Top.Mail.Ru
архив

По канонам Canon

Всемирно известная японская корпорация Canon Inc. в особых представлениях не нуждается. Фото- и кинокамеры, копировальные аппараты, принтеры, сканеры, факсы – вот далеко не полный перечень продуктов, которые принесли компании заслуженную славу и уважение пользователей. Один из исследователей, писавших о феномене Canon, как-то заметил, что на протяжении всей своей истории она стремилась заново изобрести колесо. Обычно так говорят про людей, которые упрямо пытаются придумать то, что уже давно известно. Но в случае c Canon имеется в виду другое: изобретения компании почти всегда становились прорывом в той области, где она работала.

Предтечей Canon можно считать «Лабораторию точных оптических приборов» (Precision Optical Instruments Laboratory), открывшуюся в 1933 году в Токио. Ее основатели (два молодых человека – Горо Йошида и Сабуро Учида) поставили перед собой весьма амбициозную задачу – создать фотокамеру, которая по своим качествам не отличалась бы от немецкой техники, господствовавшей в то время на мировом рынке. Для начала было решено исследовать продукцию конкурентов, чтобы узнать ее сильные стороны и принципы работы. С этой целью сотрудники лаборатории попросту разбирали имевшиеся в их распоряжении фотоаппараты Leica и Contax и тщательно изучали «начинку». Поскольку немецкие камеры стоили дорого, молодым энтузиастам потребовался спонсор. На помощь пришел близкий друг Учиды – Такеши Митараи, врач-гинеколог по профессии, который снабдил лабораторию необходимыми средствами. Но изучение немецких фотоаппаратов было только частью задачи. Когда дело дошло до производства, Йошида предпочел вместо копирования немецких образцов использовать собственные оригинальные идеи. В 1934 году ему удалось создать прототип первой японской 35-миллиметровой фотокамеры с затвором в фокальной плоскости. Убежденный буддист, Йошида назвал свое творение Kwanon – в честь богини милосердия из буддистского пантеона.

Подводная лодка, аэроплан и… фотоаппарат Впервые реклама нового фотоаппарата появилась в журнале Asahi Camera, который и по сей день остается одним из самых авторитетных фотографических изданий Японии. Реклама гласила: «Подводная лодка класса I. Аэроплан типа 92. Камера Kwanon. Все это мировые лидеры». Заявление было очень смелое – ведь упомянутые субмарина и аэроплан в те годы символизировали военную мощь Японии. Таким образом, первая японская 35-миллиметровая камера оказалась поставлена в один ряд с лучшими научно-техническими достижениями страны. Достоинства нового фотоаппарата были несомненны, а цена вполне доступна – во всяком случае, Kwanon стоила дешевле немецких камер. Однако для стимулирования будущих продаж за пределами Японии, особенно в странах с христианским вероисповеданием, возникла необходимость придумать новый брэнд, религиозный подтекст которого был бы не столь очевиден. После долгих споров решили остановиться на Canon. Это слово имеет несколько значений, и среди них – «точность, аккуратность». К тому же по звучанию оно не слишком отличалось от Kwanon, так что смена названия прошла безболезненно. Вначале темпы производства составляли всего 10 камер в месяц. С выпуском первой коммерческой модели Hansa дела пошли лучше, но растущая компания испытывала острую нехватку средств. К тому же началось строительство нового завода. Чтобы привлечь дополнительный капитал, было решено преобразовать исследовательскую лабораторию в акционерную фирму. В результате 10 августа 1937 года на свет появилась компания Precision Optical Industry Co., Ltd. Ее уставный капитал составил 1 млн иен. Дела в компании пошли бойко. Уже через год после ее появления была запущена в производство новая модель Saishingata. Акционеры получили дивиденды в размере 5%. Штат сотрудников вырос с 30 до 150 человек. Способствовала росту и международная обстановка: в сентябре 1937 года, в преддверии возможной войны, в Японии запретили импорт высококачественных зарубежных фотоаппаратов, что положительно отразилось на уровне продаж камер местного производства.

