Top.Mail.Ru
финансы

Перезагрузка на рынке IPO: на Мосбиржу выходят компании из новых сфер

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ / Legion-Media

Российский рынок IPO снова активизировался после застойного 2022-го. Этой осенью друг за другом состоялось сразу четыре крупных дебюта на Мосбирже, а до конца года ожидается еще несколько размещений. При этом на биржу выходят или готовятся выйти компании из отраслей, которые прежде не были на ней представлены. Среди них fashion-ритейл, EdTech-сервис, МФК и ломбард. 

Кто выходил на биржу в 2023 году

«Евротранс» — 13,5 млрд рублей

Самое крупное первичное размещение акций в этом году провел топливный оператор «Евротранс». Цена IPO составила 250 рублей за акцию. В ходе листинга группа привлекла около 13,5 млрд рублей, ее рыночная капитализация составила 40 млрд рублей. Акционерами компании стали порядка 20 тысяч розничных инвесторов.

Привлеченные средства «Евротранс» направит на строительство новых и модернизацию существующих АЗС, а также на досрочный выкуп заправочных станций из лизинга.

«Евротранс» — один из крупнейших независимых топливных операторов России. Компания управляет сетью АЗС под брендом «Трасса». За девять месяцев 2023 года выручка группы составила 68,5 млрд рублей — это почти в 2,2 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Чистая прибыль — 2,51 млрд рублей (+33,8%).

«Южуралзолот» — 7 млрд рублей

Один из крупнейших в РФ золотодобытчиков «Южуралзолото» провел листинг 22 ноября. Размещение прошло по нижней границе ценового диапазона в 55 копеек за акцию. Доля акций в свободном обращении — около 6% от капитала.

В рамках IPO фирму оценили в 117 млрд рублей, сумма привлеченных инвестиций составила 7 млрд рублей. В общей сложности в результате листинга золотодобытчик привлек более 70 тысяч новых инвесторов.

Все вырученные деньги компания намерена использовать «для снижения долговой нагрузки и в общекорпоративных целях».

«Южуралзолото» разрабатывает месторождения в Челябинской области, Хакасии и Красноярском крае. В 2022-м ее убыток составил 20 млрд рублей, а по итогам первой половины этого года — 3,33 млрд рублей. Основной акционер группы — миллиардер, вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области Константин Струков.

Золотодобытчик выбрал удачное время для размещения: в начале декабря цена на драгметалл обновила исторический максимум и перешагнула отметку в 2,1 тысячи долларов за унцию. Спрос среди инвесторов «Южуралзолото» также сможет поддерживать за счет щедрых дивидендов — группа намерена направлять на выплаты не менее 50% от чистой прибыли.

Henderson — 3,8 млрд рублей

Сеть магазинов мужской одежды Henderson в рамках IPO на Мосбирже привлекла 3,8 млрд рублей. Доля ее акций в свободном обращении составила 13,9% от увеличенного акционерного капитала.

Размещение прошло по верхней границе объявленного ценового диапазона — 675 рублей за акцию. В компании заявили, что спрос от инвесторов в несколько раз превысил предложение. Всего в ходе листинга группа привлекла свыше 40 тысяч новых инвесторов.

Рыночная капитализация Henderson составила 27,3 млрд рублей. Привлеченные в рамках IPO деньги компания направит на развитие действующих салонов, переформатирование их и открытие новых точек. Также группа планирует построить распределительный центр.

Henderson стал первым российским fashion-ритейлером, вышедшим на Мосбиржу. Сеть включает 159 магазинов в России и Армении. Ее выручка в 2022 году составила около 12,4 млрд рублей, чистая прибыль — 1,52 млрд рублей.

«Астра» — 3,5 млрд рублей

Группа «Астра», один из лидеров российского IT-рынка, тоже разместилась по верхней границе ценового диапазона — 333 рубля за акцию. Всего в ходе IPO на бирже было размещено 10,5 млн акций (или 5% капитала) на 3,5 млрд рублей.

Рыночная капитализация «Астры» составила 69,9 млрд рублей, число новых инвесторов в структуре акционерного капитала превысило 100 тысяч человек. По словам гендиректора группы Ильи Сивцева, IPO позволит запустить долгосрочную программу мотивации для сотрудников.

Группа «Астра» разработала отечественную операционную систему Astra Linux. По данным самой компании, она занимает 75% рынка российских ОС и 23% рынка прикладных программ. После ухода из РФ корпорации Microsoft продукты «Астры» стали активно использовать в качестве замены Windows.

