Top.Mail.Ru
архив

Пивной патриотизм

Президент и совладелец комбината "Очаково" Алексей Кочетов сумел создать мощное пивоваренное производство без единого доллара сторонних инвестиций. На фоне поголовной скупки пивных компаний иностранцами это представляется по меньшей мере удивительным. Кочетов считает, что он просто умел считать деньги и принимать правильные решения.

От прежнего советского предприятия, расположенного на Юго-Западе Москвы, Алексей Кочетов оставил только цеховые корпуса и административное здание. На комбинате, который он возглавляет с 1989 года, Кочетов провел модернизацию и расширил производственные мощности. Сейчас московское "Очаково" - второе по величине пивоваренное предприятие в России после питерской "Балтики". В прошлом году комбинат выпустил 300 млн л пива плюс более 100 млн л других напитков.

Для 58-летнего Алексея Кочетова комбинат - предмет личной гордости и главное дело жизни. Президент "Очакова" считает, что компания успешно развивается благодаря тому, что он никогда ничего не выпускал из-под своего контроля. "Директор просто обязан все знать и за всем следить, - говорит Алексей Кочетов. - И еще быть генератором идей, постоянно искать пути дальнейшего развития предприятия".

Кочетов принадлежит к тому типу людей, для которых "цель - ничто, движение - все". Он утверждает, что не ставит перед своей командой задачу "задвинуть" всех конкурентов и сделать из предприятия компанию номер 1 в отрасли. "Главное не то, какое место ты занимаешь среди конкурентов по размерам, а то, насколько стабильно твое развитие".

Дух состязательности, впрочем, в характере президента "Очакова" присутствует, и еще какой. Именно эта склонность в сочетании с самолюбием побудила его некогда претендовать на руководящую должность на комбинате. А потом отказывать всем иностранным пивоваренным компаниям, вознамерившимся было поучаствовать в его бизнесе.

Сплошные уговоры

"Занять на комбинате директорское кресло я не собирался, просто так сложились обстоятельства", - утверждает Алексей Кочетов, вспоминая о своем назначении гендиректором "Очакова" в начале 1989 года. На предприятии он всего лишь три месяца работал главным инженером, да и на эту должность согласился, по его словам, после долгих уговоров: "Это было самое отстающее предприятие в Москве, систематически не выполнявшее план".

Заняться проблемным комбинатом ему предложил сам Юрий Лужков, в то время председатель Мосагропрома. Кочетов в 1988 году работал в Госагропроме СССР на должности главного специалиста отдела пищевой промышленности. За плечами у него был десятилетний опыт работы главным инженером на Бадаевском пивоваренном заводе и на Московском пищевом комбинате. К тому же до Госагропрома Кочетов несколько лет занимался вопросами механизации отрасли в Министерстве пищевой промышленности - как начальник одного из управлений.

Вскоре после назначения Кочетова на "Очаково" главным инженером директор комбината был уволен: "по причине несоответствия занимаемой должности", как решили в городской администрации и в районном комитете партии. Сотрудникам комбината по тогдашней моде предложили самим выбрать нового руководителя.

"Коллеги стали уговаривать меня участвовать в выборах, - вспоминает Алексей Кочетов. - Я согласился, когда узнал, кто еще претендует на директорскую должность, поскольку был невысокого мнения об управленческих способностях этих кандидатов. Если бы кто-либо из них стал директором, предприятию это не пошло бы на пользу".

На выборах за Кочетова проголосовали 95% работников комбината. По словам самого кандидата, результат для него был неожиданным: "Люди, видимо, выяснили, что у меня есть успешный опыт развития производства". Часть своих избирателей новый директор впоследствии, возможно, и разочаровал: воспользовавшись новыми полномочиями, Кочетов принялся наводить жесткий порядок на предприятии.

"За любые нарушения производственной дисциплины, даже за курение на рабочем месте, я наказывал нещадно независимо от ранга провинившегося, - рассказывает Алексей Кочетов. - Размеры штрафов доходили до половины зарплаты. Зато к концу года предприятие стало выполнять план".

В 1993 году, сразу после выхода пакета законов об акционировании, Кочетов предложил трудовому коллективу комбината приватизировать предприятие. По его словам, пришлось провести целых три собрания, прежде чем две тысячи работников решились на акционирование. По закону без положительного решения коллектива провести приватизацию было невозможно. Так появилось на свет АО "Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково", большинство акций которого находилось в руках сотрудников, а президентом стал Кочетов.

