Top.Mail.Ru
архив

Падение дома Вулвортов

Для Великобритании династия американских миллиардеров Вулвортов – то же, что Рокфеллеры для Америки. А созданная Фрэнком Вулвортом сеть недорогих магазинов Woolworths, или, как их коротко называли, Woolies, была иконой для нескольких поколений британцев. Именно была.

До столетнего юбилея Woolworths Group PLC, первый магазин которой Фрэнк Вулворт открыл на Церковной улице в Ливерпуле 5 ноября 1909 года, недотянула совсем немного. В последних числах ноября 2008-го во всех, кроме одного, подразделениях Woolworths Group PLC было введено внешнее управление. В офисы председателя правления Ричарда Норта, гендиректора Стива Джонсона и других топ-менеджеров в штаб-квартире компании нагрянули около ста сотрудников аудиторской фирмы Deloitte, которые начали готовить продажу Woolworths. Поначалу – всей целиком (более 800 торговых точек, 4 дистрибьюторских центра), а потом уже и по частям.
В какой-то момент речь шла даже о том, чтобы продать Woolworths Group PLC за 1 фунт стерлингов. Уж слишком много у ритейлера накопилось долгов: 286 млн фунтов, не выплаченных кредиторам, 58,2 млн фунтов задолженности перед пенсионным фондом компании и 160 млн фунтов, так и не попавшие на счета арендодателей.
Кстати, этот вариант был первым и казался самым перспективным. Покупателем должна была выступить американская группа Hilco. Правда, цена в 1 фунт простояла всего неделю, а потом американцам пришлось позаботиться о повышении привлекательности своего предложения. Они прибавили к заявке 35 млн фунтов. При этом Woolworths Group PLC должна была сохранить две свои «дочки» – Entertainment UK и 2 Entertain.
Сразу после того, как новость о предложении Hilco стала всеобщим достоянием, акции Woolworths Group PLC обвалились ​‌поч​­ти на 40%, до 2,35 пенсов. Ведь все понимали, что американцам нет никакого дела до того, что Woolies знают все британцы от мала до велика, что эти магазины стали не просто символом страны, а едва ли не частью британского национального самосознания. Всем было ясно, что бизнесмены из-за океана первым делом закроют убыточные торговые точки, которых не меньше половины, а остальные, скорее всего, распродадут конкурентам Woolworths Group PLC.
И сделка сорвалась-таки. Против соглашения с Hilco высказались кредиторы Woolworths Group PLC – восемь британских банков и две американские группы – ADM и DK Partners. Потом была еще череда претендентов на Woolworths Group PLC, но ни с одним из них не удалось договориться о главном – о цене. Камнем преткновения стал как раз вопрос о продаже целиком или по частям, поскольку не все Woolies представляли собой в равной степени ценные активы. В итоге 51 магазин купила Iceland Foods Ltd (сумма сделки не разглашается). Остальные были закрыты, а их сотрудники уволены.
Отдельная история с брендом Woolworths: его приобрел крупнейший британский онлайн-магазин Shop Direct, который намерен летом запустить торговый сайт www.woolworth.co.uk.

