Перетягивание лекарственного одеяла
Никто не пострадал от девальвации рубля так, как компании, работающие на рынке лекарственных средств. 1999 год грозил стать последним годом независимой от государства фармдистрибуции. Долги дистрибуторов исчислялись десятками миллионов долларов, и не было такой аптеки, менеджеры которой могли заявить о светлых перспективах.
То, что произошло в прошедшем году, похоже на чудо. К началу этого года рынок по своим показателям практически вернулся к стартовым позициям середины 1998 года. Прошедшие полтора года не были потеряны зря: все участники дистрибуционной цепочки осознали, что в 2000 - 2001 годах есть шанс сменить хаотично формировавшиеся с начала 90-х схемы работы на что-то более систематизированное. Однако производители, дистрибуторы и розничные торговцы видят идеальную систему по-разному, поэтому ситуация внешне выглядит как перетягивание каната ценой $2 - 2,5 млрд.
Все те же лица
"Хуже всего было в начале 1999 года, - делился с корреспондентом "Ко" представитель одной из трех крупнейших компаний - импортеров лекарственных средств. - Мы откровенно считали, что происходящее - агония нашего бизнеса, и уже подумывали о поисках новой работы". "Пик проблем пришелся на начало прошлого года, - говорит Игорь Рудинский, президент группы "СИА Интернэшнл". - Перспективы были самыми неопределенными: все были должны всем". Совокупная просроченная задолженность на фармацевтическом рынке оценивалась аналитиками сбытового холдинга польских предприятий группы Polfa на апрель 1999 года не менее чем в $1,2 млрд.
Фармацевтический рынок спасли три фактора. Во-первых, крупнейшие импортеры - "СИА Интернэшнл", "ЦВ Протек" и "Инвакорп" традиционно придерживались стратегии "развития на собственные деньги" и имели немалые объемы товарных кредитов, полученных от восточноевропейских производителей. Весь остальной рынок также работал на товарных кредитах и схемах с отсрочкой платежа со стороны дистрибуторов. Конечно, такая ситуация многократно увеличивала риск всего бизнеса в докризисные времена. Однако реструктурировать долги по товарным кредитам гораздо легче, чем задолженность в "предоплатных" поставках. Второй фактор - это заинтересованность западных производителей в российском рынке сбыта. Несмотря на долги, ни одна крупная фирма из числа производителей не объявила о прекращении российских операций: и Polfa, и KRKA, и Gedeon Richter, и многие другие предпочли тщательно согласовывать условия реструктуризации долгов и новых поставок.
И наконец, третье: "крайними", наиболее уязвимыми оказались некрупные оптовые компании в регионах. Лидеры неожиданно получили поддержку своих региональных программ: если раньше их филиалы, в которые были инвестированы миллионы, вынуждены были конкурировать с цепочками региональных перепродавцов и "случайных импортеров", то 1999 год они могли начинать "с чистого листа".
По данным аналитического центра "Фармацевтического вестника", с 1998 года регулярно оценивающего сбытовые фармацевтические компании, положение крупнейших национальных дистрибуторов (группа F1 и F2) на февраль 2000 года в подавляющем большинстве случаев оценивается как стабильное или улучшающееся. К компаниям - лидерам рынка прибавилась новая структура - ЗАО "Шрея Корпорейшн" (злые языки объясняют успехи компании близостью к руководителю комитета здравоохранения правительства Москвы Андрею Сельцовскому). Почти неизменным в 1999 году оставался список крупных национальных дистрибуторов (F2). Наибольшие же изменения постигли за год средних и крупных региональных дистрибуторов (F3-F5) - здесь состав поменялся более чем на 40%, причем количество "старых лиц с новыми именами" - бридж-структур обанкротившихся компаний - не так уж велико.
Рынок стал нужен только профессионалам: время "быстрых денег" ушло вместе с дешевым долларом.
Два шага назад и два вперед
Тем временем ситуация на рынке в целом пока складывается совсем не так радужно для сохранивших свои позиции, как хотелось бы. Роста нет: стагнация потребительского спроса отразилась на оборотах компаний. Объемы расходов на лекарства на душу населения сократились с $22 - 25 до $19,4 в год (данные ассоциации "Фармрос"). Фактически рост оборотов крупнейших фармдистрибуторов происходил за счет продолжающейся концентрации рынка: в 1999 году, по данным "СИА Интернэшнл", 25 крупнейших компаний контролировали около 75% рынка, а в 1997 году, по подсчетам "Ко", на них приходилось лишь 42%.
