Top.Mail.Ru
архив

Пассивная борьба

Есть нехорошее предчувствие того, что выборы в Московскую городскую Думу могут не стать по-настоящему содержательными и соревновательными. Но к этому печальному обстоятельству ныне не причастны ни "вертикаль" Кремля, ни политически ослабленный накануне своего ухода из власти Лужков. И что за таинственная Далила лишила московских кандидатов в депутаты жизненной силы полемики и пиара?

Самые запущенные недуги Москвы - бюрократизм, монополизм, их сращение и слияние - не секрет. Но термины эти слишком сложны для предвыборных технологий. А всем понятное обличение коррупции - оружие обоюдоострое, чтобы им широко пользоваться.

Впрочем, "низких истин" - частных, конкретных, осязаемых проблем - в Москве хоть пруд пруди. В пробках и переполненном транспорте столичный житель подобен обитателю речного захолустья, где добраться куда-либо можно только на пароме, в определенный неудобный час. И в стенах своего дома москвич, словно его далекий предок, уязвим перед лицом анонимных и безжалостных стихий. Чудовищный монстр "уплотнительной застройки" всегда рядом и никогда не дремлет.

Но житель столицы энергичен сам, и он привык понимать трудности роста. Людей много, всем надо на чем-то ездить, где-то жить... При этом москвич крепко помнит, что в его городе всего хорошего много больше, чем где бы то ни было. И формально он прав.

Существуют, однако, "умные" цифры. Они покажут, что по количеству построенных метров - квадратных, погонных - на душу населения Москва совсем не единственный лидер в стране. "По науке" все достижения города обязательно нужно делить на десять миллионов - число его жителей. А если ставить в числитель результаты, а в знаменатель затраты, то как бы столице вообще не оказаться далеко не в первых рядах. Впрочем, использование категорий - себестоимость, производительность, эффективность - тоже не может принести успеха в погоне за голосами.

Московская уверенность в собственном счастье происходит от некоего феномена, который сродни оптическому обману - что-то вроде flash-lag, "запаздывающей вспышки". Большинство жителей столицы, конечно, путешествовали по родной стране. Посещали в своей жизни не только город N, но и А, В, С - и далее по алфавиту. Но в одном месте человек был в начале 1990-х, в другом - в середине, в третьем - на рубеже веков. И в своей памяти он подсознательно сравнивает эти места с Москвой современной, развитой на уровне конца 2005 года. И не задумывается о том, что некогда запомнившийся ему как чрезвычайно грязный город N был не намного грязнее "лучшего города Земли" той же эпохи. Возникает впечатление разительного контраста, то гнетущее совесть, то пугающее уязвимостью маленького островка благополучия.

Учет "аберрации памяти" избирателей ведет к "щадящей" предвыборной борьбе. А может быть, оппозиции следует проводить гораздо более жесткую кампанию, например, завесив город плакатами с демонстрацией достижений других российских регионов? Пользу от этого было бы трудно переоценить. На предрешенном результате выборов такая "позитивная антиреклама" не сказалась бы: и стереотипы сознания слишком живучи, и есть у столичных властей немало объективных и убедительных достижений.

Великая польза от этого была бы не столько для Москвы, сколько для страны в целом. Участие регионов в некотором публичном соревновании реальных достижений и конструктивных идей способствовало бы делу укрепления единства России, как никакая вертикаль на свете.

Еще по теме