Бизнес-лидер нового типа В 1942 году президентом компании стал Такеши Митараи – тот самый доктор, который помог лаборатории в первые годы ее существования. Медицину он при этом не оставил, предпочтя управлять Precision Optical Industry Co. при помощи наемных менеджеров – весьма смелый подход для японского бизнеса тех лет. К тому же средний возраст топ-менеджмента компании составлял около 35 лет, что тоже было очень необычно для Японии, где по сию пору преклонный возраст сотрудника свидетельствует о его высоких деловых качествах. Однако и сам Митараи не устранился от руководства. В 1943 году он предложил революционную систему помесячной оплаты труда сотрудников, а позже ввел обязательные медосмотры для служащих при помощи разработанного в компании рентгеновского аппарата (в те годы туберкулез в Японии был одной из самых распространенных причин смерти). А еще позже, в 1966-м, Митараи стал инициатором перехода японских предприятий на пятидневную рабочую неделю и первым ввел пятидневку в своей компании. 15 августа 1945 года закончилась вторая мировая война, во время которой Precision Optical Industry Co. понесла значительные убытки. Под руководством Митараи началось постепенное возрождение его детища. Бывшим служащим были разосланы письма, в которых их спрашивали, готовы ли они вернуться в Precision Optical Industry Co. Из числа откликнувшихся отобрали 156 человек, и уже 1 октября 1945 года компания заработала вновь. Несмотря на устойчивый спрос, которым камеры Canon пользовались у представителей оккупационных войск, Митараи сомневался в том, что компания будет приносить прибыль, выпуская только фотоаппараты. Поэтому были созданы два дочерних предприятия: Akatsuki-Musen Co., Ltd. для производства и продажи радиоприемников и Kashiwa-Yakugyu Co., Ltd. для выпуска лекарств. Они помогли компании пережить первые послевоенные годы, но в 1949 году были закрыты. По предложению Такеши Митараи в сентябре 1947 года Precision Optical Industry Co. переименовали в Canon Camera Co. Inc. Новая смена названия должна была подчеркнуть успех торговой марки Canon, попутно укрепив имидж компании в глазах покупателей и деловых партнеров. Два года спустя акции Canon Camera впервые стали котироваться на Токийской фондовой бирже. Только в 1969 году, когда компания стала выпускать и другие виды продукции, из ее названия исчезло слово Camera.

Новые победы

В 50-е годы началось активное освоение зарубежного рынка, и прежде всего американского. Осенью 1955-го открылось отделение Canon в Нью-Йорке, в 1966-м преобразованное в самостоятельную компанию – Canon USA. Выход на европейский рынок состоялся чуть позже – в 1957 году, когда в Женеве была образована фирма Canon Europa – первый европейский дистрибутор компании (позднее головной европейский офис переехал в Амстердам). Параллельно с зарубежной экспансией Canon Camera Inc. вышла на новый для себя рынок кинокамер. В марте 1955 года была сформирована группа специалистов из разных отделов компании, начавшая работу над суперсекретным проектом – 8-миллиметровой камеры. Команда пошла по пути, уже опробованному когда-то основателями компании: сначала были внимательно изучены «внутренности» подержанных камер, оставшихся в наследство от оккупационных сил, а затем специалисты Canon стали придумывать собственную оригинальную технологию. Принцип командной работы оправдал себя: в том же году в обстановке строжайшей секретности был создан работающий прототип 8-миллиметровой кинокамеры. А в ноябре 1956 года в продажу поступила первая коммерческая модель – Canon Cine 8T. Еще через два года компания выпустила Canon Projector P-8 – кинопроектор, разработанный «в пару» к кинокамере. В январе 1961-го на свет появился новый хит – оснащенный «электронным глазом» фотоаппарат Canonet, недорогой и достаточно простой в использовании. По легенде идея такой камеры родилась у одного из молодых сотрудников, мечтавшего «создать фотоаппарат, который мог бы приобрести кто угодно». В первый же день продажи весь запас фотоаппаратов в крупном токийском универмаге Mitsukoshi’s Nihonbashi был сметен с прилавков за два часа. К ноябрю 1961 года было произведено более 210 тыс. камер Canonet, а в июле 1963-го миллионный рубеж компания преодолела.