Похоже, никто сейчас не может достоверно ответить на вопрос, каковы в целом объемы рынка и растет ли он: разброс оценок составляет не менее 90%. По расчетам корпорации Aventis, российский рынок фармпрепаратов "стоит" около $1,5 млрд (и тогда рынок резко сократился), по оценкам российских крупных дистрибуторов - около $2 - 2,5 млрд (остался стабилен), по оценкам аналитических агентств - от $2 до 3,5 млрд (или сократился, или вырос). Разница получается из-за невозможности достоверной оценки стоимости товарных запасов на складах как дистрибуторов, так и российских производителей. Проведенная реструктуризация задолженностей также внесла коррективы в оценки объемов рынка.
Впрочем, большинство аналитиков все-таки сходятся на стабильности ситуации. Если исходить из признаваемого всеми экспертами соотношения импортных и российских лекарств 60:40 по итогам года, то объем рынка, учитывая данные ГТК по импорту, можно оценить в $1,8 - 2 млрд, что на 10 - 15% меньше показателей 1998 года.
Вопреки сложившейся тенденции к импортозамещению на фармацевтическом рынке этого не произошло. Если в I полугодии, по данным Александра Мачула, руководителя отдела конъюнктуры цен Минздрава, в Россию импортировано фармпрепаратов на $290 млн, то по итогам 9 месяцев 1999 года показатель составил около $680 млн (на конец года оценочно - около $950 млн). Еще в середине 1999 года соотношение российских и западных лекарств на рынке составляло 50:50, а к концу года импортные препараты обогнали российские по продажам.
В общем, трагедии, как свидетельствуют цифры, не произошло. Но ситуация в целом поменялась радикально: умеренный оптимизм стал самым распространенным настроением менеджеров-фармацевтов. Так легко отделаться никто и не мечтал.
Войны концепций
Ситуация парадоксальна: все старые тенденции на рынке просто перестали работать - многое пришлось изменить, а новое еще не наработано. Между тем, по словам главы группы "Инвакорп" Владимира Германа, в 2001 году российские фармацевты ожидают бума на рынке. Первые признаки оживления уже наблюдаются во всех звеньях дистрибуторской цепочки.
Но никто не знает, как конкретно будет выглядеть этот бум и кто на нем заработает.
Например, остается непонятным, какую долю рынка лекарственных средств смогут получить российские производители. Крупные национальные предприятия отнюдь не проиграли: как и у остальных участников цепочки, наблюдается концентрация рынка. По данным "Ко", рост продаж пяти крупнейших производителей лекарственных средств в 1999 году составил в среднем 6 - 7%, тогда как у большей части игроков он не превышал 1 - 2%. Мало того, в 1999 году рост достигался массовым запуском новых препаратов на "Акрихине", "Мосхимфармпрепарате", "Нижфарме", предприятиях групп ICN и "Ферейн-Брынцалов", ГНЦ "Вектор". Тем не менее заводам катастрофически не хватает инвестиций в производство, и спасает от острой конкуренции их лишь то, что и западные компании отнюдь не стремятся вкладывать деньги в производство в России. В 2000 году ожидается завершение лишь одного крупного проекта - завода KRKA в Подмосковье стоимостью $40 млн. Средняя стоимость вложений в фармацевтический производственный проект частных инвесторов в Москве в 1999 году, по данным "Ко", не превышала $500 тыс., и это в основном упаковочные производства. Русский дефицит денег против западной осторожности - кто кого?
Не менее интересно, какова будет политика крупных западных поставщиков лекарств во взаимоотношениях с крупными дистрибуторами. Сейчас ни одного из крупных дистрибуторов нельзя считать "компанией одного поставщика" - в списках партнеров лидеров дистрибуции сотни имен. Между тем свершившийся уход с рынка дочерних сбытовых компаний западных производителей может повернуться вспять: по нашим данным, ряд западных производителей во II полугодии 2000 года объявит о восстановлении самостоятельного импорта в Россию своих лекарств.
Еще один важный момент: как будет выглядеть типичная схема взаимоотношений аптечной сети и дистрибуции. ФТК "Время" и ICN отрабатывают одну модель - создание собственных аптечных сетей, "Инвакорп" и "ЦВ Протек" ставят на традиционную модель, "СИА Интернэшнл" - на создание подконтрольной сети независимых аптек. Кто победит - неизвестно, однако уже сейчас очевидно, что аптеки, которые в большинстве не имеют возможности гасить свои долги поставщикам, осознали свою важнейшую роль в дистрибуторской цепочке и зачастую диктуют свои условия. Например, им выгоднее работать с максимальным количеством поставщиков, поэтому среднее число партнеров московских аптек растет.
Реестр панацей
О лекарствах, продающихся в западных аптеках, порой ходят легенды, хотя ничего сверхъестественного там, понятно, нет. Тем не менее мы приводим список некоторых разработок западных компаний, которые житель Москвы увидит гораздо позже, чем в Европе.