Что случилось?
Пик популярности Woolworths пришелся на 60-е годы прошлого века, когда количество ее британских магазинов перевалило за тысячу. Потом были финансовые затруднения семидесятых, а в 1982-м американские владельцы – Вулворты – продали British Woolworths, как тогда называлась компания, сети Paternoster Stores, позже ставшей Kingfisher Group. В 1990-е Kingfisher решила открыть магазины Woolies и в сельской местности. Это была ошибка, которая тоже стала одной из причин трудностей в дальнейшем.
Отделившись в 2001-м от Kingfisher и став Woolworths Group PLC, компания летом того же года продала помещения магазинов занимающимся недвижимостью крупным бизнесменам Яну и Ричарду Ливингстонам, а полученные от нее 614 млн фунтов... просто раздала акционерам. Трудно сказать, чем руководствовался тот состав совета директоров, но однократные выплаты испарились, а вот все возраставшая арендная плата, которую с тех пор пришлось платить торговым точкам сети, оказалась для Woolworths Group PLC неподъемной ношей. Достаточно сказать, что на нее уходил каждый десятый заработанный доллар.
Сыграл свою роль и консерватизм мышления, например, нежелание отказаться от явно устаревшей бизнес-модели. В то время как практически все конкуренты отошли от низкодоходной торговли музыкальными пластинками, кассетами и дисками, Woolworths упрямо продолжала за нее цепляться, несмотря на то, что супермаркеты продавали CD и DVD по минимальным ценам, с которыми в Woolworths явно соперничать не могли.
По словам Ричарда Норта, магазины компании каждую неделю до самого конца 2008 года посещали 4 млн человек. Это нисколько не удивляет, потому что традиционно пик покупок приходится на сезон рождественских и новогодних распродаж. Чтобы привлечь покупателей, в Woolworths еще больше снизили цены – в среднем на 50% и в ожидании наплыва посетителей даже наняли дополнительных сотрудников. 5 декабря 2008 года, первый день распродаж, оправдал самые радужные ожидания. Выручка подскочила до 27 млн фунтов, что почти втрое больше, чем в первый день рождественской распродажи в 2007 году (10,2 млн фунтов). Годовой оборот Woolworths оценивался примерно в 3 млрд фунтов, до банкротства компания лидировала по продажам сладостей и входила в первую пятерку по продажам игрушек, детской одежды и товаров для дома.
Фактически дела в Woolworths Group PLC шли из рук вон плохо с января 2007 года, однако по-настоящему серьезные неприятности начались на фоне кредитного кризиса. Весной Норт пригласил нового генерального директора – Стива Джонсона, до этого возглавлявшего сеть Woolworths Group PLC. Джонсон приступил к работе в сентябре, и уже через неделю ему пришлось объявить, что из-за убытков (за первую половину 2008 года они составили почти 100 млн фунтов) компания резко уменьшает дивиденды. Еще через неделю было озвучено, что в рамках реструктуризации из фирмы уходят шесть директоров. Впрочем, это уже ничего не решало. Многие откровенно жалели Стива Джонсона, считая, что ему досталась архисложная задача – спасать корабль, получивший пробоины и идущий на дно.
К середине ноября цена акций Woolworths Group PLC опустилась ниже 2 пенсов. В последний день осени, после падения котировок до 1,25 пенса, торги ими были остановлены. При такой стоимости бумаг капитализация компании лишь чуть превышала 21 млн фунтов. Между тем в апреле 2005 года акции Woolworths Group PLC шли по 55 пенсов.
Положение усугубляли страховщики, которые стали отказываться предоставлять гарантии по платежам Woolworths, из-за чего поставщики начали требовать предоплату, а свободных наличных средств в нужных объемах и уж тем более до реализации у компании не оказалось. Кроме того, Woolworths Group PLC со всех сторон теснили крупные супермаркеты, интернет-ритейлеры и специализированные торговые сети, которые активно снижали цены и переманивали клиентов. В последнюю неделю ноября 2008 года совет директоров Woolworths Group PLC объявил, что компания не может выплачивать проценты по кредитам, после чего и было введено внешнее управление и инициирована продажа компании.
Остается только добавить, что в США последние 400 магазинов компании закрылись еще в 1997 году, не выдержав конкуренции со специализированными торговыми точками. Woolworth сконцентрировалась на выпуске спортивной обуви и даже сменила название на Foot Locker.