Борьба Давида и Голиафа Позиции Canon на рынке фото- и кинокамер оставались прочными, однако спокойно почивать на лаврах руководству компании мешала острая конкуренция. Все больше компаний как в Японии, так и во всем мире начали производить качественное оборудование для фото- и киносъемки. В результате цены на него снижались, поддерживать прибыль на прежнем уровне было все труднее. Не добавляло Canon радости и осознание того факта, что победителями в этой «войне цен и качества» выходят не только покупатели, но и производители пленки – такие, как Kodak и Fuji. «Выпуская камеры, вы фактически работаете на компании, производящие пленку», – так впоследствии охарактеризовал сложившуюся ситуацию Хадзиме Митараи, сын первого президента, занимавший этот же пост до своей кончины в 1995 году. Посему Canon Camera Co. стала искать новый продукт, причем такой, чтобы компания могла производить одновременно и оборудование для передачи изображения, и материал, с помощью которого осуществляется этот процесс. Так родилась идея выпуска копировальных аппаратов. Но на этом рынке единолично властвовала американская корпорация Xerox, которая воздвигла вокруг своего творения стену патентов. Специально приглашенный консультант из США, изучив всю патентную документацию, вынес свой вердикт: «стену» разрушить невозможно. По счастью, безапелляционность этого приговора прозвучала как вызов для 35-летнего сотрудника исследовательского отдела Canon Кейзо Ямадзи. «У меня он вызвал протест. Я сказал: давайте попробуем разбить эту стену!» – рассказывал в 1985 году Ямадзи, причем не кому-нибудь, а авторам книги «Xerox: американский самурай». Задуманное удалось осуществить в 1970 году, когда Canon вывела на рынок копировальные аппараты серии NP, созданные на основе оригинальной электрофотографической системы и использующие обычную бумагу. Эта разработка тоже была защищена всевозможными патентами, но Canon в отличие от Xerox стала продавать лицензии на использование своей технологии, что до сих пор, по данным журнала Fortune, приносит компании до $100 млн в год. Поскольку Canon вышла на рынок копиров позже Xerox, японская компания решила осваивать те ниши, в которых американцы были слабы. Одной из них стал рынок недорогих копировальных аппаратов класса low end. Важным условием завоевания этой ниши стало постепенное уменьшение размеров устройств. Кульминационным моментом этого процесса стало создание в 1982 году первого персонального копировального аппарата. Ямадзи понял также, что персональные копиры должны быть не только дешевыми, но и простыми в обслуживании. Революционное решение, придуманное в Canon, заключалось в следующем: все ключевые компоненты аппарата размещались в одном сменном картридже. Как оказалось, это была великолепная идея не только для копиров, но и для принтеров. «Это мелочь, – заметил как-то Хадзиме Митараи, – но если понадобится назвать один-единственный фактор, который сыграл самую важную роль в успехе нашего лазерного принтера, то это идея картриджа, наше собственное изобретение». Другая ниша, благополучно освоенная Canon, – рынок цветного копирования. В 1987 году компания представила свой первый цветной копировальный аппарат, созданный с использованием лазерных технологий. И здесь Canon осталась верна себе, постепенно удешевляя лазерную технику, чтобы в итоге сделать ее доступной как можно большему числу пользователей. Так появились цветные копиры, принцип действия которых основан на пузырьково-струйной технологии.

Законодатели моды Как и многие великие изобретения, пузырьково-струйный принцип печати был открыт почти случайно. В 1977 году один из исследователей Canon случайно коснулся раскаленным паяльником иголки шприца, заряженного чернилами. Под воздействием высокой температуры образовался пузырек, который затем превратился в тонкую струйку чернил. Случайному открытию нашлось применение в принципиально новом способе печати, представленном в 1981 году. Кстати, его название – bubble-jet – защищено патентом и является торговой маркой Canon; все остальные фирмы используют общий термин ink-jet, что означает «чернильно-струйный». Пузырьково-струйная технология очень пригодилась Canon, когда компания начала выпуск недорогих струйных принтеров для использования дома и в небольших компаниях. Первый из них – BJ-80 Bubble Jet увидел свет в 1985 году, спустя восемь лет после «случайного открытия». Внушительных результатов Canon добилась и на рынке лазерных принтеров. Фактически она и является изобретателем персонального лазерного принтера. Исследования в области использования лазера для печати компания начала Еще в 1962 году. Однако исследования пришлось заморозить, поскольку Canon не удалось создать подходящий источник лазерного луча. Эксперименты были возобновлены в 1970-м, когда в научно-исследовательском институте Canon узнали, что в США началось практическое применение газовых лазеров. Перед сотрудниками компании была поставлена цель – создать принтер, в котором газовый лазер использовался бы вместе с электрофотографической технологией. Прототип подобного устройства был создан в 1975 году, и компания представила его на национальной компьютерной конференции. Там новинкой заинтересовался не кто иной, как Уильям Хьюлетт, в то время СЕО Hewlett-Packard. Его компания приобрела у японцев лицензию на использование новой технологии для разработки собственных принтеров. И хотя первые устройства в силу их несовершенства не имели особого коммерческого успеха, от идеи выпускать лазерные принтеры Hewlett-Packard не отказалась. В это же самое время японцы бились над другой проблемой – как сделать лазерные принтеры маленькими. На сей раз им очень пригодилась та самая идея картриджа, позаимствованная у коллег, занимавшихся разработкой копиров. Когда был создан новый образец принтера с использованием картриджа, в Canon уже знали, кому его показать. В 1984 году Hewlett-Packard и Canon заключили соглашение, по которому японская сторона изготавливала «начинку» принтеров, а американцы упаковывали ее в корпус, снабжали программным обеспечением и продавали под собственной маркой. Это взаимовыгодное партнерство продолжается и по сей день. По сведениям журнала Forbes, Canon и Hewlett-Packard удерживают 70% рынка лазерных принтеров. Помимо них столь высокий уровень доминирования в компьютерной отрасли имеют только Microsoft и Intel. В настоящее время компанией Canon руководит 65-летний Фудзио Митараи, племянник Такеши Митараи. Прошлой осенью он зарегистрировал акции Canon на Нью-Йоркской фондовой бирже (ожидается, что Canon USA будет зарегистрирована отдельно, чтобы получить возможность приобретать другие компании путем обмена акциями). По прогнозам Митараи, к 2005 году новые продукты будут приносить компании около $4 млрд прибыли. Особую ставку глава компании делает на цифровую фотографию.

Еще по теме