Падение дома Вулвортов
До столетнего юбилея Woolworths Group PLC, первый магазин которой Фрэнк Вулворт открыл на Церковной улице в Ливерпуле 5 ноября 1909 года, недотянула совсем немного. В последних числах ноября 2008-го во всех, кроме одного, подразделениях Woolworths Group PLC было введено внешнее управление. В офисы председателя правления Ричарда Норта, гендиректора Стива Джонсона и других топ-менеджеров в штаб-квартире компании нагрянули около ста сотрудников аудиторской фирмы Deloitte, которые начали готовить продажу Woolworths. Поначалу – всей целиком (более 800 торговых точек, 4 дистрибьюторских центра), а потом уже и по частям.
В какой-то момент речь шла даже о том, чтобы продать Woolworths Group PLC за 1 фунт стерлингов. Уж слишком много у ритейлера накопилось долгов: 286 млн фунтов, не выплаченных кредиторам, 58,2 млн фунтов задолженности перед пенсионным фондом компании и 160 млн фунтов, так и не попавшие на счета арендодателей.
Кстати, этот вариант был первым и казался самым перспективным. Покупателем должна была выступить американская группа Hilco. Правда, цена в 1 фунт простояла всего неделю, а потом американцам пришлось позаботиться о повышении привлекательности своего предложения. Они прибавили к заявке 35 млн фунтов. При этом Woolworths Group PLC должна была сохранить две свои «дочки» – Entertainment UK и 2 Entertain.
Сразу после того, как новость о предложении Hilco стала всеобщим достоянием, акции Woolworths Group PLC обвалились почти на 40%, до 2,35 пенсов. Ведь все понимали, что американцам нет никакого дела до того, что Woolies знают все британцы от мала до велика, что эти магазины стали не просто символом страны, а едва ли не частью британского национального самосознания. Всем было ясно, что бизнесмены из-за океана первым делом закроют убыточные торговые точки, которых не меньше половины, а остальные, скорее всего, распродадут конкурентам Woolworths Group PLC.
И сделка сорвалась-таки. Против соглашения с Hilco высказались кредиторы Woolworths Group PLC – восемь британских банков и две американские группы – ADM и DK Partners. Потом была еще череда претендентов на Woolworths Group PLC, но ни с одним из них не удалось договориться о главном – о цене. Камнем преткновения стал как раз вопрос о продаже целиком или по частям, поскольку не все Woolies представляли собой в равной степени ценные активы. В итоге 51 магазин купила Iceland Foods Ltd (сумма сделки не разглашается). Остальные были закрыты, а их сотрудники уволены.
Отдельная история с брендом Woolworths: его приобрел крупнейший британский онлайн-магазин Shop Direct, который намерен летом запустить торговый сайт www.woolworth.co.uk.
Что случилось?
Пик популярности Woolworths пришелся на 60-е годы прошлого века, когда количество ее британских магазинов перевалило за тысячу. Потом были финансовые затруднения семидесятых, а в 1982-м американские владельцы – Вулворты – продали British Woolworths, как тогда называлась компания, сети Paternoster Stores, позже ставшей Kingfisher Group. В 1990-е Kingfisher решила открыть магазины Woolies и в сельской местности. Это была ошибка, которая тоже стала одной из причин трудностей в дальнейшем.
Отделившись в 2001-м от Kingfisher и став Woolworths Group PLC, компания летом того же года продала помещения магазинов занимающимся недвижимостью крупным бизнесменам Яну и Ричарду Ливингстонам, а полученные от нее 614 млн фунтов... просто раздала акционерам. Трудно сказать, чем руководствовался тот состав совета директоров, но однократные выплаты испарились, а вот все возраставшая арендная плата, которую с тех пор пришлось платить торговым точкам сети, оказалась для Woolworths Group PLC неподъемной ношей. Достаточно сказать, что на нее уходил каждый десятый заработанный доллар.
Сыграл свою роль и консерватизм мышления, например, нежелание отказаться от явно устаревшей бизнес-модели. В то время как практически все конкуренты отошли от низкодоходной торговли музыкальными пластинками, кассетами и дисками, Woolworths упрямо продолжала за нее цепляться, несмотря на то, что супермаркеты продавали CD и DVD по минимальным ценам, с которыми в Woolworths явно соперничать не могли.
По словам Ричарда Норта, магазины компании каждую неделю до самого конца 2008 года посещали 4 млн человек. Это нисколько не удивляет, потому что традиционно пик покупок приходится на сезон рождественских и новогодних распродаж. Чтобы привлечь покупателей, в Woolworths еще больше снизили цены – в среднем на 50% и в ожидании наплыва посетителей даже наняли дополнительных сотрудников. 5 декабря 2008 года, первый день распродаж, оправдал самые радужные ожидания. Выручка подскочила до 27 млн фунтов, что почти втрое больше, чем в первый день рождественской распродажи в 2007 году (10,2 млн фунтов). Годовой оборот Woolworths оценивался примерно в 3 млрд фунтов, до банкротства компания лидировала по продажам сладостей и входила в первую пятерку по продажам игрушек, детской одежды и товаров для дома.