К этому времени на всех ключевых должностях Кочетов расставил своих людей. "Без надежной команды управленцев я ничего не смог бы изменить, - говорит Алексей Кочетов. - Своими новыми заместителями я назначил тех специалистов, с кем работал в Минпищепроме и на способности которых мог положиться. Виктор Греков стал главным инженером, Иван Стрижаков - заместителем по производству, Нина Метленко - заместителем по экономике".

Высокоскоростная магистраль

"Когда коллектив принимал решение об акционировании, я предупредил всех: мы должны работать хорошо, чтобы на комбинат не смог пролезть ни один банк или иностранный собственник", - вспоминает Алексей Кочетов.

Привлекать на предприятие сторонних инвесторов президент "Очакова" не желал по идейным соображениям. ("Что такое иностранный собственник? Не захочет - не будет вкладывать деньги в развитие предприятия. А то и продаст кому-нибудь свой пакет акций".) В то же время Кочетов задумал приступить к полному техническому переоснащению комбината. Причем сделать это исключительно за счет реинвестирования прибыли и привлечения банковских кредитов "малыми порциями", чтобы долги по закупке каждой новой партии оборудования можно было погашать за шесть - восемь месяцев за счет доходов, полученных в результате его установки.

По словам Кочетова, предложения "продаться" поступали к нему вплоть до 1998 года. "Были у нас послы и от Heineken, и от Carlsberg, банки различные вокруг крутились, - вспоминает он. - От переговоров мы не отказывались, но только потому, что нам было интересно узнать, как нас оценивают со стороны".

Программу переоснащения на комбинате начали в 1994 - 1995 годах с расширения ассортимента продукции и установки высокоскоростных линий по розливу напитков, позволивших наращивать объемы их выпуска параллельно с ростом спроса. "Перед реконструкцией пивоваренного производства нам нужно было обрести запас прочности, - рассказывает Алексей Кочетов. - Мы начали понемногу делать водку, разливать вино. Первыми среди российских производителей стали разливать пиво в банки и полиэтиленовые бутылки. В 1996 году наладили выпуск слабоалкогольных коктейлей. Доходы от нововведений направляли на дальнейшее обновление производства".

Кстати, инициатором производства знаменитого очаковского "джин-тоника" стал бывший коллега Кочетова по Минпищепрому - главный специалист ликероводочной отрасли Владимир Антонов, которого Кочетов переманил к себе на комбинат и назначил директором дочерней фирмы "Бахус".

С 1994 года комбинат производит пиво под оригинальной маркой "Очаковское". До этого предприятие выпускало "советские брэнды" - "Столичное", "Славянское" и "Ячменный колос".

На рекламу Кочетов старался тратить по минимуму. "Нам в те годы просто катастрофически не хватало денег, - вспоминает он. - Было время, когда мы экономили на бумаге и карандашах. Зарплату работникам не повышали почти два года после акционирования. Я разъяснял тогда людям, что в развитие мы должны вкладывать всю прибыль, иначе компания может не выдержать конкуренции с более мощными производителями".

Основную ставку Алексей Кочетов сделал на гарантированное качество продукции - этого для завоевания лояльности потребителей, по его мнению, было достаточно. Контроль был строжайшим. Работники "Очакова" хорошо усвоили, что у руководителя комбината рука тяжелая, и, если будет забракована даже самая малая партия продукции, то полетят головы.

В декабре 1997 года на комбинате запустили первую очередь нового пивоваренного производства, по своим мощностям рассчитанного на выпуск 450 млн л пива в год (для сравнения: в 1996 году на старом оборудовании "Очакова" было произведено 100 млн л напитка). Алексей Кочетов не раскрывает, во сколько обошлось комбинату переоснащение цехов. "Могу только сказать, что в среднем по России модернизация оборудования обходится $65 на каждые 100 л, мы же затратили много меньше, - говорит он. - Потому что научились торговаться с поставщиками".

Молодая закваска

Новых специалистов для обновлявшегося предприятия президент "Очакова" подбирал из числа студентов технических институтов, которых стали регулярно приглашать на комбинат в качестве внештатных работников начиная с 1995 года.

"Мы проводили практикантов через все цеха и подразделения, смотрели, кто как себя покажет, и по результатам практики брали на постоянную работу", - рассказывает Алексей Кочетов.

