Top.Mail.Ru
архив

По «бразильской» системе...

15.12.200300:00

Прошлые новогодние праздники АвтоВАЗ встречал с десятками тысяч нераспроданных автомобилей, скопившихся на складах в результате осеннего кризиса сбыта. Ведущему российскому автозаводу понадобился всего год, чтобы  полностью  оправиться от кризиса. Сегодня перспективы развития АвтоВАЗа ясны и вполне реальны.

 

За девять месяцев этого года АвтоВАЗ продал 545 000 автомобилей. Доля автозавода на рынке за этот период составила 43,8% против 41,6% в 2002 году. После кризиса продаж в конце 2002-го чистая прибыль постоянно растет. В первом квартале 2003-го она  составила 8 млн руб., в первом полугодии уже 1487 млн руб., а по итогам девяти месяцев – 3146 млн руб. Примечательно, что увеличения доли рынка удалось добиться на фоне ужесточающейся конкуренции со стороны иномарок. По прогнозам, в этом году в России будет продано 600 000 – 630 000 автомобилей иностранного производства (как новых, так и подержанных), а ВАЗ реализует около 700 000 машин.

Сегодня руководство автозавода полностью определилось с модельным рядом выпускаемых автомобилей. Полным ходом идет подготовка к производству автомобилей семейства «Калина». Первая серийная машина с таким названием сойдет с  главного конвейера 18 ноября 2004 года. Параллельно с «Калиной» будет  запущен  проект «2170» – глубокая модернизация автомобиля «десятого» семейства. К 2010 году АвтоВАЗ планирует полностью обновить модельный ряд. К тому времени, по словам вице-президента по стратегическому и корпоративному управлению АвтоВАЗа Михаила Москалева, срок разработки и запуска моделей в серию будет сокращен до четырех лет. Такова обычная практика мирового автомобилестроения.

Пожалуй, самым серьезным достижением АвтоВАЗа за прошедший год стала начатая модернизация дилерской сети.После десятилетия трудностей компания  реально начинает контролировать продажи. По словам Юрия Амелина, начальника управления АвтоВАЗа по поставке автомобилей на внутренний рынок, стратегическая задача реформы – создать такую систему обслуживания «вазовских» автомобилей, которая могла бы привязать потребителя к марке «Лада». Необходимо обеспечить так называемую среду обитания для ВАЗа, предоставить покупателю полный набор сервисных услуг.

АвтоВАЗ сформировал для своих дилеров перечень обязательных требований: наличие шоу-рума (обустроенной зоны продаж), производственных мощностей для проведения предпродажной подготовки и технического обслуживания.

Реформа сбытовой сети заключается не только в ужесточении требований к дилерам. АвтоВАЗ ввел для всех предприятий своей сервисно-сбытовой системы единые отпускные цены, включающие в себя затраты на доставку и хранение автомобилей (с введением единых оптовых цен завод начал самостоятельно транспортировать автомобили). Создав механизм контроля розничных цен, АвтоВАЗ намерен покончить с ситуацией, характерной только для российского автомобильного рынка: если машины расходятся как горячие пирожки, дилеры поднимают розничные цены, а если продажи падают, то просят снизить цены отпускные.

В перспективы АвтоВАЗа верят не только в Тольятти. Уверенно развивается совместный проект завода с американской GeneralMotors: продукция  СП «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» – автомобиль ChevroletNiva пользуется устойчивым спросом (в следующем году будет готов его экспортный вариант). В год планируется выпускать 60 000 этих внедорожников. В 2005-м с конвейера СП начнет сходить автомобиль на базе Opel Astra. 

По словам  председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимира Каданникова, «выпуск второго поколения Astra на мощностях СП – это прежде всего опыт, который поможет АвтоВАЗу интегрироваться в мировое автомобилестроение».

Еще по теме