Анальгетики
На рынке США развернулась настоящая война обезболивающих новинок. На новое болеутоляющее средство Vioxx (производитель -Merck) за первые 10 дней после его выпуска на американский рынок было выписано 4797 рецептов, что на порядок больше стандартных показателей. Vioxx превзошел по этому показателю конкурирующий препарат Celebrex, выпущенный компанией Monsanto: за первые 10 дней продаж на Celebrex, который появился на рынке в январе, был выписан 3231 рецепт. Если считать, что американские врачи не сговаривались, рост продаж выглядит просто взрывным. Такие успехи сами по себе неплохая реклама новых препаратов на рынках, которые им только предстоит осваивать. В том числе и на российском. По мнению врачей, анальгин с ними не идет ни в какое сравнение.
Лекарства, действующие на ЦНС
На рынке, который стал символом "новой фармацевтики", в 1999 году особых прорывов не было, хотя есть и новинки. Хит сезона - новое снотворное Sonata, выпущенное компанией American Home Products. Лекарство не дает обычных для снотворного побочных эффектов - снижения реакций за рулем, например; действует четыре часа, а не восемь, как стандартные препараты от бессонницы, что немаловажно для людей, которых бессонница мучает ближе к утру.
Разработки же, которые превратятся в препараты в ближайшие 5 лет, просто поражают воображение: так, проходит клинические испытания вакцина от кокаиновой зависимости, разработанная фирмой Cantab. У привитых вакциной людей в организме вырабатываются антитела, в результате чего употребление кокаина перестает приносить удовольствие.
Антибиотики
Антибиотики стали для ряда крупнейших производителей настоящей золотой жилой - в этом сегменте фармацевтического рынка соревнуются практически все мировые лидеры. Так, мировые продажи антибиотика широкого спектра действия Zithroma (Pfizer) выросли в 1999 году на 21%, достигнув $458 млн. Самые перспективные антибиотики - куинолоны третьего поколения разрабатываются и проходят испытания сразу в нескольких фармацевтических компаниях: SmithKline Beecham, Toyama, Procter & Gamble, Wakunaga. Куинолоны эффективны практически против всех болезнетворных бактерий, в том числе и тех, что устойчивы к стандартным антибиотикам, а токсичны при этом в минимальной степени. Основная область применения таких препаратов, которые появятся на западном рынке к весне, - лечение пневмонии. Эта задача становится все более актуальной в Европе и США: население стремительно стареет, а пневмония - обычное для пожилых людей осложнение после гриппа и ОРЗ.
Ожидается, что появление на рынке антибиотиков нового поколения произведет настоящую революцию в лечении инфекционных болезней: практически не останется бактериальных инфекций, которые нельзя было бы вылечить за несколько дней.
Контрацептивы
Одно из самых перспективных направлений фармации. Основные исследования связаны с поиском мужских противозачаточных средств, действие которых основано на подавлении способности сперматозоидов к оплодотворению. По данным разработок GlaxoWellcome, на способность совершать половой акт и получать от него удовольствие прообразы таких контрацептивов не влияют - по крайней мере у мышей. Появление подобных препаратов ожидается не ранее 2004 года. (Например, канадская фирма Immucon собирается начать выпуск своего контрацептива в 2005 - 2007 годах. Это будет "противозачаточная вакцина", действующая в течение 12 - 18 месяцев.) Не исключено, что какой-нибудь производитель "выстрелит" и раньше. В 60-х появление женских контрацептивов вызвало на Западе сексуальную революцию. Теперь у нас есть шансы одновременно со всем остальным миром узнать, что вызовет появление "таблеток для мальчиков".
Борьба с неизвестными
Впрочем, в поле зрения разработчиков и более экзотические проблемы. Так, совместными усилиями лабораторий Axonyx и Ares Serono разработан препарат для лечения болезней, вызываемых прионами (прионную природу имеет помимо знаменитого "коровьего бешенства" ряд почти не поддающихся лечению тропических лихорадок). Поскольку прионы не являются ни вирусами, ни бактериями (а по мнению ряда ученых, вообще не являются живыми организмами), то даже заявление о том, что эти болезни можно эффективно лечить, - огромный прорыв.
В целом же каждая крупная компания имеет свой конек в узкой отрасли медицины, в которой она признанный чудотворец. И тем не менее никто из гигантов пока не продает ни высокоэффективных противоопухолевых препаратов широкого спектра действия, ни лекарств от СПИДа, ни философского камня, дающего вечную молодость. Впрочем, говорят, что и в этих областях фармацевтики, куда закачаны миллиарды долларов, есть хорошие новости...