Top.Mail.Ru
архив

«Плесень» на проводах

 

Российский Интернет впал в спячку. Основные инвестиции уже освоены. Наиболее крупные слияния-поглощения прошли. В ближайшее время новым игрокам появиться неоткуда, а нынешние лидеры затягивают пояса в ожидании лучших времен. Качественное изменение ситуации возможно после улучшения инфраструктуры телекоммуникационных сетей и нового подъема американской экономики.

 

По словам министра связи и информатизации РФ Леонида Реймана, объем услуг, оказанных в российском сегменте Интернета в 2001 году, составил $220 млн. Он на 50% превысил показатели 2000 года. За последние два года аудитория Рунета выросла в 2,9 раза и к концу 2001 года достигла 4,3 млн (ядро аудитории Рунета, в это число не входят пользователи, посещающие сайты Интернета нерегулярно – Прим. «Ко»). Из них около миллиона – москвичи. В 2001 году общее количество персональных компьютеров в России составило 11 млн. На каждые сто человек приходится по 7,5 ПК.

 

С каждого по $100

Существует несколько способов получения доходов из Интернета. Наиболее выгодный – предоставление услуг доступа в Интернет. Из $140 млн, полученных компанией «Голден Телеком» от продаж в 2001 году, $66,6 млн принесли услуги передач данных и доступа в Интернет. Причем рост доходов в этой сфере увеличился по сравнению с 2000 годом на 60%.

По словам Игоря Ашманова, генерального директора компании «Ашманов и Партнеры» (бывшего исполнительного директора холдинга «Рамблер»), за доступ в Интернет по телефонной линии с домашнего компьютера средний пользователь в России платит около $100 в год. Именно здесь лежит основной бизнес операторов. «Все остальное – порталы, СМИ, электронные магазины – что-то вроде плесени, по недосмотру провайдеров наросшей на проводах», – добавляет Игорь Ашманов.

Контетные, то есть информационные, проекты в Интернете в основном существуют за счет средств от рекламы (если не считать политических ресурсов, которые не имеют целью получение прибыли). По различным оценкам, объем продаж рекламы в Рунете в 2001 году составил от $4 млн до $8 млн. (Разброс оценок в Рунете, несмотря на современные технологии мониторинга, очень большой – Прим. «Ко».)

Другим быстро растущим сегментом российского Интернет-бизнеса является хостинг, то есть размещение и техническая поддержка сайтов на сервере провайдера. В Рунете сейчас несколько сотен тысяч сайтов, и их количество увеличивается в 1,2 – 1,5 раза в год. Большинство из них предпочитают арендовать место у провайдера.

Игорь Ашманов оценивает национальный рынок хостинга следующим образом: «Провайдеру, для того чтобы стартовать «на коленке», нужно $5 тыс. – $10 тыс. Деньги возвращаются примерно полтора года. Это небольшой бизнес. Всего в Рунете «хостится» от 50 тыс. до 100 тыс. сайтов по цене около $10 в месяц. Следовательно, объем рынка составляет от $6 млн до $12 млн».

 

Всю Россию – в online

Крупнейшие российские Интернет-провайдеры с завистью смотрят на AmericaOnline. Простой американский пользователь, покупая неограниченный доступ в Интернет через AOL за $22 в месяц, попадает на одноименный портал и «ходит» внутри его информационных ресурсов. Он может переходить и на другие сайты, но если закроет «окошко» AOL, то связь с Интернетом оборвется. AOL, привязывая посетителя к своим ресурсам, получает значительную часть доходов от рекламных продаж.

Такую же модель, соединяющую услуги доступа и контент, пытаются построить крупнейшие отечественные провайдеры – «МТУ-Интел» и «Голден Телеком». Холдинг «Голден Телеком» уже несколько лет развивает свой информационный проект «Россия-Он-Лайн». Для него были приобретены ресурсы omen.ru, online.ru, проекты «Инфоарт» и «Агама», поисковая машина Aport. Поглотив провайдера Cityline с его абонентской базой, «Голден Телеком» заодно получил и его информационные ресурсы.

«МТУ-Интел» также создала свое контентное направление. Компания готова инвестировать в него значительные средства. По словам гендиректора «МТУ-Интел» Николая Репина, общемировая тенденция – в усилении «медийной составляющей» внутри Интернет-бизнеса.

