Top.Mail.Ru
$ 60.53
£ 74.01
¥ 45.59
 64.31
 9.00
Нефть WTI 92.61
GOLD 1786.62
РТС 1118.40
DJIA 33309.51
NASDAQ 12854.80
BTC/USD 24593.00
мнения

Почему «Армия России» ушла из Сирии

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Решение начать бизнес с Сирией казалось нам весьма перспективным. Цены на продукты и сырье, которые производятся в Сирии, выгоднее, чем у конкурентов. Страна находится в каменном мешке, у них перепроизводство агрокультур, и потому они готовы давать очень интересные цены на овощи и фрукты — куда более низкие, чем в соседнем Египте.

Дмитрий Беляков‑Романов

Политическая близость наших стран и популярность там России позволяли надеяться на успешное сотрудничество в продвижении как минимум одной из наших продуктовых линеек — под брендом «Армия России». (Оговорюсь сразу, мы не имеем никакого отношения к Минобороны, мы лишь получили лицензию на производство продуктов питания под этим брендом и платим за него роялти.) Но самое главное — мы были единственной российской компанией, которой удалось получить преференцию по беспошлинному ввозу в Россию агрокультур, в которые были вложены инвестиции в особой экономической зоне в Латакии.

Нам понадобилось три года и десятки тысяч долларов, чтобы понять — бизнес с Сирией вести невозможно. За годы войны и санкций страна утратила навыки качественной международной работы.

Во-первых, контроль качества. Он вопиюще низкий, я бы сказал, никакой. Это связано в том числе с отсутствием культуры сюрвейеров — международных представителей, которые бы приезжали к ним на производство, проводили аудит, писали заключение, выявленные риски страховались бы международно. В Сирии это невозможно.

Во-вторых, в Сирии нет экспортных специалистов. Страна, которая длительное время находится под санкциями и варится в собственном соку, не заинтересована в содержании качественных экспертов по экспорту. И это стало для нас огромной проблемой: если нам все же удавалось какой-то продукт откалибровать и стандартизировать по качеству, то некачественно оформленные документы от поставщика тормозили процесс и приводили к убыткам.

Третье и, пожалуй, самое важное — финансовые санкции, в первую очередь отключение от SWIFT, делают отправку денег в страну, скажем так, монопольной. Есть всего один банк в России, работающий с Сирией, и всего один банк в Сирии, который работает с Россией и через который можно осуществлять переводы. Переводы идут долго, не в той валюте, в которой бы нам хотелось. Есть сложности с легальной наличкой, а с нелегальной там все очень строго — тюрьма и пытки за обнал среди местных привычное дело. Говорят, что иностранцев такие меры не касаются, но на себе проверять не хотелось.

Неповоротливый трансфер денег в таком бизнесе, как поставка овощей и фруктов, критически важен, ведь фрукты — скоропортящийся продукт и ждать «медленных денег» не могут.

В-четвертых, логистика. Когда страна длительное время находится под санкциями, неизбежно деградируют логистические пути, и эту проблему нам приходилось решать на протяжении всех трех лет наших попыток вести бизнес в направлении Сирии. Легально морем никто туда не ходит — суда, которые заходят в сирийский порт, маркируются и попадают под санкции, и больше этот корабль никуда выйти не сможет. Поэтому, чтобы работать с Сирией, нужно приобретать отдельный транспорт. Но покупать его смысла нет — торговые коридоры не налажены. Такой замкнутый круг, из-за чего логистика из Сирии обходится ровно в два раза дороже, чем из любой другой страны. И разумеется, ложится в цену наших апельсинов.

В результате всего этого эксперимента оказалось, что, несмотря на изначально очень низкую закупочную цену на овощи и фрукты с учетом всех расходов, их себестоимость для нас получается такой же, как и в Египте — где все давно отлажено и никаких рисков для бизнеса нет.

Так для нас закончилась история с экспортом из Сирии, но мы не отступили. Не получилось с экспортом, попробуем с импортом, решили мы, параллельно пытаясь наладить поставки в Сирию собственной продукции.

Идея казалась перспективной — продукты под брендом «Армия России» на благоприятнейшем политическом фоне должны были встречаться в стране на ура. Мы участвовали в выставках, делали презентации, дарили подарки чиновникам — в том числе лично премьер-министру. Нас любезно встречали, и никто не говорил нет, но бизнес не пошел. Несмотря на наши тесные отношения с единственным работающим на импорт-экспорт банком, с послом российским, с послом сирийским, военным атташе и торгпредом, ни одна из наших попыток продать в Сирию муку или зерно не увенчалась успехом.

Что получилось в сухом остатке? Мы простились с Сирией. Уж лучше торговать с Египтом, Турцией и Марокко — странами, где есть современные плантации, переборочные цеха и крупные международные холдинги и где нет проблем с платежами и логистикой. Где приняты международные стандарты бизнеса, а риски страхуются международными страховщиками. Другими словами, самый обычный бизнес с самыми обычными странами.


ООО «Продэксперт» основано в 2018 году, занимается оптовой торговлей, дистрибуцией, производством продуктов питания. Одним из проектов «Продэксперта» является лицензионная продуктовая линейка под брендами «Армия России» и «Военторг».

Еще по теме