однако после сделки с Mercury он стал уделять больше внимания «Перекрестку».
В течение последнего года компания вела себя гораздо активнее, чем раньше. Отчасти это обусловлено ростом рыночной конкуренции. Отчасти – появлением Хасиса в кресле председателя совета директоров. «Перекресток» приступил к осуществлению анонсированных еще два года назад планов региональной экспансии. Открылся первый магазин сети в Питере. «В планах на этот год открытие еще двух магазинов в северной столице, – говорит заместитель генерального директора ТД «Перекресток» Андрей Рыбаков. – Средний чек там примерно на 25% дешевле, чем в аналогичном супермаркете в Москве, поэтому мы откорректировали цены, ассортимент, а также делегировали филиалу больше полномочий». На базе питерского магазина компания хочет отработать систему взаимоотношений с центральным офисом: в течение года «Перекресток» собирается открыть Приволжский и Южный филиалы. Летом начнет работать первый гипермаркет в Самаре. Завершить формирование региональной сети компания планирует к 2007 году. По мнению Алексея Мауергауза, председателя совета директоров сети «Патэрсон», появление иностранного акционера в лице инвестиционного фонда Templeton может позволить «Перекрестку» развиваться другими темпами.
После продажи акций иностранцам (за 7,7% было получено чуть меньше $20 млн) «Перекресток» объявил о планах по подготовке к IPO через два-три года. По словам гендиректора сети Александра Косьяненко, до 2007 года компания планирует достичь оборота $900 млн. Параллельно меняется политика в отношении недвижимости. До кризиса все помещения были собственностью «Перекрестка», затем компания начала брать магазины в аренду. Сейчас сеть вновь увеличивает количество объектов, находящихся в собственности. Например, выкуплено помещение в ТЦ «Квадро» на пересечении Рублевского шоссе и Кутузовского проспекта, площади на Рязанском проспекте и в Химках. Летом начнет работать второй московский гипермаркет «Перекресток». В планах компании на 2003 год открытие в Москве десяти «магазинов у дома» (небольшие торговые помещения, минимальный ассортимент), восьми супермаркетов и гипермаркета в Химках.
В мае подписан и договор об эксклюзивном партнерстве со службой доставки «Служба 77» – ранее заявлялось о ее покупке, но планы были пересмотрены. В результате «Служба 77» нашла другого стратегического инвестора, а с «Перекрестком» заключила договор о реализации продуктов сети. Сделка совершена при непосредственном контроле Льва Хасиса.
Вблизи Кремля
«Перекресток» в ноябре прошлого года объявил о покупке акций ГУМа. На недавнем собрании акционеров в совет директоров компании вошли топ-менеджеры «Перекрестка» – Лев Хасис, Александр Косьяненко, Андрей Рыбаков. Впрочем, аналитики склонны считать, что ГУМ (как и ЦУМ) скорее личный проект Льва Хасиса.
Сам предприниматель объясняет покупку ГУМа так: «Сначала мы предполагали за счет синергии увеличить возможности обоих ритейлеров, но потом отказались от этой идеи. Все-таки активы слишком разные. Поэтому «Перекресток» вышел из состава акционеров ГУМа. Сейчас пакет акций принадлежит компаниям, связанным с «Альфа-групп».
Пока сложно говорить о том, какие изменения в ГУМе связаны с реализацией планов прежней команды, а какие – с появлением столь успешного менеджера, как Хасис. «Все происходящее в универмаге сейчас – и открытие кинотеатра, и расширение торговых площадей – начиналось при нашем непосредственном участии, – отмечает предприниматель. – Тактика уже ясна – снижать издержки, не допускать падения прибыли в связи с усилением конкуренции. Со стратегией мы пока не определились до конца, есть некоторые идеи, и они прорабатываются».
В то же время аналитик BrunswickUBSWarburg Владимир Савов считает, что пока приход Хасиса не внес ничего нового в политику развития ГУМа, выработанную прежним руководством. «Единственное изменение – решение не выплачивать в этом году дивиденды из-за реконструкции магазина. Это несколько странно, поскольку реконструкция шла и раньше, но дивиденды стабильно выплачивались», – отмечает Савов.
Вероятно, о результатах непосредственной деятельности в ГУМе Льва Хасиса можно будет говорить не ранее, чем года через два-три. Пока же остается констатировать, что, несмотря на высокие посты в крупнейших торговых предприятиях города, Хасис остается «темной лошадкой» для большинства конкурентов и аналитиков.
Еще по теме