В свою очередь, холдинг «Рамблер» стремится стать провайдером. В составе холдинга формируется новое подразделение – «РамТел» («Рамблер-Телеком»), который будет оказывать услуги телефонии, передачи данных и хостинга.

Однако неизбежность слияния информационного и телекоммуникационного бизнеса для директора компании ImagelandInteractive Вадима Васильева не очевидна. Пока провайдеры не в состоянии предложить механизм, способный сделать привлекательным использование именно их порталов. И не следует ссылаться на мировые тенденции – за последние годы «стратегическая линия Интернета» менялась несколько раз.

 

Папа даст денег

В 2001 году объем продаж Яndex без учета бартера превысил $1 млн, а затраты – $2,5млн. Разница была компенсирована за счет вложений главного инвестора – компании ru-NetHoldings. Тем не менее уже к четвертому кварталу 2002 года компания «Яндекс» рассчитывает начать получать прибыль. Основным источником дохода является реклама. В совокупности баннерные и контекстные (когда баннер показывается в зависимости от запроса в поиске) показы рекламы дали 60% дохода. Меньший, но также заметный доход принесли партнерские программы и электронная коммерция.

«Компания имеет от 15% до 20% объема трафика в Рунете, – рассказывает генеральный директор «Яндекс» Аркадий Волож. – Соответственно такое же место мы занимаем и на рынке рекламы».

«Мы готовы предоставить дополнительные инвестиции Аркадию, если он сочтет их нужными», – заявил член совета директоров «Яндекс»Бен Коль.

Каждый из трех лидирующих проектов в Рунете – Яndex, Mail.ru и Рамблер – имеет возможность компенсировать убытки за счет средств акционеров.

«Наша компания уже прошла стадию, когда нужны внешние заимствования, – рассказывает генеральный директор Mail.ru Евгений Голанд. – Сейчас наши доходы близки к расходам, а в некоторые месяцы и превышают их. Акционеров компании устраивает наша стратегия. В настоящее время 80% дохода нам приносит реклама».

Генеральный директор рекламного агентства AdWatch Лев Глейзер считает, что потенциал российского Интернета как медиа-рынка недооценен рекламодателями. В 2001 году формально рынок Интернет-рекламы в России увеличился в полтора раза по сравнению с 2000 годом. При этом необходимо учесть, что в 2000 году до 70% всего рекламного оборота в Рунете обеспечивали инвестиционные деньги, выделенные на раскрутку самих Интернет-проектов. Таким образом, считает Лев Глейзер, рекламный рынок без учета инвестиционных средств вырос в четыре раза, с $1,5 млн – $2 млн в 2000 году до $7 млн – $8 млн в 2001 году.

Компании, владеющие Интернет-проектами, в настоящее время заняли выжидательную позицию. В силу кризиса в IT-индустрии на Западе эти проекты невозможно сейчас с выгодой перепродать крупным международным компаниям. Единственный выход – ждать лучших времен, сокращая текущие затраты, но сохраняя лидирующие позиции.

 

Чемодан без ручки

Многочисленные «Интернет-инкубаторы», разрабатывая технологические оболочки для продаж через Интернет, не создавали сам бизнес.

«Эти магазины открывали, как правило, для дальнейшей перепродажи, – рассказывает директор департамента электронного бизнеса группы компаний TopsBI Леонид Новомлинский. – Они могут иметь положительное сальдо, но доход у них маленький, а начальные инвестиции были значительны. Динамика их развития недостаточна, чтобы окупить вложения».

Владельцы электронных магазинов оказываются в роли хозяев чемодана без ручки. И нести тяжело, и бросить жалко. Но пока они не могут превратить магазины в устойчивый бизнес со стабильным менеджментом, что является обязательным при перепродаже компаний.

«Электронный бизнес выгоден, когда связан с основной деятельностью компании, – говорит Леонид Новомлинский. – В противном случае он может войти в противоречие с основным бизнесом компании».

Помочь компаниям перейти от информационных сайтов к бизнес-порталам, считает Леонид Новомлинский, могут только системные интеграторы, которые хорошо знают управленческие процессы и системы автоматизации. Интернет-компании и дизайн-студии не владеют необходимыми знаниями.

Современные же корпоративные системы SAP, Oracle, BAAN, Navision и других производителей предусматривают наличие в них портала как точки выхода в Интернет для предприятия.

Еще по теме