Во время IPO спрос на акции «Астры» превысил предложение более чем в 20 раз. Успех листинга аналитики, опрошенные «Ведомостями», связывают в основном с двумя факторами: группа стала главным бенефициаром ухода западных поставщиков IT-продуктов и, помимо этого, демонстрирует позитивные финансовые результаты.

еще по теме:
Парад IPO
Российские компании начали тестировать фондовый рынок
Биржа

Еще одно скромное IPO провела в этом году биотех-компания Genetico, в рамках которого она привлекла 179 млн рублей. Также на Мосбиржу через процедуру прямого листинга вышла «СмартТехГрупп», владеющая финтех-сервисом CarMoney, и привлекла 978 млн рублей — это первый дебют микрофинансовой организации на Мосбирже.

Ожидаемые дебюты на Мосбирже

Совкомбанк

IPO группы инвесторы ждут уже несколько лет. Впервые о планах провести листинг банк объявил еще в 2023 году, но размещение несколько раз откладывалось. В начале декабря группа сообщила, что начнет сбор заявок на приобретение акций.

В рамках листинга Совкомбанк планирует привлечь 10 млрд рублей. Индикативный ценовой диапазон бумаг установлен на уровне 10,5–11,5 рубля, что соответствует рыночной капитализации группы от 200 до 219 млрд рублей.

«Мосгорломбард»

В этом году листинг может провести первый российский ломбард. В рамках IPO «Мосгорломбард» собирается разместить на бирже до 3,2 млн акций. Доля бумаг компании в свободном обращении составит до 36%. Московская сеть ломбардов может привлечь от 500 млн до 1 млрд рублей.

«Кристалл»

До конца декабря размещение акций запланировал калужский ликеро-водочный завод «Кристалл». В ходе IPO компания намерена привлечь около 1–1,5 млрд рублей, а доля free-float составит не более 15%.

По словам владельца компании Павла Победкина, «Кристалл» начнет выплаты дивидендов в 2025 году. Их размер должен составить не менее 80% от чистой прибыли группы. Завод направит привлеченные средства на расширение производства, в частности, в три раза планируется увеличить объемы выпуска.

Перезагрузка на рынке

Так, за 2023 год российские компании в ходе размещений на Мосбирже привлекли в общей сложности почти 29 млрд рублей. При этом прошлый год отметился всего одним IPO на скромные 2,1 млрд рублей. Нынешняя оживленность на внутреннем рынке может быть обусловлена, кроме прочего, высокими процентными ставками, которые привели к подорожанию кредитов для бизнеса, а также ограничением доступа россиян к зарубежным фондовым биржам.

Часть иностранных акций российских инвесторов остается заблокированной с начала 2022-го из-за санкций США, а в ноябре этого года под ограничения попала «СПБ Биржа» — главная в России площадка для торгов бумагами зарубежных компаний. Сейчас торги остановлены.

еще по теме:
Санкционный бег по кругу
Как россиян пытаются лишить доступа к американским ценным бумагам
СПБ Биржа

На этом фоне растет интерес российских инвесторов к отечественным активам. Как показал опрос «БКС Экспресс», они готовы в том числе принимать участие в первичных размещениях (так ответили больше половины респондентов). В основном инвесторы обращают внимание на финансовые показатели дебютантов и размер дивидендов, которые они готовы выплачивать. А наибольший интерес для них представляют компании из IT-сектора.

Примечательно, что вместе с ростом количества размещений акций увеличивается и стоимость услуг аудиторов и юристов по сопровождению IPO и SPO — в этом году они выше в 3–4 раза, пишут «Ведомости».

В 2024 году Мосбиржа ожидает десятки первичных размещений, в том числе среди небольших компаний, рассказал ранее глава наблюдательного совета торговой площадки Сергей Швецов. По его словам, крупных IPO (как, например, у Ozon), скорее всего, в следующем году не будет. 

В 2023-м вышедшие на биржу компании размещали небольшие пакеты акций — 5–10% от уставного капитала, а суммы привлеченных инвестиций были существенно ниже, чем до 2022 года. Если «Евротранс» в рамках листинга привлек 13,5 млрд рублей, то Ozon в 2020 году — 1,2 млрд долларов (после размещения на Мосбрже и Nasdaq).

Швецов отметил, что объем IPO остается небольшим не только в РФ, но и на международном рынке. Он не назвал, какие именно компании готовятся стать публичными в следующем году. О таких планах уже заявлял «Делимобиль», который намерен привлечь от 2,5 млрд до 10 млрд рублей. Также на бирже может появиться первая российская EdTech-компания — онлайн-школа иностранных языков Skyeng.