Five-and-dime
Создателем империи считается Фрэнк Уинфилд Вулворт, история успеха которого похожа на десятки других. Родился в 1852 году в фермерской семье. В 1873 году, стремясь выбиться в люди, поднявшись на ступеньку выше, он устроился в лавку галантерейщика. Первые три месяца будущий миллиардер работал бесплатно. «С какой стати я буду тебе платить за то, что я же обучаю тебя бизнесу?» – задал резонный вопрос хозяин.
В той лавке Фрэнк Вулворт проработал 6 лет, а потом занял $300 и в феврале 1879 года открыл на них в Утике (штат Нью-Йорк, США) магазинчик, где все стоило 5 центов – эту идею он подсмотрел на прежнем месте работы, где таким образом сбывались нераспроданные остатки. Первый блин вышел комом, и через три недели магазин пришлось закрыть.
Еще одну попытку, на этот раз удачную, Фрэнк Вулворт предпринял в апреле того же года в Ланкастере (штат Пенсильвания, США). Второй магазин отличался от первого тем, что в нем были и товары, стоившие 10 центов. Другим новшеством было то, что покупатели сами выбирали товары, а не давали список стоящему за прилавком продавцу и ждали, когда тот все принесет.
Дела шли хорошо. Вскоре Фрэнк с братом Чарльзом открыл второй магазин, получивший название five-and-dime – магазин, где все стоит 5 или 10 центов. В зарегистрированную в 1911 году компанию F. W. Woolworth & Co. Ltd. входило уже 586 торговых точек five-and-dime. Через два года Вулворт увековечил свое имя, за $13,5 млн построив в Нью-Йорке Woolworth Building высотой 241,4 м. Этот небоскреб считался самым высоким зданием планеты до 1930 года, когда с  пьедестала его вытеснил билдинг Chrysler.
В 1916 году Фрэнк Вулворт выстроил на Лонг-Айленде громадный 56-комнатный особняк Winfield Hall, для содержания которого требовалась целая армия слуг. Одних садовников, работавших полный рабочий день, в поместье было 70 человек. Дизайн и отделка дома выдавали увлечение хозяина Древним Египтом, Наполеоном и спиритизмом. Денег на строительство он не жалел. Одна, к примеру, лестница из розового мрамора обошлась в $2 млн.
Фрэнк Вулворт скончался 8 апреля 1919 года, не дожив пяти дней до 67-го дня рождения. К моменту его смерти F.W. Woolworth Company владела уже более чем тысячей магазинов в США и других странах и имела оборот в $65 млн. Фрэнк не успел подписать и заверить новое завещание, поэтому его состояние, составлявшее, по нынешнему курсу, около $2 млрд, перешло сначала жене, а после ее смерти в том же году – дочерям.

Из князей в грязь
На этом месте история клана Вулвортов перестает совпадать с хрестоматийными сюжетами. Если Фрэнк Вулворт работал без праздников и выходных, то от его потомков этого было не дождаться. Имена представителей второго и третьего поколений Вулвортов ассоциируются с развратом, наркотиками и безграничным расточительством.
В отличие от тех же Рокфеллеров или Ротшильдов, Вулворты так и не поняли, что делать с деньгами, и потому делали с ними то, что у них получалось лучше всего – безудержно тратили по принципу «после нас хоть потоп».
Чудили и дочери Фрэнка – Хелена, Эдна и Джесси, но больше всего запомнились современникам представители третьего поколения Вулвортов: Джимми Донахью, сын Джесси, и Барбара Хаттон, дочь Эдны. Самый громкий скандал, связанный с именем Джимми Донахью, – его роман с Уоллис, герцогиней Виндзорской, женой экс-короля Великобритании Эдуарда VIII, отрекшегося из-за брака с ней от престола. Остаток своих дней плейбой, едва не отбивший у бывшего монарха жену, провел в пьяном угаре.
Двоюродную сестру Джимми, Барбару Хаттон, в Америке называли «бедной маленькой богатой девочкой», потому что в семь лет, после самоубийства матери, она унаследовала треть миллиарда долларов. Больше всего Барбара жалела о своем «низком» происхождении. Не удивительно, что среди мужей, которых у нее было семеро, оказались два князя, один граф и один барон. Еще одному княжеский титул купила она сама. Тоску женщина глушила алкоголем и наркотиками. Скончалась внучка Фрэнка Вулворта в 1979 году, имея не более $4000.
Последняя представительница некогда богатейшей семьи – Мэри Вулворт-Донахью, тоже, кстати, бывшая алкоголичка, живет на иждивении у друзей в заштатном городке в Иллинойсе без цента за душой.