Из числа бывших студентов-внештатников - нынешний начальник отдела маркетинга Андрей Филимонов и начальник пивоваренного производства Сергей Румянцев (сейчас им обоим по 27 лет). В кадровой политике Алексей Кочетов вообще сделал ставку на молодежь. Ни в коммерческие подразделения предприятия, ни на руководящие должности на производстве он не берет сотрудников старше 30 лет.

"Я не хотел, чтобы на новые технологии были перенесены те ошибки, которые могут совершить люди со старым багажом знаний, - поясняет президент комбината "Очаково". - У молодых может не быть нужного опыта, но они быстро схватывают все новое. Надо лишь указать им правильное направление".

По словам Кочетова, он стремился лично следить за всеми аспектами развития предприятия, но при этом подчиненных по мелочам не контролировал и предоставлял им самостоятельность "в разумных пределах". "Однако любой проект обязательно проходил через мои руки, и без моего одобрения средства на него не выделялись, - говорит он. - Контроль над деньгами я с самого начала закрепил за собой". (Как говорит Кочетов, "когда ворочаешь огромными суммами, у тебя просто нет права на ошибку". По его мнению, принять правильное решение - значит тщательно составить баланс всех предполагаемых плюсов и минусов от реализации предложения и посмотреть, какие из них весомее.)

"С Алексеем Кочетовым я познакомился в середине 90-х годов, - говорит генеральный директор компании "Балтика" Таймураз Боллоев. - Могу сказать, что из числа бывших советских директоров немного найдется людей, которые, несмотря на возраст и привычки, сумели быстро сориентироваться в изменившихся экономических условиях. Кочетов к тому же умеет менять свой подход к управлению бизнесом в соответствии с ситуацией на рынке".

Пиво есть

К концу 1998 года на комбинате "Очаково" было полностью завершено переоснащение пивоваренного цеха. Но объемы производства оказались значительно ниже запланированных 178 млн л пива. Про причину подробно можно и не говорить - это августовский кризис, сопровождавшийся немыслимыми скачками курса доллара. За валюту комбинат закупал сырье для производства пива, в долларах же должен был возвращать кредиты.

"Мы тогда не смогли сделать выплаты по кредитам, и на комбинате повисли долги на $20 млн, по которым мы расплачивались весь следующий год", - вспоминает Алексей Кочетов.

В 1999 году положение выправилось: комбинат более чем в два раза увеличил объемы производства напитков. Руководство "Очакова" даже запланировало приступить в 2000 году к строительству пивобезалкогольного комбината в Краснодаре (общая стоимость проекта, рассчитанного на два года, - $279 млн). Что и было сделано.

В сентябре этого года на новом предприятии должна быть запущена первая очередь по производству газированных напитков. На очаковском же комбинате в 2000 году планируют полностью загрузить производственные мощности по пиву и выпустить 450 млн л этого напитка. Президент компании намерен потягаться с иностранными производителями за рынок пива класса "премиум" - в конце года "Очаково" начнет производить два новых элитных сорта. При этом Алексей Кочетов не собирается соревноваться с "Пивоварней Москва-Эфес" или Bravo в размерах рекламных бюджетов. "Мы рассчитываем на существующую популярность марки, - говорит он. - А на рекламу компания тратит не более двух процентов от годового оборота".

Сейчас предприятие без проблем продает все, что производит. Но работой службы сбыта Алексей Кочетов по-своему недоволен.

"Плохо, когда отдел продаж работает в условиях высокого спроса и товарного дефицита. Это расхолаживает сотрудников, - поясняет он. - Они забывают, что такое активное продвижение товара на рынок, что такое внимание к покупателю. А ведь после запуска краснодарского комбината ситуация должна измениться". (Пивоваренный цех мощностью 400 млн л в год на этом предприятии предполагается запустить летом 2001 года.)

Корреспонденту "Ко" Алексей Кочетов признался, что через пару лет он готов передать руководство комбинатом "более молодым и энергичным". "Я по-прежнему продвигаю на руководящие должности молодых сотрудников и хочу помочь им, как говорится, встать на ноги, - говорит президент "Очакова". - Мне ведь уже пора на пенсию. Но хочу сам завершить создание новых производств. А дальше нужно будет только развивать сбыт. Это можно поручить и молодому преемнику. Думаю, большого труда в выборе не будет".

Еще по теме