Фактически дела в Woolworths Group PLC шли из рук вон плохо с января 2007 года, однако по-настоящему серьезные неприятности начались на фоне кредитного кризиса. Весной Норт пригласил нового генерального директора – Стива Джонсона, до этого возглавлявшего сеть Woolworths Group PLC. Джонсон приступил к работе в сентябре, и уже через неделю ему пришлось объявить, что из-за убытков (за первую половину 2008 года они составили почти 100 млн фунтов) компания резко уменьшает дивиденды. Еще через неделю было озвучено, что в рамках реструктуризации из фирмы уходят шесть директоров. Впрочем, это уже ничего не решало. Многие откровенно жалели Стива Джонсона, считая, что ему досталась архисложная задача – спасать корабль, получивший пробоины и идущий на дно.
К середине ноября цена акций Woolworths Group PLC опустилась ниже 2 пенсов. В последний день осени, после падения котировок до 1,25 пенса, торги ими были остановлены. При такой стоимости бумаг капитализация компании лишь чуть превышала 21 млн фунтов. Между тем в апреле 2005 года акции Woolworths Group PLC шли по 55 пенсов.
Положение усугубляли страховщики, которые стали отказываться предоставлять гарантии по платежам Woolworths, из-за чего поставщики начали требовать предоплату, а свободных наличных средств в нужных объемах и уж тем более до реализации у компании не оказалось. Кроме того, Woolworths Group PLC со всех сторон теснили крупные супермаркеты, интернет-ритейлеры и специализированные торговые сети, которые активно снижали цены и переманивали клиентов. В последнюю неделю ноября 2008 года совет директоров Woolworths Group PLC объявил, что компания не может выплачивать проценты по кредитам, после чего и было введено внешнее управление и инициирована продажа компании.
Остается только добавить, что в США последние 400 магазинов компании закрылись еще в 1997 году, не выдержав конкуренции со специализированными торговыми точками. Woolworth сконцентрировалась на выпуске спортивной обуви и даже сменила название на Foot Locker.
Five-and-dime
Создателем империи считается Фрэнк Уинфилд Вулворт, история успеха которого похожа на десятки других. Родился в 1852 году в фермерской семье. В 1873 году, стремясь выбиться в люди, поднявшись на ступеньку выше, он устроился в лавку галантерейщика. Первые три месяца будущий миллиардер работал бесплатно. «С какой стати я буду тебе платить за то, что я же обучаю тебя бизнесу?» – задал резонный вопрос хозяин.
В той лавке Фрэнк Вулворт проработал 6 лет, а потом занял $300 и в феврале 1879 года открыл на них в Утике (штат Нью-Йорк, США) магазинчик, где все стоило 5 центов – эту идею он подсмотрел на прежнем месте работы, где таким образом сбывались нераспроданные остатки. Первый блин вышел комом, и через три недели магазин пришлось закрыть.
Еще одну попытку, на этот раз удачную, Фрэнк Вулворт предпринял в апреле того же года в Ланкастере (штат Пенсильвания, США). Второй магазин отличался от первого тем, что в нем были и товары, стоившие 10 центов. Другим новшеством было то, что покупатели сами выбирали товары, а не давали список стоящему за прилавком продавцу и ждали, когда тот все принесет.
Дела шли хорошо. Вскоре Фрэнк с братом Чарльзом открыл второй магазин, получивший название five-and-dime – магазин, где все стоит 5 или 10 центов. В зарегистрированную в 1911 году компанию F. W. Woolworth & Co. Ltd. входило уже 586 торговых точек five-and-dime. Через два года Вулворт увековечил свое имя, за $13,5 млн построив в Нью-Йорке Woolworth Building высотой 241,4 м. Этот небоскреб считался самым высоким зданием планеты до 1930 года, когда с пьедестала его вытеснил билдинг Chrysler.
В 1916 году Фрэнк Вулворт выстроил на Лонг-Айленде громадный 56-комнатный особняк Winfield Hall, для содержания которого требовалась целая армия слуг. Одних садовников, работавших полный рабочий день, в поместье было 70 человек. Дизайн и отделка дома выдавали увлечение хозяина Древним Египтом, Наполеоном и спиритизмом. Денег на строительство он не жалел. Одна, к примеру, лестница из розового мрамора обошлась в $2 млн.
Фрэнк Вулворт скончался 8 апреля 1919 года, не дожив пяти дней до 67-го дня рождения. К моменту его смерти F.W. Woolworth Company владела уже более чем тысячей магазинов в США и других странах и имела оборот в $65 млн. Фрэнк не успел подписать и заверить новое завещание, поэтому его состояние, составлявшее, по нынешнему курсу, около $2 млрд, перешло сначала жене, а после ее смерти в том же году – дочерям.
Из князей в грязь
На этом месте история клана Вулвортов перестает совпадать с хрестоматийными сюжетами. Если Фрэнк Вулворт работал без праздников и выходных, то от его потомков этого было не дождаться. Имена представителей второго и третьего поколений Вулвортов ассоциируются с развратом, наркотиками и безграничным расточительством.
Еще по теме
Директор компании «Вымпелком» по развитию широкополосного доступа в Интернет Александр Малис об одном своем рабочем дне